Преподаватели учебных заведений

ИВАНОВ ВИКТОР ЛЕОНТЬЕВИЧ

ИВАНОВ ВИКТОР ЛЕОНТЬЕВИЧ

1

Иванов Виктор Леонтьевич (19.01.1858 – 191 ). Сын курьера Министерства внутренних дел.

Иванов В.Л. обучался в Детском приюте Его Императорского Величества Принца Ольденбургского. 23 декабря 1876 г. Иванов В.Л. выдержал экзамен в испытательной комиссии Санкт-Петербургского учебного округа – домашний учитель.  В 1876 – 1877 гг. Иванов В.Л. работал домашним учителем в доме коллежского асессора Уржумцева.  В 1877 – 1878 гг. Иванов В.Л. работал домашним учителем в доме коллежского асессора Степанова.

В 1879 г. Виктор Леонтьевич был назначен заведующим мореходными классами Санкт-Петербургского речного яхт-клуба и преподавал в классах арифметику, алгебру, геометрию, русский язык, географию. В 1880 г. Иванов В.Л. был произведен в коллежские регистраторы. 29 октября 1882 г. Иванов В.Л. был определен на государственную службу. 1 января 1883 г. Иванов В.Л. произведен в губернские секретари.

30 декабря 1913 г. действительный статский советник Виктор Леонтьевич Иванов был уволен по болезни с должности заведующего Соединенных

Действительный статский советник Виктор Леонтьевич Иванов был награжден орденами Святого Станислава 3-й и 2-й степени, Святой Анны 3-й и 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени.

[свернуть]
КОРНИЛОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОРНИЛОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Николай Александрович Корнилов (31.12.1865 — ?).

В 1886 г. Корнилов Н.А. окончил Морское училище и получил звание «мичман». После окончания училища служил на различных должностях в морском ведомстве. Служил ротным командиром, преподавателем в Морском корпусе.

С 1910 г. капитан 1 ранга Корнилов Н.А. преподавал навигацию в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания. С 22 ноября 1913 г. по 5 декабря 1918 г. служил начальником Санкт-Петербургскими (с августа 1914 г. — Петроградскими) соединенными училищами дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра Ι. В декабре 1917 г. Корнилов Н.А. был произведен в генерал-майоры флота. С 5 декабря 1918 г. он был председатель школьного совета в техникуме водного транспорта (г. Рыбинск), преподаватель морских дисциплин.

В 1933 г. Н.А. Корнилов был арестован и осужден тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу 05/04/1933 по ст.58–10 ч.1, 58–11 УК РСФСР, был отправлен в ИТЛ. Дальнейшая судьба Николая Александровича Корнилова неизвестна.

[свернуть]
МАДИСОВ ВОЛЬДЕМАР ПЕТРОВИЧ

МАДИСОВ ВОЛЬДЕМАР ПЕТРОВИЧ

МАДИСОВ ВОЛЬДЕМАР ПЕТРОВИЧ

Мадисов Вольдемар Петрович (1871 — 1951). Специалист в области конструирования паровых котлов. Доктор технических наук, профессор, инженер-контр-адмирал.

В 1891 г. В.П. Мадисов окончил Техническое училище Морского ведомства. После окончания училища он служил инженером-механиком на броненосце «Петр Великий». В 1893 г. Мадисов В.П. окончил класс минных механиков в Кронштадте. В 1898 г. он окончил механическое отделение Николаевской морской академии и стал преподавать в Морском инженерном училище. С 1906 г. Мадисов В.П. служил помощником начальника КБ Морского технического комитета, затем начальнико этого бюро.

В 1909 – 1945 гг. преподавал в Военно-морской академии – преподаватель (полковник, 1909 – 1910), экстраординарный профессор (1910 – 1911), ординарный профессор (с 1911, инженер-механик-капитан 1 ранга с 1913 г.), главный, старший руководитель предметов машиностроительного факультета (1922 – 1925), цикла «Проектирования судовых механизмов» (1925 – 1929), преподаватель (1929 – 1934), начальник кафедры проектирования корабельных механизмов (1934 – 1938), начальник кафедры паровых котлов (1938). Был уволен по болезни, но в 1940 г. был восстановлен в кадрах РККФ – профессор кафедры электрооборудования корабля (1940 – 1943), старший преподаватель кафедры паровых котлов (1943 – 1947)

С 1907 года В.П. Мадисов преподавал в Училище судовых механиков торгового флота, Петроградском техникуме водных путей сообщений, Ленинградском морском техникуме.

Автор трудов «Морские паровые машины» (в 3-х частях, 1902 – 1904 гг.), «Конструктивный расчет морских паровых котлов и трубопроводов» (1938 г.)

Инженер-контр-адмирал Мадисов В.П. был награжден орденами Святой Анны 3-й и 2-й степеней, Святого Станислава 2-й степени, советскими орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями.

Мадисов В.П. с 1947 г. в отставке. В 1951 г. Вольдемар Петрович умер и был похоронен в Ленинграде на Большеохтинском кладбище.

[свернуть]
ОГЛОБЛИНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ОГЛОБЛИНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Оглоблинский Николай Николаевич (23.03.1862–02.10.1936). Русский гидрограф-геодезист, генерал-лейтенант по адмиралтейству.

В 1888 г. Н.Н. Оглоблинский окончил гидрографическое отделение Николаевской морской академии. Он работал по проблеме девиации, совместно с Ф.Ф. Ридегером составил «Руководство по девиации компаса». С 1898 г. Оглоблинский Н.Н. возглавлял компасное дело при ГГУ. В 1913 г. Оглоблинский Н.Н. был зачислен в Корпус гидрографов.

В 1905 – 1914 гг. Н.Н. преподавал в Николаевской морской академии, с 1910 – ординарный профессор.

С 1904 г. Н.Н. Оглоблинский преподавал в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания императора Петра Ι.

В 1921 г.  генерал-лейтенант по адмиралтейству Оглоблинский Н.Н. уехал во Францию. В эмиграции он жил во Франции (Париж). С 1920-х годах Оглоблинский Н.Н. — член Кают-компании морских офицеров. В 1932 г. он вышел из Кают-компании в Париже в Морское собрание.

Оглоблинский Николай Николаевич был награжден орденами Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 3-й и 4-й степеней, Святого Станислава 1-й степени.

Оглоблинский Н.Н. умер 2 октября 1936 г. в Париже. Похоронен на Новом кладбище в Монморанси.

[свернуть]
ШЕРШОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

ШЕРШОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

Алекса́ндр Па́влович Шершов (1874—1958) — русский и советский ученый-кораблестроитель, педагог, профессор (1930), инженер-вице-адмирал (1944).
Автор ряда книг по кораблестроению и истории кораблестроения.

