Русско-японская война 1904 – 1905 гг

МАТУСЕВИЧ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Матусевич Николай Николаевич (1879 – 1950).

Гидрограф-геодезист, исследователь Севера, доктор астрономии и геодезии, профессор, инженер–вице-адмирал, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, капитан дальнего плавания.

В 1898 г. Н.Н. Матусевич окончил Морской кадетский корпус. Службу начал на ЧФ, а осенью 1899 г. был переведен на Тихий океан, где выполнял обязанности вахтенного начальника и младшего штурмана на крейсере «Россия», эскадренном броненосце «Сисой Великий», парусном учебном корабле «Разбойник», эскадренном броненосце «Петропавловск». В 1904 г. Н. Н. Матусевич окончил гидрографическое отделение Николаевской Морской академии (окончил по первому разряду с занесением на Мраморную доску). В 1904 г. он был назначен старшим штурманом на вспомогательный крейсер «Терек». В 1909 г. Н. Н. Матусевич окончил Петербургский университет, а в 1911 г. курсы при Пулковской обсерватории. С 1912 г. Н.Н. Матусевич руководил Отдельной съемкой Белого моря. Осенью 1918 г. Матусевич Н.Н. организовал Штурманский отдел при Соединенных классах по подготовке командного состава флота РККФ, которым заведовал до 1923 года и затем, до 1925 года, продолжал читать лекции по мореходной астрономии. В 1923 г., командуя Отдельным северным гидрографическим отрядом, Н. Н. Матусевич возглавил строительство и организацию работ полярной геофизической обсерватории и радиостанции в проливе Маточкин Шар на Новой Земле. С 1924 г. отряд был преобразован в Северную гидрографическую экспедицию. Район исследований охватывал Белое море, Мурманский берег и побережье Новой Земли. Экспедицией Матусевич руководил до 1931 года. С 1931 года он перешел на преподавательскую работу в Военно-морскую академию. С 1935 года Н. Н. Матусевич – председатель отделения математической географии и картографии Географического общества СССР, а с 1947 года – вице-президент Географического общества СССР.

В 1935 – 1937 гг. Николай Николаевич Матусевич – начальник кафедры астрономии Гидрографического института Главсевморпути, в 1947 — 1949 гг. Николай Николаевич Матусевич заведовал кафедрой астрономии в ВАМУ имени адмирала С.О. Макарова.

Его именем были названы несколько географических пунктов и гидрографическое судно.

[свернуть]
ПАСКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Паскин Александр Александрович (1881 – 1947). Доцент.

В 1900 Г. А.А. Паскин окончил Морской корпус и получил чин мичмана. До 1903 г. служил на кораблях Черноморского флота в должностях младшего штурмана, вахтенного начальника. В 1903 — 1904 гг. А.А. Паскин прошел курс Офицерского класса в водолазной школе и партии Кронштадта. А.А. Паскин участвовал в Русско-японской войне в качестве старшего офицера эскадренного миноносца «Громкий». В бою с японским флотом был ранен и оказался в плену на о. Цусима. В 1905 –1907 гг. А.А. Паскин – старший командир начальника водолазной школы и партии, старший офицер учебного корабля этой партии. В 1907 – 1915 гг. А. А. Паскин служил в Морском корпусе в должностях младшего начальника отдела, ротного командира, флагманского руководителя учебного отряда. С 1915 г. — служил в Главном Морском штабе. С 1909 г. Александр Александрович преподавал в Морском корпусе и Санкт-Петербургских соединенных училищах дальнего плавания и судовых механиков торгового флота императора Петра 1. С 1917 г. по 1930 г. он служил в Управлении военно-морских учебных заведений. С 1930 г. на преподавательской работе в ВВМУ, ЛИИВТ, Гидрографическом институте Главсевморпути. В 1940 – 1942 гг. А. А. Паскин преподавал в Высших Специальных курсах командного состава ВМФ. В 1942 – 1944 гг. — служил в Гидрографическом управлении ВМФ.

