Морские династии

БЕКЛЕМИШЕВЫ В ИСТОРИИ РОССИИ

В 1962 г. в клубе Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С. О. Макарова, на Заневском проспекте, д. 5, состоялся очередной выпуск судоводителей. Торговый флот пополнился большой группой будущих капитанов морского  торгового флота. Среди выпускников был Михаил Беклемишев. Впереди ждали штурманские и капитанские морские пути и в Австралию, и на Кубу.

Начало морской династии Беклемишевых положил прадед Михаила Беклемишева – Николай Петрович Беклемишев.

Николай Петрович Беклемишев получил первое офицерское флотское звание «мичман» в 1852 г. Идет Крымская война между Россией и коалицией государств (Великобритания, Франция, Турция, Сардинское государство). С началом компании 1854 г. соединенная англо-французская эскадра (72 вымпела и 3450 орудий) вошла в Балтийское море. Основная задача эскадры была уничтожение Кронштадта и прорыв к Санкт-Петербургу. Мичман Беклемишев служит на блошкивном фрегате «Король Нидерландский» защищает Кронштадт на Северном фарватере. В 1855 г. его переводят на Черноморский флот, в Севастополь,  на линейный корабль «Ягудиил».  После гибели кораблей на Севастопольском рейде мичман Беклемишев сражается на 5-м бастионе обороны Севастополя. В боях был ране и контужен. Награжден орденом святой Анны 3-й степени с мечами. В 1858 г. Николай Петрович Беклемишев был уволен от службы с чином лейтенанта.

В 26 сентября 1858 г. у Николая Петровича рождается сын – Михаил. Михаил продолжает дело своего отца. В 1879 г. Михаил Николаевич Беклемишев, окончив Техническое училище Морского ведомства, производится в кондукторы Корпуса флотских штурманов. В 1883 г. Михаил Николаевич проходит курс обучения в Минном офицерском классе и в 1884 г. получает квалификацию минного офицера второго разряда, а в 1886 г. после окончания дополнительного курса – минного офицера первого разряда. В 1891 г. он заканчивает Николаевскую Морскую академию по кораблестроительной и инженерной специальностям. После окончания Академии Михаил Николаевич Беклемишев переаттестовывается из поручика по Адмиралтейству в мичманы. В 1894, 1897 – 1899 и 1901 – 1902 гг. М. Н. Беклемишев преподавал в Минном офицерском классе. В 1894 – 1897 гг., 1898 – 1904 гг. он командовал миноносцами № 59 и № 39, канонерской лодкой «Дождь», миноносцем «Прозорливый».

В декабре 1900 г. на Балтийском заводе была создана специальная комиссия для разработки проекта русской подводной лодки. В состав комиссии вошли: корабельный инженер И. Г. Бубнов,    старший лейтенант М. Н. Беклемишев, помощник инженер-механика И. С. Горюнов. Старший лейтенант Беклемишев был командирован Морским министерством России в США для ознакомления с подводными лодками, изготовленными фирмой «Голланд». Им была внешне осмотрена подводная лодка «Фультон», но никаких объяснений он не получил, как и не был ознакомлен с чертежами этой лодки. Контракт на строительство этих лодок для России не был подписан из-за дороговизны. 3 мая 1901 г. Комиссия представила проект миноносца № 113, а уже 5 июля данный проект был утвержден и Балтийский завод получил заказ на постройку «миноносца № 113». Строителем «миноносца № 113 был назначен И. Г. Бубнов. По этому проекту менее чем через три года Балтийский завод построил подводную лодку. В мае 1903 г. подводная лодка – миноносец № 150 была спущена на воду.  Первым командиром первой русской подводной лодки был назначен капитан 2 ранга М. Н. Беклемишев. 8 июня были начаты ходовые испытания, а 14 октября 1903 г. были закончены ходовые испытания. Этот день можно считать днем рождения подводных сил России.  М. Н. Беклемишев прокомандовал «миноносцем № 150» с 1902 г. по 1904 г., оставаясь при этом преподавателем Минного офицерского класса. 31 мая 1904 г. всем русским подводным лодкам-миноносцам по Высочайшему повелению были присвоены имена. «Миноносец № 150» стал называться «Дельфином». В конце января 1904 г., отличившимся при постройке миноносца № 150,  была «высочайше дарована» сумма в 50000 руб. Главные участники работ И. Г. Бубнов и М. Н. Беклемишев получили 24500 и 19500 руб. наградных. По 3000 руб. получили И. С. Горюнов и А. Д. Долголенко.