В 1895 А.П. Шершов окончил Морское инженерное училище, а в 1898 — окончил кораблестроительное отделение Николаевской морской академии. После окончания академии А.П. Шершов был назначен помощником строителя Петербургского порта. В 1905 – 1911 г. А.П. Шершов служил старшим делопроизводителем Морского технического комитета. В 1911 – 1912 гг. полковник Корпуса корабельных инженеров Шершов А.П. служил старшим делопроизводителем Главного управления кораблестроения Морского министерства. С 1916 А.П. Шершов непосредственно наблюдал за постройкой кораблей для Балтийского флота. С 1917 г. генерал-майор Корпуса корабельных инженеров Шершов А.П. служил помощником начальника Главного управления кораблестроения.

В Советское время в 1924—1931 гг. А.П. Шершов служил председателем комиссии по наблюдению за постройкой и ремонтом кораблей.
С 1931 г. А.П. Шершов переходит на преподавательскую работу в военно-морскую академию. В 1931—1935 гг. — помощник начальника факультета военного кораблестроения, в 1935—1939 гг. — начальник кафедры проектирования корабля, 1939—1947 — начальник кафедры корабельной архитектуры и проектирования корабля ВМОЛА имени К. Е. Ворошилова. В 1940 г. А.П. Шершову было присвоено звание инженер-контр-адмирал, а в 1944 г. — инженер-вице-адмирал.
Александр Петрович Шершов преподавал в Санкт-Петербургских соединенных училищах дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра Ι.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, инженер-вице-адмирал Александр Петрович Шершов был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени, орденом Святой Анны 2-й степени, орденом Святого Владимира 4-й степени, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями, именным оружием.
Шершов А.П. умер в Ленинграде в 1958 году и был похоронен на Серафимовском кладбище.

[свернуть]
ШОКАЛЬСКИЙ ЮЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Юлий Михайлович Шокальский (5(17) октября 1856 — 26 марта 1940 г.) — русский учёный-географ, океанограф, картограф, генерал-лейтенант (1912), председатель Русского географического общества (1917—1931).

В 1877 г. Ю.М. Шокальский окончил с нахимовской премией Морское училище. Через год был произведен в чин мичмана и поступил в Николаевскую морскую академию.

В 1880 г. Ю.М. Шокальский окончил гидрографическое отделение академии по 1-му разряду. Ю.М. Шокальский поступил на Главную физическую обсерваторию, где около двух лет заведовал отделением морской метеорологии. После службы в Главной физической обсерватории Ю.М. Шокальский был переведен в Морское училище на преподавательскую работу. Шокальский не оставлял педагогической работы до самой смерти. Он преподавал в Военно-морской академии, в Ленинградском государственном университете и в других учебных заведениях.

В 90-х гг. XΙX века Ю.М. Шокальский произвел исследование ряда северных рек и Ладожского озера, затем работал по изучению Каспийского моря.
В 1905 г. Ю.М. Шокальский довел до конца начатую А. Тилло работу по исчислению поверхности Азиатской России и площадей ее бассейнов, с картой 100 верст в дюйме. Этот труд получил премии Российской и Парижской академии наук. В этом же году вышла составленная Шокальским карта Европейской России в масштабе 1:2000000. Под редакцией Шокальского вышел Большой географический атлас, изданный А. Марксом (Петербург, 1905).

С 1905 г. Ю.М. Шокальский преподавал в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания Императора Петра Ι.
С 1907 года Ю.М. Шокальский руководил в Главном гидрографическом управлении работами по исследованию российских морей и всего Мирового океана. Он же ввел в науку понятие «Мировой океан».

В 1913 г. Ю.М. Шокальский составил гипсометрическую карту России для «Атласа Азиатской России».

В 1917 Ю.М. Шокальский опубликовал труд «Океанография», получивший премию Академии наук. Крупное значение имеют труды Ш. по картографии и гипсометрии.

Ещё во время работы в обсерватории Ю.М. Шокальского избрали действительным членом Русского географического общества, которое было в то время центром географических наук в России. В 1914 году, после смерти Семёнова-Тян-Шанского, вице-председателем Русского географического общества стал Юлий Михайлович. Председателем же был Великий князь Николай Михайлович. 11 марта 1917 года Шокальский стал председателем Русского географического общества. Суммарно его деятельность в обществе продолжалась 58 лет, из них 23 года после 1917 года, когда он был председателем, а затем (в 1931—1940 годах) Почётным президентом общества.

Юлий Михайлович Шокальский вел большую научно-организационную работу в геодезическом комитете Госплана СССР, Главном управлении гидрометеослужбы СССР и других организациях. В 1923—1927 годах Ю.М. Шокальский руководил океанографической экспедицией по комплексному изучению Чёрного моря, исследовал Ладожское озеро, реки Вычегду, Тавду и другие. Выступил инициатором развития гидрографических исследований в арктических морях, был одним из ведущих разработчиков научной программы освоения и использования Северного морского пути.
Он принимал участие в подготовке и проведении II Международного полярного года (1932—33). В качестве представителя СССР Шокальский участвовал во многих международных географических конгрессах.

Юлий Михайлович Шокальский являлся заслуженным деятелем науки, доктором географических наук, доктором honoris causa ряда университетов почетным членом АН СССР и почетный членом ряда иностранных академий и научных обществ. Именем Шокальского были названы: пролив межу островами Севверной Земли, остров при входе в Обскую губу, остров в Карском проливе, пролив в Антарктике у Земли Александра, пик и ледник в Богдо-Ола (Восточный Тянь-Шань), ледник на Северном острове Новой Земли, озеро на п-ове Канин, ледник на пике Гармо, ледник на Алтае, теплое течение в Баренцевом море, идущее вокруг Шпицбергена, проезд в Москве.

Имя Шокальского присвоено Центральному лекторию в Санкт-Петербурге, имя Шокальского носило научно-исследователькое судно «Академик Шокальский» («Юлий Шокальский», «Ю. М. Шокальский», «Академик Ю. Шокальский», «Академик Ю. М. Шокальский») и круизное судно «Академик Шокальский». В 1956 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шокальскому.

Ю.М. Шокальский был награждён орденами Святого Станислава 1-й степени, Святого Владимира 3-й и 4-й степеней, бельгийским Кавалерским крестом, французским орденом Почётного легиона, многими советскими наградами. Ю.М. Шокальскому было присвоено звание Герой труда.
Могила Юлия Михайловича Шокальского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

[свернуть]
Юмор на флоте

Одесса.  Внутренние известия. Недавно в камере мирового судьи 3-го участка разбиралось довольно курьезное дело, по иску Ф. Брафмана к М. Кожевникову. Дело в том, что г. Брафман 17-го августа на торгах приобрел половину судна «Св. Николай». Другая половина судна осталась за Кожевниковым и его компаньоном. Спустя некоторое время, судебный пристав г. Васютинский наложил арест на судно «Св. Николай» за долг Кожевникова и его компаньона в 143 руб. Брафман обратился к судье с ходатайством о снятии ареста, так как половина судна принадлежит ему, Брафману, и он должен оправить судно в г. Николаев.