С 1944 г. Александр Александрович Паскин руководил кафедрой кораблевождения в Гидрографическом институте Главсевморпути, ВАМУ.

[свернуть]
САКЕЛЛАРИ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Сакеллари Николай Александрович (1880 – 1936).

Видный специалист в области теории и практики кораблевождения, капитан дальнего плавания, профессор, флагман 2 ранга.

В 1901 г. Н.А. Сакеллари окончил с дипломом 1-й степени физико-математический факультет Новороссийского университета. С 1903 г. Н.А. Сакеллари — юнкер флота. В 1904 г. Н. А. Сакеллари сдал экстерном экзамены за полный курс Морского корпуса и был произведен в мичманы. На эскадренном броненосце «Орел» совершил переход на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и принял участие в Цусимском сражении, был пленен. После войны Н.А. Сакеллари служил штурманом на крейсерах «Россия» и «Диана». В 1913 г. он окончил с серебряной медалью гидрографическое отделение Николаевской Морской академии и был назначен преподавателем навигации, флагманским штурманом Учебного отряда кораблей Морского кадетского корпуса. В 1914 – 1915 гг. Н. А. Сакеллари был флагманским штурманом бригады крейсеров Балтийского флота. В 1915 – 1916 гг. — командовал учебным судном «Астарта», учебным судном «Рында». С 1918 г. по 1920 г. Н.А. Сакеллари проходил службу в Морском Генеральном штабе.

С 1920 г. Н. А. Сакеллари на преподавательской работе в военно-морских учебных заведениях. В 1924 г. он был старшим штурманом посыльного судна «Воровский» во время перехода из Архангельска во Владивосток. В 1929 – 1930 гг. Н.А. Сакеллари обеспечивал переход линейного корабля «Парижская Коммуна» и крейсера «Профинтерн» из Кронштадта в Севастополь в качестве флагманского штурмана. В 1934 г. Н.А. Сакеллари в качестве флагманского штурмана экспедиции принял участие в спасении челюскинцев, проведя в кратчайший срок ледокол «Красин» из Ленинграда к берегам Чукотки.

Доктор военно-морских наук, профессор Сакеллари Николай Александрович был первым начальником кафедры «Кораблевождения» (1935 – 1936 гг.) в Гидрографическом институте Главсевморпути.

Его именем назван полуостров в Антарктиде.

[свернуть]
ФРОЛОВ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ

ФРОЛОВ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ

 

Фролов Павел Федорович (10.12.1876 – 29.04.1934). Из крестьян СПб губернии.

В 1897 г. П.Ф. Фролов окончил мореходные классы при СПб речном яхт клубе — штурман дальнего плавания, шкипер каботажного плавания. 12 января 1904 г. он был произведен в подпоручики запаса флота после сдачи специального экзамена.

30 марта 1904 г. П.Ф. Фролов был определен на службу и 20 апреля 1904 г. был назначен в плавание на транспорт «Иртыш». Во время похода приказом Командующего эскадрой временно исполнял обязанности ревизора на транспорте «Тамбов» (с 4 марта по 2 апреля 1905 г.). Участник Цусимского сражения. Вместе с экипажем вернулся из плена 1 февраля 1906 г.

П.Ф. Фролов был награжден орденом Святого Станислава 3 степени с мечами и бантом.

В 1908 – 1910 гг. П.Ф. Фролов был командиром портового судна «Буксир». В 1909 г. П.Ф. Фролов окончил Водолазную школу. С 1910 г. по 31 января 1916 г. он служил штурманом на яхте «Стрела». 31 января 1916 г. П.Ф. Фролов был назначен исполняющим дела младшего помощника командира Петроградского порта. С 23 июня 1917 г. П.Ф. Фролов был председателем Особого присутствия по назначению пенсий и пособий рабочим Петроградского порта, заведовал Адмиралтейством Гребного порта Петроградского военно-морского порта. Подполковник по Адмиралтейству за отличие (28.07.1917).

