Преподаватели учебных заведений

ВИТТЕНБУРГ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

Виттенбург

 

Виттенбург Павел Владимирович (1884 — ?). Доктор геолого-минералогических наук, профессор.

В 1909 г. Виттенбург П.В. окончил Тюбингенский университет (защитил диссертацию на ученую степень доктора естественных наук). В 1912 году он защитил диссертацию на звание магистра минералогии и геогнозии в Юрьевском университете. В 1908 — 1911 гг.  Виттенбург П.В. участвовал в Уссурийской экспедиции геологического комитета. С 1912 года он работал в Геологическом музее АН  (младший геолог), участвовал в геологических исследованиях в Уссурийском крае (п-ов Муравьева-Амурского).  В 1913 году Виттенбург П.В. – начальник Шпицбергенской угольной экспедиции. В 1914 году Виттенбург П.В. – научный руководитель геологических исследований на Центральном Кавказе. В 1918 году, 1920 году Виттенбург П.В. – участник 1-й и 2-й Лапландской экспедиции (геологические исследования Кольского залива). В 1921 году Виттенбург П.В.  – начальник Ново-Земельной экспедиции АН. В 1923 году Виттенбург П.В. — начальник Уссурийской экспедиции АН (исследование залива Петра Великого). С 1931 года по 1938 год Виттенбург П.В. руководил экспедицией на о-ве Вайгач, о-ве Северная Земля. С 1940 года по 1944 год он руководил геологическими экспедициями на Арктическом побережье СССР.

С 1919 года Виттенбург П.В. профессор Географического института, а с 1925 года — профессор Ленинградского государственного университета (проректор по научной работе в 1925 году).

С 1946 года Виттенбург П.В. на преподавательской работе в ВАМУ имени адмирала С.О. Макарова.

[свернуть]
ДИТЦ ОТТО ГЕРМАНОВИЧ

Дитц Отто Германович (1876 – 1957). Русский и советский топограф и геодезист, полковник Русской императорской армии (1916). Начальник Корпуса военных топографов РККА (1920-1923). Доктор технических наук (1939), профессор.

О.Г. Дитц родился в Вышнем Волочке в лютеранской немецкой семье. Из мещан. В 1897 г. он окончил Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения и был зачислен на военную службу рядовым в 1-ю Привислинскую инженерную дистанцию Варшавского военного округа, кондуктор II класса. Через год О.Г. Дитц был произведён в кондукторы I класса. В августе того же года выдержал вступительные экзамены и 1 октября 1898 года был зачислен юнкером в Военно-топографическое училище. Окончил училище по 1-му разряду и 25 сентября 1900 года и был произведён в подпоручики Корпуса военных топографов.

До поступления в Николаевскую академию Генерального штаба (1906) О.Г. Дитц проходил службу в лейб-гвардии Московскому полку, 200-м пехотном Ижорском полку, 198-м резервном пехотном Александро-Невском полку, 93-м пехотном Иркутском полку, в Военно-топографическом управлении Главного штаба. Участвовал в топографической съёмке Северо-Западного пограничного пространства, топографической съёмке Финляндии и Санкт-Петербургской губернии. В 1906 г. штабс-капитан Дитц О.Г. был зачислен слушателем Николаевской академии Генерального штаба.

После окончания двух основных курсов и дополнительного геодезического курса академии Генштаба, 17 января 1909 г. Отто Дитц был направлен в Николаевскую главную обсерваторию в Пулково для прохождения двухлетнего курса по астрономии. 28 апреля 1909 г. конференция Николаевской академии Генерального штаба присудила О.Г. Дитцу премию имени генерала Зейфарта «за лучшие съёмки». 30 апреля 1909 г. «за отличные успехи в науках» он был произведён в капитаны. После окончания обучения в обсерватории 29 марта 1911 года капитан Дитц О.Г. был переведён в Генеральный штаб, в состав офицеров Корпуса военных топографов.

В Генеральном штабе О.Г. Дитц служил в Военно-топографическом отделе начальником геодезического отделения (1911 – 1916). За это время он участвовал в полевых топографических работах в районе Великого Новгорода, Орши, Гомеля. В 1916 – 1918 гг. О.Г. Дитц занимал командные должности в действующей армии — штаб-офицера для поручений при штабе 37-го армейского корпуса, начальника штаба 121-й пехотной дивизии, начальника штаба 136-й пехотной дивизии.

После Октябрьской революции полковник Дитц О.Г. добровольно вступил в РККА и был назначен в Военно-топографический отдел Главного управления Генерального штаба РККА. В 1920 г. О.Г. Дитц был назначен начальником Корпуса военных топографов РККА.