На суде поверенный Кожевникова г. Спандолини объяснил, что судебным приставом описана та половина судна, которая не принадлежит Брафману, и поэтому Брафман, если желает, может ехать в г. Николаев на половине судна, ему принадлежащей. На этом основании г. Спандони просил: в иске Брафману отказать, возложить на него судебные издержки.

Мировой судья в иске Брафмана отказать, возложив на него судебные издержки в размере 14 руб. Таким образом, г. Брафману было предоставлено право получить половину судна и отправиться в путь.

«Яхта» еженедельная морская газета. № 43 29 октября 1877 г., суббота. СПб, Русская Скоропечатня (П. С. Нахимова), Большая Содовая, д. 27,  стр 5.

 Рапорт командира Кронштадтского плавучего дока капитана 1 ранга Варвация Капитану над портом (повод – окраска черных и белых полос на доке и наварка языка у колокола).

«Для удобнейшего нагружения гидравлического из пяти частей состоящего дока, мы, я с прапорщиком Феклистовым оба вместе и каждый порознь, на своей шлюпке объезжали оный и когда встречались, то разъезжались и когда снова встречались, то я звоню, язык оказывался короток. А потому, покорнейше прошу контору над портом сделать наряды на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 белую и красную поперек».

Резолюция Капитана над портом: «Прошу г. капитана 1 ранга Варвация пожаловать в контору для объяснений к 12 часам дня, а язык наварить в кузнечной мастерской»

По поводу окраски дока. Из-за экономии в окраске доков, казна отпускала для окрашивания черных полос газовую смолу, вместо голландской сажи и олифы. Это не нравилось капитану 1 ранга Варвацию. В результате капитан 1 ранга Варвация в рапорте вышестоящему начальнику пишет о неудобстве выдаваемой казной краски (газовой смоле): «она не держится  и неудобна потому, что всегда течет сверху вниз».

Чтобы вывести в расход, например 8 дюймовый кабельтов, капитан 1 ранга Варвация в акте свидетельства судовой комиссии показывает, что швартов лопнул в бурную погоду от натуги одновременно в двух местах, так, что средняя часть, длиной приблизительно в 64 сажени, пошла ко дну и утонула на глубине 18 сажени.

Примечание Денорвиля: «Такой глубины в Кронштадтской гавани никогда не было».

 Денорвиль «Из воспоминаний старого моряка». «Яхта» морская газета. 1906 г. №№ 33 – 34, стр. 1177 – 1193. Экономическая типо-литография, СПб, В.О., 14 линия, д. 15. 

[свернуть]
АНДРЕЕВ АНДРЕЙ ПАРФЁНОВИЧ

Андреев Андрей Парфёнович (1855-1924). Контр-адмирал (1906), участник русско-японской войны.

Родился в сентябре 1855 года в г. Нарва. Его отец был смотрителем Нарвского и Гдовского училищ.

В сентябре 1872 года поступил в Морское училище (Морской кадетский корпус) в Петербурге. В летние практики плавал на корветах «Варяг», «Гиляк», «Боярин». В мае 1876 г. окончил училище, в звании гардемарина зачислен в 4-й флотский экипаж. Плавал на мониторе «Лава», корвете «Гридень», пароходе «Цимбрия». В августе 1877 года был произведен в мичманы. В 1878 г. был командирован в Нью-Йорк, на крейсера, закупленные Россией в США. Исполнял должность вахтенного начальника крейсера «Европа» в ходе перегонки корабля в Россию (сентябрь 1878 — июнь 1879).

В 1878 г. А.П. Андреев входил в военный кружок гардемарина Владимира Дружинина в Кронштадте. В. Дружинин был членом Центрального комитета Военной организации партии «Народная Воля» и занимался революционной пропагандой среди флотских офицеров и нижних чинов. За принадлежность к организации «Народная воля» В. Дружинин был выслан в Западную Сибирь.

В 1879 г. А.П. Андреев служил вахтенным начальником крейсера «Забияка», в январе 1882 г. был произведен в чин лейтенанта. Потом служил (до 1884 года) на разных кораблях в Балтийском море. В июле 1884 г. А.П. Андреев привлекался к дознанию по делу Военной организации «Народной воли», но после «чистосердечного раскаяния» был освобожден от наказания и в декабре 1884 г. возвращён на службу во флот. В 1885 г. А.П. Андреев служил на броненосном фрегате «Адмирал Спиридов». В сентябре 1885-ноябре 1886 г. — слушатель Артиллерийского офицерского класса. Служил на броненосной батарее «Первенец», броненосной лодке «Русалка», броненосном фрегате «Память Азова». В 1889-1890 гг. — слушатель Минного офицерского класса. В январе 1892 г. А.П. Андреев получил чин капитан-лейтенанта и был назначен старшим офицером броненосца береговой обороны «Тифон». В 1893-1894  гг. А.П. Андреев командовал миноносцами № 52 и «Свеаборг». В декабре 1894 А.П. Андреев был произведен в капитаны 2-го ранга.

В 1895-1898 гг. А.П. Андреев служил старшим офицером крейсера 2-го ранга «Пластун», эскадренного броненосца «Полтава», крейсеров «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский». В 1896 г. он окончил Артиллерийский офицерский класс и был зачислен в артиллерийские офицеры 2-го разряда. С декабря 1898 по декабрь 1902 г. А.П. Андреев командовал крейсером 2-го ранга «Вестник». В 1899 г. он окончил курс военно-морских наук при Николаевской Морской академии.

В январе 1904 г. А.П. Андреев был назначен командиром броненосного крейсера «Россия». 14 августа (1 августа по ст. стилю) 1904 г. у побережья Кореи произошел ожесточенный многочасовой бой Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой. Крейсером «Россия» в этом бою командовал капитан 1 ранга А.П. Андреев. Отряд русских кораблей был разбит, крейсер «Россия» с повреждениями вернулся во Владивосток. В октябре А.П. Андреев от командования крейсером был освобожден по болезни. В 1905 году он командовал 10-м флотским экипажем, в 1906 — временно исполнял обязанности начальника штаба Кронштадтского порта.

28 августа 1906 — в звании контр-адмирала А.П. Андреев был уволен от службы по болезни. С 1906 г. А.П. Андреев служил инспектором и был членом Педагогического Совета СПб соединенных училища дальнего плавания императора Петра І и судовых механиков торгового флота.

Известно, что после революции А.П. Андреев эмигрировал. В апреле 1924 года он скончался в Белграде (Югославия) и был похоронен на Новом кладбище.

