Руководители учебных заведений

Иванов Виктор Леонтьевич

Иванов Виктор Леонтьевич
(19.01.1858 – ?).

1

Сын курьера Министерства внутренних дел.

Иванов В.Л. обучался в Детском приюте Его Императорского Величества Принца Ольденбургского. 23 декабря 1876 г. Иванов В.Л. выдержал экзамен в испытательной комиссии Санкт-Петербургского учебного округа – домашний учитель.  В 1876 – 1877 гг. Иванов В.Л. работал домашним учителем в доме коллежского асессора Уржумцева.  В 1877 – 1878 гг. Иванов В.Л. работал домашним учителем в доме коллежского асессора Степанова.

В 1879 г. Виктор Леонтьевич был назначен заведующим мореходными классами Санкт-Петербургского речного яхт-клуба и преподавал в классах арифметику, алгебру, геометрию, русский язык, географию. В 1880 г. Иванов В.Л. был произведен в коллежские регистраторы. 29 октября 1882 г. Иванов В.Л. был определен на государственную службу. 1 января 1883 г. Иванов В.Л. произведен в губернские секретари.

30 декабря 1913 г. действительный статский советник Виктор Леонтьевич Иванов был уволен по болезни с должности заведующего Соединенных училищ.

Действительный статский советник Виктор Леонтьевич Иванов был награжден орденами Святого Станислава 3-й и 2-й степени, Святой Анны 3-й и 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени.

[свернуть]
Корнилов Николай Александрович

Корнилов Николай Александрович
(31.12.1865 – ?).

В 1886 г. Корнилов Н.А. окончил Морское училище и получил звание «мичман». После окончания училища служил на различных должностях в морском ведомстве. Служил ротным командиром, преподавателем в Морском корпусе.

С 1910 г. капитан 1 ранга Корнилов Н.А. преподавал навигацию в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания. С 22 ноября 1913 г. по 5 декабря 1918 г. служил начальником Санкт-Петербургскими (с августа 1914 г. — Петроградскими) соединенными училищами дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра Ι. В декабре 1917 г. Корнилов Н.А. был произведен в генерал-майоры флота. С 5 декабря 1918 г. он был председатель школьного совета в техникуме водного транспорта (г. Рыбинск), преподаватель морских дисциплин.

В 1933 г. Н.А. Корнилов был арестован и осужден тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу 05/04/1933 по ст.58–10 ч.1, 58–11 УК РСФСР, был отправлен в ИТЛ. Дальнейшая судьба Николая Александровича Корнилова неизвестна

[свернуть]
Резцов Николай Александрович

Резцов Николай Александрович
(12 октября 1855 – 16 января 1914)

Николай Александрович родился в петербургской купеческой семье. Его отец – потомственный почетный гражданин – отдал сына в частную гимназию Гавловского, откуда тот перешел в 1-е реальное училище на Васильевском острове. Закончив училище, Николай Резцов поступает в Санкт-Петербургский технологический институт, оканчивает его в мае 1882 г. со званием инженера-технолога и остается работать лаборантом по физике у профессора Р. Э. Ленца. В 1889 году Ленц становится управляющим Экспедиции заготовления государственных бумаг и приглашает на работу в Экспедицию своих одаренных учеников, в том числе и Резцова.

Николай Александрович был назначен на должность заведующего испытательным отделом, а впоследствии занял пост заведующего бумажной фабрикой Экспедиции. Им был предпринят целый ряд исследований технического и научного характера по писчебумажному производству. Огромное значение при проведении исследований Резцов придавал опытам, проводимым в фабричных условиях, а не в лабораториях.

В 1896 г. Министерство финансов поручает Николаю Александровичу составить очерк о писчебумажных предприятиях для Нижегородской выставки. Также, помимо текущей работы, Н.А.Резцов осуществил два важных начинания, которые выдвинули его в число наиболее выдающихся деятелей бумажной отрасли: организация первого в России музея писчебумажного производства при Экспедиции и открытие школы мастеров по бумажному производству, что диктовалось возросшим спросом Экспедиции и частных бумажных фабрик на высококвалифицированных специалистов в этой области.

В 1901 году он принял активное участие в деле организации Союза писчебумажных фабрикантов Российской империи и был избран председателем Распорядительного комитета Союза. На этом посту он оставался на протяжении двенадцати лет, до своей кончины.

В 1902 г. Резцов вновь приступил к работам по изучению физических свойств бумаги, для чего организовал испытательную станцию для исследования бумаги при Императорском Русском техническом обществе. В 1913 г. станцию перевели в научно-учебный кабинет по писчебумажному делу при Технологическом институте, а материалы, полученные в ходе испытаний, легли в основу опубликованной Резцовым в 1908 г. книги «Испытания бумаг».

С 1904 года под его редакторством начал издаваться журнал «Писчебумажное дело». Это был самый авторитетный проект в сфере отраслевых изданий на рубеже XIX–XX столетий.