Помимо непосредственной служебной деятельности по Корпусу военных топографов и Генеральному штабу, О.Г. Дитц занимался преподавательской деятельностью. С 1910 г. он преподавал геодезию в Военно-топографическом училище и Петербургском политехническом институте. С 1920 г. он преподавал в Московском межевом институте (профессор). О.Г. Дитц принимал участие в составлении учебников и справочников по геодезии.

Весной 1923 г. Дитц был арестован по «Делу топографов» и осуждён на 5 лет заключения, содержался в Таганской тюрьме. В 1925 г. он был освобождён по амнистии. В том же году восстановлен в правах профессора кафедры геодезии Ленинградского политехнического института, в 1934 г. возглавил кафедру в институте. В 1939 г. без защиты диссертации О.Г. Дитц был утверждён в степени доктора технических наук.

С 1927 г. О.Г. Дитц в качестве старшего инженера Высшего геодезического управления ВСНХ СССР руководил построением сети опорных геодезических пунктов для разбивки сооружений Днепростроя, участвовал в геодезических работах при строительстве гидроэлектростанций по плану ГОЭЛРО на Свири, Туломе, Вуоксе и других реках, в разбивке Беломорско-Балтийского канала. Принимал участие в топографических съёмках  городов Севастополя, Новороссийска, Молотова (Пермь), Куйбышева (Самара) и других.

Во время Великой Отечественной войны О.Г. Дитц был эвакуирован в 1942 г. из блокадного Ленинграда в Красноярск, где работал в Сибирском лесотехническом институте. В 1944 г. он вернулся в Ленинград, где вначале возглавил кафедру геодезии в Гидрографическом институте Главсевморпути. Потом до конца жизни заведовал кафедрой геодезии в Ленинградском политехническом институте, также преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте.

Отто Германович Дитц являлся действительным членом Географического и Астрономо-геодезического обществ СССР. Он был награжден орденами Святого Станислава 3-й и 2-й степени, Святой Анны 3-й степени, Трудового Красного Знамени и медалями.

О. Г. Дитц являлся автором более пятидесяти научных работ, в том числе и, выдержавшего пять переизданий, учебника «Геодезия для гидротехников». Им написано и опубликовано большое число статей.

О.Г. Дитц умер 17 декабря 1957 года в Ленинграде и был похоронен на Богословском кладбище.

[свернуть]
ЛАКТИОНОВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ

Лактионов Александр Федорович (31.08(12.09)1899 – 28.04.1965). Известный советский океанолог, один из славной плеяды советских полярников 1930-х годов, создававших и осваивавших трассу Северного морского пути.

Родился в г. Керчь, здесь же окончил 2-х классное училище, а затем в г. Старый Крым Учительскую семинарию. В течение 1919-1923 гг. преподавал в школе II ступени. Следующий свой жизненный шаг, определивший всю его дальнейшую судьбу, Лактионов сделал в 1923 году, когда после соответствующей подготовки и испытаний начал работать гидрологом-наблюдателем в Керченской ихтиологической лаборатории и в Азовско-Черноморской научно-промысловой экспедиции. Здесь судьба свела его с почетным академиком Н.М. Книповичем, под руководством которого он обрабатывал материалы океанографических наблюдений, участвовал во многих походах в Черном и Азовском морях, приобрел большой опыт полевых океанографических исследований. Определившись с выбором профессии и намереваясь продолжить образование, Лактионов в 1926 году переехал в Ленинград и поступил на физико-математический факультет ЛГУ, однако завершить образование ему не удалось – помешала активная экспедиционная деятельность, ставшая для него самым лучшим университетом.