Контр-адмирал А.П. Андреев был награжден орденами: Св. Станислава  III и II степеней, Св. Анны III и II степеней, Св. Владимира IV степени с бантом и III степени с мечами, Св. Георгия IV степени (27 сентября 1904 года — «За храбрость, мужество, проявленные в бою 1-го августа 1904 года»). Он был награжден также французскими орденами Почётного легиона и Чёрной Звезды, прусским орденом Красного Орла.

 

[свернуть]
АХМАТОВ ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ

Ахматов Виктор Викторович (28.01(09.02).1875 – 12.10.1934). Надворный советник. Видный гидрограф, астроном, геодезист, гравиметрист, исследователь Баренцева и Белого морей, председатель Русского астрономического общества.

Виктор Викторович родился в Петербурге, окончил физико-математический факультет Петербургского университета и был оставлен на кафедре астрономии и геодезии для подготовки к профессорскому званию.

Первое знакомство Ахматова с Арктикой состоялось в 1899–1901 гг., когда он входил в состав экспедиции Академии Наук на острове Западный Шпицберген («Шпицбергенское градусное измерение»). Геодезисты экспедиции построили четырнадцать знаков триангуляционной сети и астрономически определили координаты тринадцати из них. Кроме того, они выполнили топографическую съемку на площади около 10 тысяч кв. км. Руководитель экспедиции Ф.Н. Чернышев отмечал, что «члены экспедиции действовали с бесстрашием, преданностью долгу и умением – они более чем добросовестно поработали на пользу науки и во славу русского имени». После возвращения со Шпицбергена Ахматов был назначен хранителем Астрономической обсерватории и вычислительной при Санкт-Петербургском университете.

В 1902 году В.В. Ахматов вел гидрографические и гравиметрические исследования на озере Байкал. В период 1903–1907 гг. он участвовал в различных экспедициях Главного Гидрографического Управления (ГГУ), выполняя гидрографические съемки Белого моря, Онежского и Ладожского озер.
С 1907 года В.В. Ахматов заведовал Депо мореходных инструментов, совмещая эту работу с преподаванием в Морской академии. В последующие годы он работал астрономом организованной в 1913 году обсерватории ГГУ, возглавлял экспедицию для определения по радиотелеграфу разности долгот между проливом Югорский Шар и островом Диксон, проводил в этом регионе астрономические наблюдения.

С 1910 г. В.В. Ахматов преподавал астрономию в Соединенных училищах дальнего плавания и судовых механиков торгового флота императора Петра І.

В 1917–1930 гг. В.В. Ахматов был помощником начальника ГГУ по научной работе, в этот период участвовал в проведении детальных гидрографических исследований Белого моря, возглавлял редакцию журнала «Записки по гидрографии». С 1930 года он полностью переключился на преподавательскую работу в ВМА.

Виктор Викторович Ахматов был награжден орденами Св. Станислава 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени.

В.В. Ахматов умер 12 октября 1934 г. в Ленинграде и был похоронен на Смоленском православном кладбище.

Именем Ахматова названы: залив на северо-востоке острова Большевик в архипелаге Северная Земля (открыла в 1913 году г/э СЛО на л/п «Таймыр» и «Вайгач»),
южный входной мыс залива Шуберта на восточном побережье южного острова Новой Земли (назвал в 1924 году Р.Л. Самойлович, другое название – мыс Юшкова),
ледовый перевал в центральной части Земли Сёркапп на острове Западный Шпицберген (назван в 1899–1901 гг. экспедицией по «градусному измерению»).

[свернуть]
БЕРГ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Берг Владимир Владимирович (1879-1963). Владимир (Герман-Рейнгольд-Вольдемар) фон Берг являлся представителем старшей ветви дворянского рода Берг фон Бергсгоф из Вестфалии, в нескольких поколениях служивших России.

Владимир Берг числился на службе с 1897 г. В.В. Берг окончил Морской кадетский корпус в 1900 году 66-м по списку и был произведён в мичманы. Служил в 18-м флотском экипаже. С 1909 г. старший лейтенант фон Берг преподавал немецкий язык в СПб соединенных училищах дальнего плавания и судовых механиков торгового флота императора Петра І.

В 1910-1916 гг. фон Берг В.В. служил старшим отделенным начальником Морского кадетского корпуса. С марта 1916 г. по 1917 г. капитан 2 ранга фон Берг В.В. служил ротным командиром Морского кадетского корпуса в Севастополе.

После революции 1917 г. капитан 1 ранга фон Берг В.В. служил в Вооруженных силах юга России и Русской Армии, заведующий зданиями и начальником охраны Морского корпуса. В 1919 — 1920 гг. он преподавал морское дело и командовал кадетской ротой Морского корпуса в Севастополе. Владимир Владимирович был членом Педагогического Совета Морского корпуса.

В.В. фон Берг был эвакуирован из Севастополя на линейном корабле «Генерал Алексеев» в Константинополь, а затем в Бизерту. В Бизерте в 1921-1923 гг. он служил ротным командиром Морского корпуса. Позднее В.В. Берг — во Франции, проживал в Кламаре. В 1924 – 1935 гг. В.В. фон Берг был членом парижской кают-компании.

В.В. фон Берг умер в январе 1963 в Эквадоре. Он написал и издал книгу детских сказок и рассказов под названием «Звездочкам земли» и оставил воспоминания «Последние гардемарины» (Париж, 1931).

Капитан 1 ранга фон Берг В.В. имел награды: ордена Св. Станислава 3-й и 2-й степени, Св. Анны 2-й и 3-й степени, персидский орден Льва и Солнца.

[свернуть]
БЕРЕНС НИКОЛАЙ ОСВАЛЬДОВИЧ

Беренс Николай Освальдович (1881–1944). Полковник Корпуса корабельных инженеров.

Окончил Морское инженерное училище и кораблестроительное отделение Николаевской морской академии (1906 г.). Проходил службу на кораблях Балтийского флота, в том числе на эскадренном броненосце «Слава». В 1912 – 1916 гг. Н.О. Беренс служил начальником Корабельной чертежной Главного Управления Кораблестроения, наблюдателем по корабельной части за постройкой кораблей в Балтийском море.

С 1910 г. подполковник Корпуса корабельных инженеров Беренс Николай Освальдович преподавал теорию и устройство корабля в Училище судовых механиков торгового флота.

После революции 1917 г. эмигрировал в Польшу. Служил в штабе польского флота (был ответственным за заключение контрактов с предприятиями). Во время 2-й Мировой войны участвовал в антифашистском сопротивлении (псевдоним – Вронблевский), офицер Армии Крайовы. Умер 11 декабря 1944 г. Причина и обстоятельства смерти неизвестны.

[свернуть]
ВАХТИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Вахтин Василий Васильевич (1841-1905), капитан 1 ранга.