30 декабря 1918 г. П.Ф. Фролов был уволен со службы.

Павел Федорович Фролов эмигрировал в Югославию, умер в 1934 г. от плеврита.

[свернуть]
ХЛЮСТИН БОРИС ПАВЛОВИЧ

Хлюстин Борис Павлович (1884 – 1949).

Автор многочисленных работ по гидрографии, навигации, мореходной астрономии, девиации магнитных компасов, инженер – контр – адмирал, доктор военно-морских наук, профессор.

В 1904 г. Б.П. Хлюстин окончил Морской кадетский корпус. После окончания Морского кадетского корпуса был направлен для прохождения службы в Квантунский флотский экипаж (г. Порт-Артур). Выдержал всю осаду и блокаду Порт-Артура, дважды был ранен. В 1905 – 1906 гг. служил на кораблях на Дальнем Востоке. В 1907 г. — вахтенный начальник на эсминце «Выносливый» БФ. В 1907 — 1908 гг. Б. П. Хлюстин учился на курсах при компасной части Главного Гидрографического Управления. В 1908 г. он служил старшим офицером минного крейсера «Сибирский стрелок». С 1908 г. по 1910 г. Б. П. Хлюстин учился на гидрографическом факультете Николаевский Морской академии (окончил по 1 разряду). После окончания академии Борис Петрович служил старшим штурманом на линейном корабле «Андрей Первозванный» Балтийского флота. В 1912 г. Б. П. Хлюстин исполнял обязанности флагманского штурманского офицера штаба командира 2-й минной дивизии Балтийского флота, флагманского штурманского офицера штаба командира бригады линейных кораблей Балтийского флота, а с 1912 г. по 1918 г. — штатный преподаватель, помощник инспектора классов Морского корпуса. В 1918 г. Б.П. Хлюстин был членом ликвидационной комиссии Морского корпуса, а затем преподавателем Курсов Командного Состава Флота в Военно-морском училище им. Фрунзе. В 1921 – 1929 гг. – начальник учебного отдела Военно-морского училища им. Фрунзе. С 1932 г. по 1941 г. и с 1944 г. по 1947 г. Б. П. Хлюстин служил в ВМУ им. Фрунзе начальником цикла «Кораблевождения», начальником кафедры «Кораблевождения», начальником кафедры «Девиации магнитных компасов». С 1941 г. по 1944 г. он преподавал на ВКК КБФ, КОС КБФ (г. Ленинград). С 1947 г. по 1949 г. руководил кафедрой «Кораблевождения» ВВМПУ МВД СССР.

С 1917 г. Б. П. Хлюстин читал курс мореходной астрономии и навигации в Военно-морской академии, Ленинградском институте инженеров водного транспорта, Ленинградском университете.

С 1938 года Б. П. Хлюстин преподавал в Гидрографическом институте Главсевморпути — возглавлял кафедру «Кораблевождения» (1938 – 1939 гг.), в ЛВМУ возглавлял кафедру «Судовождения» (1944 – 1949 гг.).

Именем доктора военно-морских наук, профессора, инженер-контр-адмирала Б. П. Хлюстина названы мыс в Антарктике и учебно-производственное судно ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова.

[свернуть]
ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «ИРТЫШ»

В марте 1904 г. при посредничестве Министерства Торговли и Портов у немецкой судоходной компании HAPAG для нужд морского ведомства был приобретен пароход «Belgia». Товаро-пассажирский пароход «Belgia» был спущен на воду 14 апреля 1900 г. Укомплектован в июне 1900 г. представлял собой двухвинтовой стальной пароход, был заказан немецкой судоходной компанией HAPAG у судостроительной верфи «Palmers», Ярроу, Англия. Зав. № 744. Товаро-пассажирский пароход «Belgia» был спущен на воду 14 апреля 1900 г. Укомплектован в июне 1900 г.