Сразу же после «Дельфина» Бубновым с Беклемишевым был разработан проект новой подводной лодки с большим водоизмещением («миноносец № 114»). Головная подводная лодка нового проекта была названа «Касаткой». В серии были построены в 1904 – 1905 гг. подводные лодки «Скат», «Налим», «Макрель», «Окунь», «Шереметьев». Во время строительства и испытаний подводных лодок «Форель» и «Макрель» временно ими командовал М. Н. Беклемишев.

Большой опыт преподавательской работы помогает Беклемишеву в короткие сроки осуществлять начальную подготовку первых командиров подводных лодок России и первых их экипажей. В последующие годы, до увольнения в запас в 1910 г., Беклемишев временно заведует отделом подводного плавания Балтийского завода (1904 – 1905 гг.), служит помощником отдела подводного плавания в Главном морском штабе, является членом Морского технического комитета. В 1910 г. Михаил Николаевич Беклемишев увольняется в запас с  присвоением чина генерал-майора по адмиралтейству. Михаил Николаевич являлся кавалером орденов Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 3-й степени, Святого Владимира 4-й степени с бантом, Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени.

После увольнения в запас Михаил Николаевич не прерывает свою связь с подводным флотом. Он работает консультантом Балтийского завода (до 1914 г.), членом комиссии по судостроении (1918 – 1918 гг.), служит начальником Отдела подводного плавания МС РККА (1919 – 1920 гг.), старшим наблюдающим отдела подводного плавания (1920 – 1921 гг.) – ведал постройкой и ремонтом военных кораблей. В 1924 г. М. Н. Беклемишев назначается капитаном опытного судна «Микула» — плавучей лабораторией волнового управления Остехбюро НТО ВСНХ. Он участвовал в разработках радиоуправляемых кораблей – торпедных катеров без экипажей. В последующие годы  М. Н. Беклемишев работает в Остехбюро НТО ВСНХ  заместителем председателя постоянной комиссии, заведующим частью подводного плавания. В 1931 г. М. Н. Беклемишев увольняется на пенсию. Умер Михаил Николаевич Беклемишев 18 февраля 1936 г. в Ленинграде.

В 1908 г. у капитана 1 ранга Михаила Николаевича Беклемишева и  его жены Людмилы Эсперовны родился сын – Владимир. Интересную и сложную жизнь предстоит прожить Владимиру Михайловичу – капитану дальнего плавания, проработавшему в Балтийском морском пароходстве 53 года.

А в начале была учеба в 70-й Единой трудовой школе г. Ленинграда. В 1929 г. Владимир поступил в Ленинградский морской техникум. Директором техникума в то время был известный капитан дальнего плавания, писатель Дмитрий Афанасьевич Лухманов. Быстро пролетели года учебы в техникуме, и вот наступил долгожданный час. Получен диплом штурмана малого плавания (штурманом дальнего плавания он станет через год) и молодой IV помощник капитана поднимается на борт теплохода «Кооперация». На календаре 1931 г. В 1935 г. Владимир Михайлович назначается старшим помощником капитана теплохода «Макс Гельц», а в 1938 г. – капитаном парохода «Отто Шмидт».