В 1861 г. Вахтин В.В. окончил Морской корпус и дальнейшую службу проходил на кораблях Балтийского флота. В 1861 – 1865 гг. совершил кругосветное плавание на корвете «Рында» и клипере «Абрек». С 1868 г. Вахтин В.В. командовал тендером «Кадет» отряда судов Морского корпуса. В последующие годы Василий Васильевич преподавал кадетам Морского корпуса английский язык и морскую практику, в 1878 – 1883 гг. В.В. Вахтин служил ротным командиром в Морском кадетском корпусе. Вахтин В.В. преподавал морскую практику великому князю Константину Константиновичу, (1875 – 1876 гг.), великому князю Александру Михайловичу (1884 – 1885 гг.). В 1885 г. он был назначен инспектором воспитанников Императорского училища правоведения, в 1886 – 1888 гг. он временно исполнял обязанности директора этого училища.

С 1879 г., в то время капитан-лейтенант, Вахтин В.В. начал преподавать в Мореходных классах Санкт-Петербургского речного яхт-клуба географию, морское дело, английский язык.

В 1890 г. Вахтин В.В. был уволен с чином капитана 1 ранга.

Василий Васильевич Вахтин сотрудничал в журнале «Морской сборник». Перевел с английского «Моряк-любитель. Руководство к вооружению, плаванию и гонке яхт» (1873), которая стала настольной для многих поколений яхтсменов. Написал ряд учебников по морскому делу: «Нагрузка и измерение вместимости купеческих судов» (1890), «Лекции по морской практике» (1893), «Морская практика. Руководство для учеников мореходных классов» (2 тома, 1897), «Объяснительный Морской словарь» (1874), «Адмирал Невельской и Амурный край» (1890) и «Спутник моряка-любителя» (1893). «Объяснительный Морской словарь»  Вахтина В.В. лег в основу вышедшего в 1939 г. двухтомного «Морского словаря» флагмана 2-го ранга К.И. Самойлова. В конце 1870-х годов он помогал члену Адмиралтейств – Совета, тайному советнику К.А. Манну «составлять» «Обзор деятельности Морского управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования Государя Императора Александра Николаевича. 1855–1880» — издание, которым до сих пор пользуются многие военно-морские историки.

Капитан 1 ранга Вахтин В.В. был награжден орденами Святого Владимира 4-й степени, Святой Анны 2-й степени, Святого Станислава 2-й степени.

[свернуть]
ГЕСТЕСКО ЕВГЕНЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Гестеско Евгений Евгеньевич (1868-1917).

В 1888 г. окончил Морской кадетский корпус и получил чин мичмана.

С 1909 г. капитан 2 ранга Е.Е. Гестеско преподавал немецкий язык в С.-Петербургских соединенных училищах дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра I.

25 марта 1912 г. Гестеско Е.Е. получил звание капитан 1-го ранга. До декабря 1917 г. он являлся командиром порта Ризе (на Дунае). В декабре 1917 г. (или 23 февраля 1918 г.) капитан 1 ранга Гестеско Е.Ею был убит в порту Ризе во время расправ с офицерами.

Жена Ольга Петровна (по второму браку Пузырева) с детьми Верой и Георгием были эвакуированы из Севастополя. Брат, Николай Евгеньевич (1870-1928), капитан 1 ранга, в эмиграции в Эстонии. Второй брат, Карл Евгеньевич Гестеско (1865–1941), подполковник артиллерии, жил с семьей в Советской России умер во время блокады Ленинграда.

[свернуть]
ГОРЮЧКО ПЛАТОН СТЕПАНОВИЧ

Горючко Платон Степанович (1876 – 1941 г.) родился в селе Довск Рогаческого уезда Могилевской губернии в семье священника.

Платон Степанович окончил Гомельское духовное училище, Могилевскую духовную семинарию (1896). Как лучший выпускник был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где продолжил учебу на историческом отделении. В 1908 – 1909 гг. П.С. Горючко служил преподавателем истории и географии в Николаевско-Александринской женской гимназии в Белостоке. В сентябре 1909 г. он начал преподавать историю и, позже, немецкий язык в 1-м реальном училище имени Александра ІІ (на Васильевском острове Санкт-Петербурга).  20 сентября 1911 года П. С. Горючко избирают действительным членом Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. В эти годы он, помимо 1-го реального училища, начинает также преподавать в других учебных заведениях.

В 1909 г. П.С. Горючко преподавал коммерческую географию и географию морских берегов в Училище дальнего плавания императора Петра І.

Известно, что в Петрограде, а затем Ленинграде, Платон Степанович жил до 1931 года, занимаясь преподавательской деятельностью.

1 января 1912 года Платону Степановичу Горючко был пожалован орден Святой Анны 3-й степени.

[свернуть]
КАМЕНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Каменский Николай Николаевич (1878 — ?). Титулярный советник.

Николай Николаевич окончил Морское инженерное училище императора Николая І. Проходил службу на кораблях флота. В 1902 — 1904 гг. служил трюмным механиком, помощником старшего судового механика бронепалубного крейсера 1-го ранга «Паллада». Участник русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Находился в плену в Японии. В 1907 – 1914 гг. находился в запасе флота по Санкт-Петербургскому уезду. В 1915 г. «за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельством войны» получил чин — инженер-механик старший лейтенант. В том же чине в Петрограде в 1917 г.

С 1908 г. Н.Н. Каменский преподавал пароходную механику и черчение в Училище судовых механиков торгового флота. С 1911 г. – исполнял обязанности инспектора Соединенных училищ дальнего плавания и судовых механиков торгового флота императора Петра І.

[свернуть]
ЛОБАЧ-ЖУЧЕНКО БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

Лобач-Жученко Борис Михайлович (1875 – 1938). Русский и советский учёный в области механики, профессор  Московского механико-электротехнического института имени М.В. Ломоносова, моряк, писатель, автор книг по истории механики, морского флота и авиации.

В 1899 г. Борис Михайлович окончил Санкт-Петербургский Технологический институт императора Николая I  и был зачислен во флот младшим инженером-механиком. В октябре 1899 г. был приписан к эскадре Тихого океана. С февраля 1900 г. по июнь 1902 г. являлся судовым механиком  на крейсере I ранга «Владимир Мономах», на минном крейсере «Всадник», на портовом судне «Силач», на крейсере II ранга «Забияка». Участвовал в китайском походе 1900-1901 гг.

В 1903 г. Борис Михайлович был переведен на Балтийский флот и проходил службу на эскадренном броненосце «Петр Великий» (трюмный механик),  на миноносце № 119 (судовой механик). С 1905 г. до увольнения со службы (1906) штабс-капитан  Лобач-Жученко Б.М. служил наблюдающим по механической части за постройкой минных крейсеров на судостроительном заводе в портовом городе Або.

С 1 июля 1906 г. Лобач-Жученко Б.М. работал заведующим учебными мастерскими Санкт-Петербургских соединенных училищ дальнего плавания и механиков торгового флота императора Петра I. Одновременно учился в Императорском археологическом институте.