В середине апреля 1904 г. пароход прибыл в Либаву, доставив запасные машинные части и запасной винт для приобретенного ранее вспомогательного крейсера «Дон». 3 мая 1904 г. пароход «Belgia» был принят у немецкой стороны и поставлен на переоборудование в войсковой транспорт. Военный транспорт «Иртыш» имел следующие данные: размерения – 147,8 м. х 17,5 м.; осадка с полным грузом 7,92 – 8,53 м.; водоизмещение 15 000 т.; вместимость 7 477 рег. т.; силовая установка — 2 ВТР, 3 800 и. л. с.; скорость 10,5 уз.;  запас угля 9 000 т. Экипаж 16/233 чел. Вооружение 5 – 57 мм. орудий.  В июне 1904 г. войсковой транспорт «Иртыш» обеспечивал в Либаве бункеровку углем вспомогательных крейсеров «Урал» и «Дон» направлявшихся в крейсерство в Атлантическом океане. 26 июля 1904 г. был официально зачислен в списки флота в качестве транспорта «Иртыш».

Военный транспорт «Иртыш», под командованием капитана 2 ранга Ергомышева К. Л., был включен в состав транспортного отряда 2-й эскадры флота Тихого океана. На «Иртыш» был назначен  выпускник мореходных классов при Санкт-Петербургском речном яхт-клубе Павел Федорович Фролов.

На военный транспорт «Иртыш» должен быть загружен запасной комплект боеприпасов для боевых кораблей и практические снаряды. 14 (27 по новому стилю) сентября 1904 г. «Иртыш» был направлен на погрузку из Либавы в Ревель. При заходе в акваторию военного порта Ревель транспорт коснулся грунта и получил повреждение подводной части корпуса. После окончания ремонта  28 декабря 1904 г (10января 1905 г.) вышел из Ревеля в самостоятельное плавание на соединение с эскадрой Рожественского. Согласно предписанию ГУКиС  на борт было принято только около 7 000 т. угля, что обеспечивало возможность свободного прохода Суэцким каналом, а  снаряды были отправлены по железной дороге во Владивосток.  «Иртыш» прошел Суэцкий канал 8 – 9 (21 – 22) января 1905 г.

Ввиду нерасторопности Морского ведомства «Иртыш» согласно правилам нейтралитета был вынужден уйти в Джибути, не дождавшись партии обмундирования для 2-й эскадры Тихого океана (более 12 тыс. сапог были доставлены в Порт-Саид из Одессы только 12 (25) января). Пополнив в Джибути  запас угля (до 8 — 10 тыс. т.) 26.02 (11.03) 1905 г. «Иртыш» присоединился к эскадре в б. Носи-Бе (о. Мадагаскар).
Приказом № 86 от 1 (14) февраля 1905 г. включен в состав 2 отделения Отряда транспортных судов. 3 (16) марта 1905 г. в составе эскадры покинул Носи-Бе для следования к берегам Индокитая. Во время перехода Индийским океаном 5 (18) марта в течение 2,5 часов не мог приять на буксир эскадренного миноносца «Громкий», за что сигналом с эскадренного броненосца «Князь Суворов» получил «особое неудовольствие адмирала за несоблюдение своего места в строю».  5 (18) апреля во время погрузки угля на крейсер 1 ранга «Аврора» сорвавшейся грузовой стрелой был смертельно ранен судовой боцман. Во второй половине дня 31 марта (13 апреля) прибыл в б. Камрань (Индокитай). 13 (26) апреля перешел в б. Ван-Фонг, где приступил к погрузке угля с немецких транспортов. К 15 (28) апреля запас угля пополнен до 7 158 т. 26 апреля  (09 мая) после присоединения Отдельного отряда судов под командованием контр-адмирала Небогатова перешел в б. Куа-Бе, где принял на борт запасной комплект 10-ти дюймовых зарядов  и снарядов  (по др. данным — малокалиберных) с броненосцев береговой обороны. В числе груза тогда же значится провизия, 1 500 п. пироксилина, 8 000 т. угля, соляная и серная  кислота, а также 800 мин заграждения. 1 (14) мая в составе эскадры начал переход от берегов Индокитая во Владивосток.