Еще одной важной заслугой Николая Александровича явилось его общественное служение на поприще Петербургского городского главы. Особенно много труда было приложено им в сфере налаживания эффективного функционирования водопроводного, канализационного хозяйства, организации санитарной очистки города. В частности, под его личным руководством была произведена фундаментальная работа по изучению воды Ладожского озера и ключей, что дало возможность улучшить снабжение города качественной питьевой водой. Резцов принял непосредственное участие в формировании системы трамвайного хозяйства столицы. В тяжелые 1905–1906 гг. им была организована служба по борьбе с безработицей в Санкт-Петербурге, которая сыграла значительную роль в стабилизации социальной обстановки в городе. В 1908–1909 гг. ими были предприняты эффективные меры по борьбе с эпидемией холеры.

1(14) июля 1902 г. В Петербурге было учреждено Училище дальнего плавания. Общее руководство училищем возлагалось на Попечительский комитет. Председатель и члены комитета избирались Городской Думой. Председателем Попечительского комитета Санкт-Петербургского училища дальнего плавания стал петербургский городской голова, статский советник, инженер-технолог Николай Александрович Резцов. Попечительский комитет Н.А. Резцов возглавлял до 1911 г.

16 января  1914 г. Н.А. Резцов скончался в своей квартире на Суворовском проспекте. Н.А.Резцов был похоронен в присутствии многих депутатов городской думы в Александро-Невской лавре.

[свернуть]
ЧАЙКОВСКИЙ ИППОЛИТ ИЛЬИЧ

Чайковский Ипполит Ильич (1843 – 1927). Генерал-майор от адмиралтейства, младший брат знаменитого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

В сентябре 1854 г. Ипполит был определён пансионером в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Участвовал в плаваниях на кораблях «Выборг», «Синоп» и др. В 1862–1864 гг. гардемарин Чайковский стажировался на кораблях Каспийской флотилии. Весной 1863 г. Ипполит Чайковский принимал участие в походе Балтийской эскадры русского флота. После 1864 г. И.И. Чайковский служил на фрегатах «Пересвет», «Дмитрий Донской» и корвете «Витязь» на Чёрном и Балтийском морях.

В мае 1867 г. мичман Чайковский И.И. был переведен на служибу на коммерческие суда Русского Общества Пароходства и Торговли (РОПиТ), где командовал парусными судами и пароходами. До 1883 г. служил и жил в Одессе. В 1883 — 1894 гг. Ипполит Ильич с семьей находился в Таганроге, где возглавлял Попечительский Комитет Таганрогских Мореходных классов. На собранные по его инициативе средства был построен трехмачтовый парусник — учебное судно для Таганрогских мореходных классов. Спущенное на воду в 1892 г., судно после революции было переименовано и под новым названием – «Ипполит Чайковский» — ходило по Азовскому морю и Дону вплоть до 1941 г. В первый год Великой Отечественной войны парусник затонул.

В апреле 1887 г. И.И. Чайковский уволился от флотской службы по домашним обстоятельствам с награждением чином капитана I ранга, с мундиром и пенсией по положению. Уйдя с флота, он занимал в РОПиТ береговые должности и был членом его Правления. Ипполит Петрович прослужил в РОПиТ 35 лет (1878–1913), а всего во флоте – 51 год.

В 1894 г. Ипполит Ильич Чайковский перевёлся в Петербург — служил агентом в петербургском отделении РОПиТ до 1900 года. В 1900 г. И.И. Чайковский вышел в отставку генерал-майором по адмиралтейству, и возглавил частную пароходную компанию «Надежда». В последующее десятилетие он состоял членом городского комитета по народному образованию. С 1907 г. Ипполит Ильич Чайковский состоял членом Попечительского Комитета, а в  1913, 1915 г. он был председателем Попечительного Комитета Соединенных училищ дальнего плавания и судовых механиков торгового флота  императора Петра I. 

В 1915 г. Ипполит Ильич переехал в Москву и поступил на службу в Правление Московско-Казанской железной дороги, заведующим отделом улучшения быта рабочих и служащих. В Москве он жил на Остоженке в Савеловском переулке, в доме, где находился штаб старейшего в Москве отряда бойскаутов из речного Яхт-клуба. В годы Первой мировой войны И.И. Чайковский на общественных началах возглавил движение юных московских разведчиков-скаутов. Он был избран Председателем Московского общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский Скаут». В 1917 году И.И. Чайковский от скаутских дел отошел. С 1917 г. он на пенсии.


6 июля 1919 г. И.И. Чайковский был арестован как «участник контрреволюционного заговора» и заключен в Бутырскую тюрьму. И уже 13 июля 1919 Ипполит Ильич Чайковский, был освобожден.

После этих событий в 1919 году Ипполит Ильич переехал из Москвы в провинциальный Клин, где был назначен заведующим хозяйственной частью Дома-музея своего знаменитого брата П.И. Чайковского. В 1922 году его сделали учёным секретарём музея. Он был ответственным за подготовку и издание дневников композитора.

Ипполит Ильич Чайковский был награжден орденом Святой Анны 3-й степени и медалями.

Ипполит Ильич Чайковский умер в Клину в 1927 году  и был похоронен на Демьяновском кладбище города.

 

[свернуть]