В 1908 г. Лобач-Жученко Б.М. был восстановлен на службе и был назначен младшим отделенным начальником Морского инженерного училища императора Николая I. В 1914 г. он получил звание капитана 2 ранга.

В августе 1914 г., Б.М. Лобач-Жученко был назначен наблюдающим по механической части за постройкой кораблей на Невском судостроительном заводе, затем работал уполномоченным морского ведомства на заводах Москвы (1915-1919). Во время Гражданской войны он служил в РККФ начальником учебной части Управления военно-морских учебных заведений (1919-1921) и инженером для поручений при редакции журнала «Воздушный флот» {1921-1922). В 1922 г. Б.М. Лобач-Жученко был уволен из кадрового состава РККФ.

В 1921 — 1927 гг. Б.М. Лобач-Жученко занимался преподавательской деятельностью — профессор Ломоносовского механического института, Московской горной академии, Московского механико-машиностроительного института имени Н.Э. Баумана. До 1926 г.  Борис Михайлович  работал инженером по стандартизации в Главметалле ВСНХ, а с октября 1926 г. по июль 1927 г. был заведующим теплотехникой Центрального правления Совторгфлота.

В июле 1927 г. Б.М. Лобач-Жученко был арестован и осужден по статье 58 на 5 лет заключения в Соловецкие лагеря особого назначения ОГПУ. В конце 1929 г. он был переведён в трудовую коммуну № 1 ОГПУ в Болшево, под Москвой, где работал преподавателем в техникуме. В 1933 году с него была снята судимость.

В 1933 г. Борис Михайлович Лобач-Жученко участвовал в переходе парохода «Челюскин» из Ленинграда в Мурманск, пытался доказать специальной комиссии, созданной для определения пригодности парохода «Челюскин» к длительному плаванию в Арктике, что корпус «Челюскина» не сможет выдержать сжатия во льдах. В 1936 г. Борис Михайлович совершил плавание на учебном судне «Товарищ».

Борис Михайлович Лобач-Жученко  автор более 20 монографий, в том числе: «Морские паровые турбины. Их описание, применение на судах и расчет»  (1907);  «Морские паровые машины. Атлас чертежей. Курс С.-Петербургского училища механиков торгового флота» (СПб, 1908); «Судовые двигатели внутреннего сгорания» (СПб, 1913); «Авиационные двигатели. Курс описательный» (1921); «Военно-морской флот» (М., 1927); «Школа судового механика» (1935); «От челнока до электрохода. История развития морского флота (1938); «Учебник судового моториста» (1938) и более 200 газетных и журнальных статей.

Капитан 2 ранга Борис Михайлович Лобач-Жученко  был награжден орденами: Святого Станислава III степени (1911), Св. Анны III степени (1915),  Св. Станислава II степени (1916), медалями.

Скончался Борис Михайлович Лобач-Жученко 28 мая 1938 г. в г. Тарусе, там же и был похоронен.

[свернуть]
МОРДОВИН КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ

Мордовин Константин Павлович (1870-1914) — русский гидрограф, гидрограф – геодезист, генерал-майор Корпуса гидрографов, исследователь Арктики.

В 1889 г. Константин Мордовин окончил Морское училище первым в выпуске, за что получил премию в 330 рублей, а имя его было занесено на мраморную доску. Был произведен в мичманы с зачислением в 8-й Флотский экипаж.

В 1890 г. он был переведён в 1-й Флотский экипаж с назначением на корвет «Витязь» вахтенным начальником. Плавал в Балтийском море. С декабря 1890 г. по август 1892 г. служил на крейсерах «Адмирал Корнилов» и «Владимир Мономах» вахтенным начальником в заграничном плавании, при этом повидал Дальний Восток и познакомился с океанскими плаваниями.

По возвращению в Петербург мичман Мордовин К.П. поступил в Морскую академию и в 1894 г. окончил по первому разряду её гидрографическое отделение. После окончания академии он был назначен на броненосец береговой обороны «Лава» на должность ревизора, произведен в лейтенанты, плавал на эскадренном броненосце «Гангут».

В 1896 г. лейтенант Мордовин К.П. был назначен помощником начальника Гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Енисея и Оби и части Карского моря, плавал на парусной барже «Лейтенант Скуратов» и на пароходе «Лейтенант Овцин» под руководством подполковника Корпуса флотских штурманов А.И. Вилькицкого. За проведенные исследования Мордовин был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. В 1897 г. он был назначен начальником партии Отдельной съемки Балтийского моря и в 1897- 1899 гг. плавал на пароходе «Днепр».

В 1900 — 1905 гг. К.П. Мордовин, проходя службу в Главном гидрографическом управлении, одновременно работал помощником редактора журнала «Морской сборник» и преподавал в Морском кадетском корпусе. В 1903 г. он  был зачислен в штурманские офицеры 1 разряда.

В марте 1906 г. К.П. Мордовин был зачислен в штабс-капитаны по адмиралтейству с производством в капитаны, а через месяц «за отличие по службе» был  произведен в подполковники и вскоре возглавил Редакцию карт Картографической части Главного гидрографического управления. Мордовин К.П. активно работал в Императорском Русском географическом обществе, где до самой своей кончины состоял секретарем Картографической комиссии. Он был докладчиком на XI Международном судоходном конгрессе в Санкт-Петербурге в 1908 году.

В 1905-1909 гг. подполковник К.П. Мордовин преподавал коммерческую географию и морскую съемку в С.-Петербургских Соединенных училищах дальнего плавания и судовых механиков торгового флота императора Петра I.

В 1912 году подполковник К.П. Мордовин возглавил геодезическую часть Главного гидрографического управления и был произведен в полковники. Готовил 1-ю Морскую международную конференцию по безопасности мореплавания, состоявшуюся в Санкт-Петербурге в 1912 году. В 1913 году он был зачислен в Корпус геодезистов со званием гидрографа-геодезиста.

Мордовин Константин Павлович был награжден орденами Святой Анны 3-й и 2-й степени, Святого Станислава 2-й степени и медалями.

Его именем были названы: в 1902 году остров в проливе Карские Ворота в Карском море, в 1895 году — мыс в бухте Находка на западном берегу Обской губы, в 1914 году — сопка на западном берегу Обской губы южнее мыса Мордовина. В том же 1914 году его именем назван еще один мыс на южном берегу о. Большевик.

Автор многих научных работ, большей частью по гидрографии. Основной труд «Морская опись» (1911). В 1913 году в журнале «Записки по гидрографии» Мордовин К.П. написал проникновенную статью, посвященную памяти А.И. Вилькицкого. 3 октября 1914 г. он был произведен в генерал-майоры Корпуса геодезистов, с увольнением от службы, по болезни, с мундиром и пенсией.

Константин Павлович Мордовин умер 3 октября 1914 г. в Петрограде и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Долгие годы могила была утеряна. Её удалось найти в последние годы.