«Эскадра растянулась на несколько миль. Впереди, установив разведочную цепь, шел отряд капитана 1-го ранга Шеина в составе трех крейсеров. Под прикрытием этого отряда шли три колонны: правая – 1-й броненосный отряд, флаг вице-адмирала Рожественского на «Суворове», за ним в кильватере – 2-1 броненосный отряд, флаг покойного контр-адмирала Фелькерзама на «Ослябе», средняя – все транспорты и левая – 3-й броненосный отряд, флаг контр-адмирала Небогатова на «Императоре Николае l», за ним в кильватер крейсерский отряд, флаг контр-адмирала Энквиста на «Олеге». Легкие крейсера «Жемчуг» и «Изумруд» держались на флангах, миноносцы пока еще шли на буксирах у транспортов. Сзади эскадры, милях в десяти, — госпитальные суда «Орел» и «Кострома». Ночью мы хорошо видели их ходовые огни, а сами шли с закрытыми» (из воспоминаний вахтенного начальника военного транспорта «Иртыш» мичмана Геральда Карловича Графа).

«Пять маленьких 57-мм пушек, которыми вооружили «Иртыш», молчали, так как было еще далеко до неприятеля, уже не говоря о том, что и вред бы они могли нанести противнику ничтожный. Он же нас расстреливал, как хотел: медленно двигающаяся огромная цель была легкой добычей. Каждый снаряд мог нанести нам, простому грузовому пароходу, внезапную гибель. 3200 пудов пироксилина и несколько сот десятидюймовых снарядов и зарядов ускорили бы ее… Град снарядов все увеличивался и неумолимо приближался к нам.  «Иртыш» вздрогнул, и раздался сильный взрыв. Первый снаряд – боевое крещение… Солнце близилось к закату, начинало темнеть. Главные силы неприятеля прекратили стрельбу и стали уходить. Все легче вздохнули, но, увы, напрасно: кончился дневной бой – начался ночной… Японцы выпустили в атаку сто пять миноносцев – все, что имели, и миноносцы всю ночь охотились за нами. К этому времени крейсера и транспорты опять отстали от броненосцев, и, когда началась атака японских миноносцев, мы увидели, что адмирал Энквист поворачивает и полным ходом уводит за собой часть крейсеров на юг. Остальные продолжили идти на север за отрядом адмирала Небогатова. Наш головной транспорт «Анадырь» совершенно не пострадавший в бою, также повернул на юг, дал полный ход и стал скрываться на горизонте. Таким образом «Иртыш был брошен на произвол судьбы. Да и неудивительно, ведь он теперь давал не более 3 – 6 узлов, где же с ним возиться, когда у всех опасность на носу. Видя, что уже больше не на кого рассчитывать, кроме как на самих себя, наш командир решил продолжать путь на север и стремиться достичь Владивостока…» (из воспоминаний вахтенного начальника военного транспорта «Иртыш» мичмана Геральда Карловича Графа).

В ходе дневной фазы Цусимского боя получил одну большую пробоину в носовой части, причинившую крен в 10 градусов и 19 других попаданий, нанесших незначительные повреждения. Потери экипажа: убито 14 чел., ранено 35 чел.

Вечером 14 (27) мая «Иртыш» отделился от эскадры и направился на восток  с намерением вдоль берегов Японии прорваться во Владивосток.