28 сентября 1939 г. капитан Владимир Михайлович Беклемишев вел теплоход «Пионер» в Нарвском заливе. В вечернее время штурманом теплохода был замечен перископ подводной лодки. Опознать подводную лодку штурману не удалось. В то же время подводная лодка заняла боевую позицию и выпустила по теплоходу торпеду. Благодаря опыту капитана судна, который находился в это время на мостике, теплоход уклонился от торпеды. Подводная лодка выпустила вторую торпеду. Вероятность попадания была очень высока. Времени было мало, и капитан принял единственное правильное решение – он направил теплоход на находящуюся рядом мель. Даже если бы теплоход был бы  торпедирован, то мель не дала судну затонуть. К счастью торпеда прошла мимо. Лодка скрылась, а теплоход был снят с мели спасателями. За проявленное мужество и самообладание капитан теплохода и старший помощник капитана В. М. Кобцев  были награждены орденами. Август 1941 г. Идет третий месяц войны. Защитники Таллинна продолжают сдерживать натиск крупных сил фашистов. Для эвакуации личного состава защитников Таллинна, оборудования, военного снаряжения в порт направляются  суда БМП. Пароход «Сигулда» (капитан В. М. Беклемишев) и пароход «Сауле (капитан А. И. Щетинина) медленно следуют за тральщиком. Маневренность судов ограничена шириной протраленной полосы, а скорость – скоростью тральщика. На ходовом мостике постоянно капитаны судов. Вдруг, со стороны солнца, появились пикирующие  бомбардировщики. Столб огня и дыма взметнулся ввысь. Поражен пароход «Сигулда». Оседающий на корму пароход капитан Беклемишев направил на южную оконечность острова Гогланд… В 1943 году восстановление морского торгового флота в Ленинграде потребовало притока сотен специалистов. В зимний период 1943/44 года В. М. Беклемишев проводил занятия с опытными моряками БМП, желающими сдать экзамен на звание штурмана малого плавания. Для этих целей был оборудован специальный технический кабинет в помещениях БМП.

С 1948 г. по 1952 г. и с 1956 г. по 1983 г. Владимир Михайлович Беклемишев служил капитаном-наставником Балтийского морского пароходства. Будучи капитаном-наставником В. М. Беклемишев руководил уникальными экспедициями по перегону плавучих доков, плавучих кранов из Черного моря на Дальний Восток, на Балтийское море, Белое море. Так в 1956 г. теплоход «Дмитрий Донской» (начальник экспедиции В. М. Беклемишев, капитан В. О. Закаржевский) провел док из Херсона в Северодвинск.

С 1952 г. по 1956 г. Владимир Михайлович Беклемишев служил начальником инспекции портового надзора Ленинградского морского торгового порта, исполнял обязанности начальника Морской Инспекции БМП.

За свою трудовую и боевую деятельность капитан В. М. Беклемишев был награжден правительственными наградами: орденами Красного Знамени, Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За 20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За 30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «250-летие города Ленина», «100-летие со дня рождения В. И. Ленина». Ему вручен знак «Почетный работник Морского Флота». В честь В. М. Беклемишева был назван океанский спасатель «Капитан Беклемишев».

В апреле 1939 г. у Владимира Михайловича Беклемишева и его жены – Ольги Ивановны родился сын, которого назвали Михаилом. Немного о матери Михаила. Ольга Ивановна Беклемишева (Алексеева) родилась в 1916 г. В 1937 г. она окончила радиотехническое отделение Ленинградского морского техникума. С 1937 года по 1946 год работала начальником радиостанции на судах БМП, начальником смены на береговой радиостанции пароходства. Имея такие богатые семейные традиции, Михаил выбрал море…

В данной статье использовались материалы, предоставленные музею ГМА им. адм. С. О. Макарова Баршаем Я. М.. Кроме этого использовалась следующая литература: Э. А. Ковалев «Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава». ЦЕНТРПОЛИГРАФ МиМ-Дельта, Москва, 2005.; В. И. Соболев «Ветер Балтики». ЛЕНИЗДАТ, 1985.

[свернуть]