[свернуть]
ОГЛОБЛИНСКИЙ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

Оглоблинский Константин Николаевич (1863-1933) родился в семье диакона Веймарской придворной церкви Святой Марии Магдалины.

В 1884 г. Константин Оглоблинский окончил Морской кадетский корпус, а в 1888 г. – Николаевскую морскую академию.

С сентября 1900 г.  Константин Николаевич служит помощником Заведующего компасным делом Морского ведомства, служит в отделе картографии Главного Гидрографического Управления (лейтенант). С декабря 1908 г. служил помощником заведующего компасным делом Морского ведомства.

С 1902 г. К.Н. Оглоблинский преподавал в Училище дальнего плавания навигацию, девиацию магнитных компасов, тригонометрию, был членом Педагогического совета Училища.

К.Н. Оглоблинский был зачислен в корпус гидрографов в звании гидрографа-геодезиста с 04 февраля 1913 г. В 1914 – 1917 гг. Константин Николаевич заведовал компасным делом в Морском ведомстве. Генерал-майор корпуса гидрографов (06.04.1914), генерал-лейтенант корпуса гидрографов (28.07.1917). В сентябре 1917 г. генерал-лейтенант корпуса гидрографов Оглоблинский К.Н. вышел в отставку.

С 1918 г.  Оглоблинский К.Н. в ВСЮР и Русской Армии на Черноморском флоте.  Командир военно-морской базы в Таганроге, с октября 1918 г. — командующий Донской флотилией, начальник управления портами Азовского моря. С июля 1920 г. в Севастопольском морском корпусе Оглоблинский К.Н. служил преподавателем кафедры штурманского дела. Оглоблинский К.Н. эвакуировался с флотом в Бизерту (Тунис). На 25 марта 1921 г. Оглоблинский К.Н. числился в составе русской эскадры в Бизерте, в 1922 г. — преподаватель Морского корпуса, октябре — ноябре 1923 г. он председатель комиссии библиотеки на линейном корабле «Георгий Победоносец». До октября 1924 г. Оглоблинский К.Н. заведовал штурманским имуществом в штабе эскадры (Бизерта). Переехал во Францию. В 1932 г. он вышел из Кают-компании (Париж) в Морское Собрание (член ВОМО).

Генерал-лейтенант Константин Николаевич Оглоблинский был награжден орденами Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 4-й и 3-й  степени, Святого Станислава 1-й степени с мечами, медалями и   иностранными орденами.

Константин Николаевич Оглоблинский умер 12 июня 1933 в Ментоне (Франция).

[свернуть]
ПАСКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Паскин Александр Александрович (1881 – 1947) родился в семье действительного статского советника Александра Степановича Паскина (1846–1914), впоследствии предводителя дворянства Тверской губернии и депутата Государственной думы.

В 1897 г Александр Александрович окончил Общие классы  Морского корпуса, а в 1900-м Специальные классы и получил чин мичмана. До 1903 г. он служил на кораблях Черноморского флота в должностях младшего штурмана, вахтенного начальника. В 1903-1904 гг. он прошел курс Офицерского класса в Водолазной школе Кронштадта. Как один из лучших учеников, мичман Паскин был оставлен в Водолазной школе преподавателем. В 1904 г. ему было присвоено звание лейтенант.

В 1904 — 1905 гг. А.А. Паскин служил старшим офицером эскадренного миноносца «Громкий», на котором участвовал в Цусимском сражении. Получив тяжелое ранение. Оказался в плену у японцев на о. Цусима. За отличие в сражении был награжден 8 января 1907 года орденом Св. Владимира IV степени с мечами и бантом и 30 июня 1908 года орденом Св. Георгия IV степени. В книге советского писателя А.С. Новикова-Прибоя «Цусима» есть упоминание о лейтенанте А.А. Паскине.

После ранения А.А. Паскин перешел на педагогическую работу. С 1909 г. преподавал в Морском корпусе, одновременно лейтенант А.А. Паскии преподавал математику в С.-Петербургских соединенных училищах дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра I.

В ноябре 1914 г. он  был произведен в чин капитана 1-го ранга. С 1915 г. А.А. Паскин проходил службу в Главном морском штабе.

После революции А.А. Паскин продолжил службу в Красном военно-морском флоте. В феврале 1918 г. он был назначен начальником административной части Управления Высших Военно-морских учебных заведений. В декабре 1921 г. был назначен начальником учебной части Учебного отряда Балтийского флота. В апреле-сентябре 1923 г. А.А. Паскин служил помощником начальника отдела Учебного отряда Балтийского флота. В сентябре 1923 г. – октябре 1929 г. А.А. Паскин служил в  Управления Военно-морских учебных заведений – помощником начальника части, начальником части, начальником отдела, инспектором Управления. С декабря 1927 г. А.А. Паскин преподает в  Военно-морском политическом училище, а с 1935 г. — Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе. В декабре 1938 года ему было присвоено звание капитана 1-го ранга. В апреле 1940 года он был назначен преподавателем Специальных курсов командного состава флота.

В октябре 1942 года А.А. Паскин был назначен редактором лоций Гидрографического управления ВМФ, с сентября 1943 г — старшим редактором лоций Центрального картографического издательского производства Гидрографического управления ВМФ. С июля 1944 г. А.А. Паскин назначается заместителем главного редактора Северо-Западного картографического управления гидрографии ВМФ. Он подготовил к печати материалы по Лоции Северной части Тихого Океана (залив Аляска), Восточной части Берингова моря и рек Днепровского бассейна.

В 30-х годах А.А. Паскин преподавал в ЛИИВТ и Гидрографическом институте Главсевморпути. В 1944-1947 годах А.А. Паскин возглавлял кафедру кораблевождения Высшего арктического морского училища Главсевморпути.

Александр Александрович Паскин был награжден советскими орденами: Трудового Красного Знамени (22.07.1944), Красного Знамени (03.11.1944), Ленина (21.02.1945).

А.А. Паскин умер в 1947 году и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, но его могила утеряна.

[свернуть]
РЫДАЛЕВСКИЙ ЭРМ (ЕРМ) МИХАЙЛОВИЧ

Рыдалевский Эрм (Ерм) Михайлович (1885 — ?). Штурман дальнего плавания, шкипер каботажного плавания, поручик, командир подводной лодки «Ягуар» (1918 – 1919 гг.).

Рыдалевский окончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания с большой золотой медалью. Окончил курсы при Училище дальнего плавания для подготовки к преподавательской деятельности в мореходных учебных заведениях (1909 г.). Преподавал в Училище дальнего плавания геометрию и географию с 1909 г.