«Ввиду серьезности положения, согласно Морскому уставу, командир собрал совещание из всех офицеров, чтобы выслушать их мнение, что предпринимать дальше. Все быстро собрались в кают-компании. На обсуждение было поставлено два вопроса: первый – продолжать идти тем же курсом и не покидать корабль до его гибели – и второй – идти ли тем курсом до тех пор, пока, по всем признакам, не станет ясно, что гибель близка, после чего спустить шлюпки и на них спасаться. Все придерживались такого мнения, что следует продолжить путь во Владивосток, пока «Иртыш» будет способен держаться на поверхности, и только тогда начать спасаться, когда не останется никакой надежды. Выслушав все мнения, командир окончательно решил так: идти на север, придерживаясь японского берега, если положение станет критическим, подойти к нему ближе, спустить шлюпки, погрузить на них раненых и команду и высадиться… Наконец, в 5 часов дня 15 мая пришлось прийти к убеждению, что минуты «Иртыша» сочтены и он каждый момент может начать тонуть… Как было решено, командир повернул к берегу и на расстоянии около 10 миль от него на глубине 55 сажень стал на якорь. Началось сложное спускание шлюпок с корабля с предельным креном и поврежденными приспособлениями. Только после упорной работы в течение часа, наконец, они были на воде, и началась погрузка раненых… и последними спустились командир и старший офицер. Пока плыли, никто не спускал глаз с «Иртыша», ожидая его последнего вздоха, но он продолжал печально стоять, уткнувшись носом в воду. Лишь Андреевский флаг слабо колыхался на корме… На берегу нас встретили какие-то люди с угрожающим видом и вооруженные палками, вилами и лопатами, но держались на приличном расстоянии… скоро появились три полицейских… наконец появилась группа каких-то новых японцев, которые оказались местными властями. Они кое – как говорили по- английски. Из разговора с ними мы узнали, что высадились у маленькой деревушки, в 25 километрах от города Хамада (остров Миносима)» (из воспоминаний вахтенного начальника военного транспорта «Иртыш» мичмана Геральда Карловича Графа).

К 22 часам военный транспорт «Иртыш» затонул в точке 35.02N/132.11E.  Исключен из списков флота 15 сентября 1905 г.

 

Военный транспорт «Иртыш»

Военный транспорт «Иртыш»

[свернуть]
КРЕЙСЕР 2-ГО РАНГА «ТЕРЕК»

В ночь на 14 мая 1905 г. эскадра адмирала Рожественского вошла в Корейский пролив. Для отвлечения японских сил, 8 – 9 мая к восточным берегам Японии были посланы крейсера 2-го ранга (вспомогательные крейсера) «Кубань» и «Терек». На вспомогательном крейсере «Терек» после окончания гидрографического отделения Николаевской морской академии служил старшим штурманом лейтенант Матусевич Николай Николаевич.

«Тереку» достался участок моря примерно в двухстах милях от острова Сикоку. В этом районе проходили судоходные пути из Южно-Китайского моря в Кобе или Иокогаму. Вечером 11 мая корабль прибыл в заданный район. Перед «Тереком» была поставлена задача — досматривать встречные торговые суда, идущие определенными курсами и имевшие определенную национальную принадлежность. Если на осмотренных судах никакой контрабанды не обнаруживалось, то суда отпускались. Если обнаруживался груз для Японии, то этот груз признавался контрабандой, команда судна пересаживалась на «Терек», а судно затоплялось.

За время крейсерства «Терека» с 11 мая по 16 июня 1905 г. было досмотрено несколько десятков судов, но потопили только два. В 10-х числах июня крейсер попал в полосу жестокого тайфуна, продолжавшегося двое суток. Командир корабля капитан 2 ранга Панферов принял решение зайти для ремонта и пополнения запасов в нейтральный порт. 16 июня крейсер зашел в голландскую Батавию. Однако отведенных нормами международного права 24 часа пребывания в нейтральном порту кораблю не хватило для ремонта и пополнения запасов (была загружена только трехдневная норма угля). Поэтому по требованию голландской администрации крейсер 2-го ранга «Терек» вынужден был 17 июня интернироваться.

[свернуть]
МИНОНОСЕЦ «СТАТНЫЙ»

Миноносец «Статный» был принят в казну в июле 1904 г. в Порт-Артуре. Командовал миноносцем лейтенант барон Коссинский 2-й, вахтенным начальником на миноносец после окончания Морского кадетского корпуса был назначен мичман Хлюстин Б.П. Миноносец «Статный», в ходе обороны Порт-Артура, участвовал в отражении атак японских кораблей на русские корабли и суда, стоявшие в бухте Белый Волк; нес дежурную службу на внешнем рейде Порт-Артура; участвовал в постановке мин напротив бухты Лунвантань; участвовал в обстреле японских береговых позиций на горах Дагушань и Сагушань из бухты Тахэ; обеспечивал охрану тралящих судов.

В ночь с 19 декабря на 20 декабря миноносец «Статный» со знаменами порт-артурских полков и Квантунского флотского экипажа, высочайше пожалованными канонерским лодкам «Бобр» и «Гиляк» серебряными рожками, секретными документами и делами штабов морских и сухопутных и секретными депешами главнокомандующему на борту прорвал блокаду и ушел в Чифу. Прибыв в Чифу, по требованию русского консула и китайских властей, миноносец в тот же день был разоружен. В ту же ночь прорвались в китайские порты еще пять русских миноносцев и несколько катеров. 20 декабря 1904 г. Порт-Артур был сдан генерал-лейтенантом Стесселем японцам.

[свернуть]
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «ГРОМКИЙ»

14 мая 1904 г. эскадра Рожественского вошла в Корейский пролив. Среди кораблей 2-го отряда миноносцев был эскадренный миноносец «Громкий» (командир корабля капитан 2 ранга Керн Г.Ф.). Старшим офицером на миноносце служил лейтенант Паскин А.А.

В 2 часа 28 минут японский вспомогательный крейсер «Синано-Мару», находящейся в дозоре, обнаружил огни госпитального судна «Орел», а затее и всю эскадру Рожественского. После обнаружения русских кораблей японские крейсера установили за ней непрерывное наблюдение, следуя параллельным курсом. В 7 часов утра один из японских крейсеров был обнаружен кораблями русской эскадры. После перестроения в 12 часов 5 минут корабли русской эскадры легли на курс 23º — на Владивосток. В 13 часов 15 минут корабли русской эскадры обнаружили главные силы японского флота, шедшие на запад на пересечение курса русской эскадры. В 13 часов 49 минут эскадренный броненосец «Князь Суворов» с дистанции 38 каб. открыл огонь по японским кораблям. В 13 часов 52 минуты японские корабли открыли артиллерийский огонь по эскадренным броненосцам «Князь Суворов» и «Ослябя» русской эскадры. Так началось Цусимское сражение. В 19 часов 30 минут, после потопления эскадренного броненосца «Князь Суворов» и транспорта-мастерской «Камчатка», командующий японским силами адмирал Того приказал японским отрядам идти на север и к утру подойти к острову Уллындо (Дажелет), чтобы продолжить бой с русской эскадрой. Так закончился первый день Цусимского сражения.

С наступлением темноты корабли русской эскадры подверглись торпедным атакам японских миноносцев. Был потоплен эскадренный броненосец «Наварин», а эскадренный броненосец «Сисой Великий», броненосные крейсера «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах» получили попадания торпедами и в результате тяжелых повреждений были затоплены личным составом.