Позднее после сдачи дополнительного экзамена приказом по морскому ведомству от 23 ноября 1915 г. Ерм Рыдалевский получил звание «прапорщик по морской части», а циркуляром Главного Морского Штаба от 3 декабря 1915 г. был зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. Звание «подпоручик по адмиралтейству» получил в 1916 г. В 1915 г. прапорщик Рыдалевский служил в Морской бригаде Северо-Западного фронта (морская крепость Императора Петра Великого). В 1916 г. в чине подпоручика Е.М. Рыдалевский переходит в распоряжение Начальника дивизии подводных лодок Балтийского флота, где назначается вахтенным начальником на подводную лодку «Пескарь», вскоре переводится штурманом на лодку «Вепрь», на которой служил до1918 г.

«Вепрь» — подводная лодка типа «Барс» . Во время Первой мировой войны действовала на Балтике. Совершила 11 походов. В июле 1916 в Ботническом заливе тремя торпедами потопила германский пароход «Сирия», в июле 1917 — транспорт «Фридрих Каров». 7-16 апреля 1918 года «Вепрь» участвовала в Ледовом походе из Гельсингфорса в Петроград и вошла в состав действующего отряда Балтийского флота.

В 1918 г. Э.М. Рыдалевский окончил Офицерский класс Учебного отряда подводного плавания (последний выпуск) и был назначен флагманским штурманом дивизии подводных лодок Морских Сил Балтийского моря. С 4 по 18 апреля 1918 г. в Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт участвовали подводные лодки дивизии подводных лодок Балтийского моря. В планировании и организации перехода принимал участие и флагманский штурман дивизии Э.М. Рыдалевский.  После перехода его назначили командиром (или временно исполняющим должность командира) подводной лодки «Ягуар» (типа «Барс») (22.07.1918-01.01.1919). С 01.02.1919 г. Эрм Рыдалевский объявлен дезертиром, как не явившийся из отпуска. До 1920 г. служил в Вооруженных силах юга России на миноносце «Утка» и в 7-й роте Севастопольского флотского экипажа Черноморского флота. Поручик (с 29 марта 1920). В январе — марте 1921 г. Э.М. Рыдалевский был эвакуирован из Крыма с флотом в Бизерту. Служил штурманским офицером на линейном корабле «Георгий Победоносец». В феврале 1922 г. числился членом Русского Трудового Кооператива в Тунисе.

[свернуть]
СОВЕТОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Советов Сергей Александрович (1872 – 1942). Профессор, магистр, коллежский советник. Российский географ, гидролог и метеоролог.

С.А. Советов родился в семье профессора Петербургского университета, доктора агрономии Александра Васильевича Советова, другом которого был Д.И. Менделеев.

В 1896 г. Сергей Александрович окончил физико-математический факультет Петербургского университета и до 1931 г. работал в университете. Прошел путь от хранителя Кабинета физической географии (ассистента по кафедре метеорологии и физической географии) до руководителя кафедры геофизики и заведующего Метеорологической обсерваторией. Помимо работы в университете, С.А. Советов работал: вычислителем Метеорологической части Главного Гидрографического Управления Морского ведомства (1896 – 1903), помощником заведующего Метеорологической части Главного Гидрографического Управления Морского ведомства (1903 – 1922); в 1917 – 1918 гг. – профессором  географических курсов по кафедре метеорологии и климатологии; в 1918 – 1925 гг. – деканом  общегеографического факультета Географического института (в 1925 г. Географический институт был объединен с ЛГУ). С 1919 г. С.А. Советов работал старшим гидрологом Государственного Гидрологического института (Ленинград). В 1920 — 1924 гг. преподавал в Педагогическом институте им. А. И. Герцена.

С 1903 г. С.А. Советов преподавал метеорологию в Училище дальнего плавания императора Петра І.

Сергей Александрович работал по организации гидрометеорологических станций в районе Балтийского моря, обрабатывал наблюдения гидрометеорологических станций всех морей, редактировал «Сборник гидрометеорологических наблюдений» и атлас ветров и туманов Черного и Азовского морей. С 1920 г. он был приглашен Управлением работ по водному хозяйству Северо — Запада России для руководства работами по учету водных сил рек Невы, Ковды, Кеми, Сунны и других, которыми предполагалось воспользоваться для электрификации промышленности на Северо-Западе России и электрификации Мурманской железной дороги.

Сергей Александрович Советов в 1897 – 1924 гг. был действительным членом Русского Географического общества и Русского Физико-химического общества по отделению физики. С 1919 г. С.А. Советов — почетный сотрудник Главного Гидрографического управления.

Основные труды ученого: «Два тайфуна Восточного океана в сентябре 1897 г.» (1901), «Краткая метеорология» (1925), «Курс общей гидрологии» (1929), «Защита Ленинграда от наводнений» (1934). Широко известна его монография по гидрологии «Онежское озеро: опыт физико-географической монографии» (1917). С.А. Советов являлся автором ряда статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона : «Байкал», «Балтийское море», «Скагеррак», «Удельный вес морской воды», «Финский залив», «Целебес, море», «Шокальский Юрий Михайлович», «Эгейское море», «Японское море». Он редактировал журнал «Метеорологический вестник» Русского географического общества, а также «Сборник гидрометеорологических наблюдений».

[свернуть]
ТЫРТОВ ПЁТР ИВАНОВИЧ

Тыртов Пётр Иванович (1856—1927). Генерал-лейтенант флота.

Пётр Иванович Тыртов родился в семье военного моряка генерал-майора Ивана Никаноровича Тыртова (1823—1878).

В 1878 г. П.И. Тыртов окончил Морской корпус. В 1879 г. ему был присвоен чин мичмана. В 1884 г. он окончил кораблестроительное отделение Николаевской морской академии и был произведён в лейтенанты флота. После окончания академии преподавал, служил воспитателем, ротным командиром в Морском корпусе. В 1893 г. был переименован в капитаны по Адмиралтейству со старшинством в чине. В 1899 г. был произведён в подполковники, а в 1905 г. был произведен в полковники «за отличие по службе».

В 1906 – 1907 гг. преподавал в Соединенных училищах дальнего плавания и судовых механиков торгового флота императора Петра Ι.

17 ноября 1908 года П.И. Тыртов был назначен начальником Морского инженерного училища. В 1909 г. он был произведён в генерал-майоры, а в 1913 г. — в генерал-лейтенанты.

В начале Первой Мировой войны П.И. Тыртов находился на отдыхе за границей, попал в немецкий плен. 28 января 1915 года был досрочно освобождён из плена и вернувшись 5 февраля в Россию вновь вступил в обязанности начальника училища. В 1917 г. П.И. Тыртов был уволен в отставку.

После революции 1917 г. П.И. Тыртов эмигрировал во Францию. Умер 30 декабря 1927 года в Босолей (Франция). Погребён на кладбище в городе Ментон.

Петр Иванович Тыртов был награжден орденами Святого Владимира 4 степени (1907) с надписью «За 25 кампаний», Святого Владимира 3 степени (1908),  Святого Станислава 1 степени (1910), Святой Анны 1 степени (1914), Святого Владимира 2 степени (1915) и медалями.

[свернуть]