Эскадренный миноносец «Громкий» находился около броненосного крейсера «Владимир Мономах» с целью оказания помощи экипажу крейсера. Русские корабли были обнаружены японскими миноносцами. Так как экипаж «Владимира Мономаха» спустил шлюпки и затопил корабль, «Громкий» стал уходить на север. За ним погнались три японских миноносца. Около 11 часов 15 мая начался бой эскадренного миноносца «Громкий» с японскими миноносцами. Расстояние между кораблями составляло 800 – 300 метров. Как потом было указано в «Описании военных действий на море в 37 – 38 гг. Мейдзи (в 1904 – 1905 гг.), составленном Морским Генеральным Штабом Японии»: «Начался жестокий бой вплотную». На «Громком» была выведена из строя кормовая кочегарка, было сбито орудие № 5 и у орудия № 4 осталось немного снарядов. Командир миноносца капитан 2-го ранга Керн, видя большие потери среди личного состава и опасность взятия миноносца японцами на абордаж, передал через старшего офицера лейтенанта Паскина старшему механику миноносца штабс-капитану Саксу приказание затопить миноносец, а корабль направить носом на берег острова Цусима, который находился на расстоянии 8 миль. Из воспоминания старшего механика миноносца «Громкий» штабс-капитана Сакса: «Сбив клинкеты проточных труб холодильников, и совместно с машинным кондуктором Петровым, квартирмейстерами Катушевым и Щенниковым открыл кингстоны машинного и кормового кочегарного отделения, а в носовой кочегарке приказал поддерживать пар, дабы дать возможность приблизиться к берегу и иметь ход до конца боя. Когда вода покрыла крышки клинкетов, я выпустил команду из машины и доложил командиру, что миноносец затонет скоро; миноносец погружался все более и более, двигаясь к берегу, отстреливаясь последней пушкой. Неприятель, не решаясь взять нас на абордаж, сблизился до 2 каб. и, держась за кормой, осыпал нас снарядами. Тут мы потеряли наибольшие потери в личном составе. Разорвавшимся снарядом был тяжело ранен на юте лейтенант Паскин. Командир, стоя на мостике, выждал момент, когда миноносец осел и над водой было всего 2 фута, отдал команду: «Спасайся, кто может». Японцы, подойдя на расстояние 1,5 каб. открыли жестокий огонь. В этот момент, снарядом, попавшим в мостик, был смертельно ранен командир корабля. Командование корабля было передано мичману Потемкину. Комендор Капралов, сделав последний выстрел последним снарядом, прекратил стрельбу. Японцы сейчас же сыграли отбой и спустили шлюпки, которые стали подбирать плавающих русских матросов. Подойдя к борту эскадренного миноносца, японцы сняли тяжело раненного лейтенанта Паскина, раненого мичмана Потемкина, кондуктора Петрова, смертельно раненого фельдшера Боровикова. После чего миноносец лег на правый борт и затонул, имея на фок-мачте Андреевский флаг».

[свернуть]
ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ОРЕЛ»

<

/div>Эскадренный броненосец «Орел» (командир — капитан 1 ранга Н. В. Юнг) входил в состав 1-го броненосного отряда русской эскадры адмирала Рожественского. На корабле проходил службу младшим штурманом мичман Сакеллари Н. А. В ходе боя 14 мая «Орел» получил 55 попаданий снарядов крупного калибра, но сохранил боеготовность. С наступлением темноты 14 мая русские корабли подверглись атакам японских миноносцев. Включив прожектора, тем самым демаскировав себя, часть кораблей было потоплено в результате торпедных атак миноносцев, а оставшиеся, большей частью, потеряли связь между собой и стали следовать во Владивосток самостоятельно. Эскадренные броненосцы «Орел», «Император Николай I», броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», крейсер «Изумруд» под командованием контр-адмирала Небогатова не включали прожекторов и не были обнаружены японцами. С рассветом этот отряд был обнаружен японцами. В 10 часов 15 минут 15 мая 1905 г. остатки русской эскадры (эскадренные броненосцы «Орел», «Император Николай I», броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», крейсер «Изумруд») под командованием контр-адмирала Небогатова были окружены превосходящими силами японского флота. Несмотря на готовность русских кораблей к дальнейшей борьбе, адмирал Небогатов отдал приказ о сдаче. Приказу не подчинился только крейсер «Изумруд», который прорвался через строй японских кораблей и ушел, но 17 мая погиб на камнях в бухте Владимир.

После ремонта был введен в строй японцами под названием «Ивами».

[свернуть]