В январе 1927 года молодого перспективного исследователя пригласили в Институт по изучению Севера (позднее ВАИ, АНИИ и ААНИИ), где он и проработал всю свою последующую жизнь. В течение 1927-1937 гг. Лактионов практически ежегодно участвовал в арктических экспедициях, среди которых были знаменитые походы, навсегда вошедшие в историю изучения и освоения Советской Арктики. Уже летом 1927 года он в составе экспедиции проводил океанографические исследования северо-восточной части Баренцева моря. В 1929 году Лактионов участвовал в историческом походе л/п «Г. Седов» к Земле Франца-Иосифа. Главной целью экспедиции, возглавляемой О.Ю. Шмидтом, В.Ю. Визе и капитаном В.И. Ворониным, была организация научной обсерватории в бухте Тихой на о. Гукера.  Экспедиция имела не только научное, но и политическое значение, положив конец притязаниям норвежцев на этот архипелаг. По результатам исследований Лактионов опубликовал свои первые научные работы. Сделанные им выводы о химических свойствах льдов и гидрологическом режиме подтвердились дальнейшими исследованиями в других арктических морях. На том же судне в 1930 году при участии Лактионова обследовалась северо-восточная часть Карского моря. В ходе экспедиции было открыто несколько островов, в том числе Шмидта, Визе, Воронина и Исаченко, названных в честь участников. На острова  была высажена группа из четырех полярников, во главе с Г.А. Ушаковым и Н.Н.  Урванцевым. Эта группа за два года нанесла на карту этот архипелаг, открытый лишь в 1913 году экспедицией под руководством Б.А. Вилькицкого. Лактионов собрал обширный материал по гидрологии Карского моря, гидрохимии и физическим свойствам морского льда. Обработка материала позволила ему опубликовать несколько научных статей. В 1931 году Лактионов возглавил рейс на пароходе «Ломоносов» в северо-западную часть Карского моря и на  Землю Франца-Иосифа, где в бухте Тихой на территории полярной станции была организована самая северная в мире магнитологическая станция. В 1932 году он стал участником исторического рейса на л/п «А. Сибиряков», впервые совершившем переход по всей трассе Северного морского пути за одну навигацию. Его участие в этом рейсе было отмечено орденом Трудового Красного Знамени. В 1933 году Лактионов был в составе экспедиции на «Сибирякове» в Карском море, в 1934 году он был во главе похода на «Седове» снова в Карском море. Каждый рейс – это поход в практически неизученные арктические районы, после каждого рейса – обширный научный материал, обработка которого давала ответы на многие важнейшие для науки и практики вопросы. В последующие 3 года экспедиционная деятельность Лактионова была связана с Высокоширотными экспедициями на л/п «Садко». В первой из них под руководством Г.А. Ушакова, Н.Н. Зубова и капитана Н.М. Николаева  в 1935 году были обследованы северные части Гренландского, Баренцева и Карского морей, получены обширные научные материалы, открыт остров, названный именем Ушакова – последнее географическое открытие,  как в Карском море, так и во всей Советской Арктике, была достигнута рекордная широта свободного плавания в Арктике — 82° 41,6′. Вторая экспедиция в 1936 году под руководством Р.Л. Самойловича, В.Ю. Визе и капитана Н.И. Хромцова обследовала Баренцево и Карское моря и архипелаг Земля Франца-Иосифа. Третья 1937 года под тем же, что и год назад, руководством  обследовала моря Лаптевых и Восточно-Сибирское, организовала полярную станцию на о. Генриетты в арх. Де-Лонга и окончательно развеяла прекрасный миф о Земле Санникова. Затем «Садко» был направлен на освобождение зажатых льдами судов в Карском море, но сам попал в ледовый плен в море Лаптевых и остался на зимовку вместе с «Г. Седовым» и «Малыгиным».

В  каюте на «Садко». 1935 г.

(фото из домашнего архива Лактионова)

На этом довоенная экспедиционная деятельность Лактионова закончилась. Как сказано в его служебной характеристике, «научные работы, написанные А.Ф. Лактионовым на основании материалов экспедиций, в которых он участвовал лично, характеризуют А.Ф. Лактионова, как вполне сложившегося научного работника, полностью владеющего методами полевых исследований, а также постановкой и разработкой отдельных океанографических проблем». Эти работы послужили основанием для присуждения Лактионову в 1938 году ученой степени кандидата географических наук без защиты диссертации. Новым направлением его научной деятельности стало изучение ледового покрова арктических морей. По инициативе Лактионова в институте был создан отдел Ледовых исследований со специальной ледовой лабораторией. Занимаясь этой проблемой, Лактионов опубликовал фундаментальную монографию «Льды полярных морей», восполнившую большой пробел не только в отечественной, но и зарубежной литературе по этой проблеме. В 1942 году работа была удостоена премии почетного академика Ю.М. Шокальского,  учрежденной ГУСМП. В 1941 году была закончена монография «Атлас ледовитости Карского моря», признанная специалистами того времени выдающейся научной работой. Большое внимание уделял Лактионов популяризации арктических исследований, опубликовав историко-географические работы «Северный полюс» и «Северная Земля», которые и в наше время желает иметь в своей библиотеке каждый интересующийся историей освоения Арктики человек. Его перу с соавторами В.Ю. Визе, П.В. Горбацким и В.К. Есиповым принадлежит 3-томная «Физическая география»: Зарубежная Арктика, Антарктика, Советская Арктика.

С началом войны Арктический научно исследовательский институт был эвакуирован в Красноярск. В конце августа 1941 года Лактионов, вооружившись удостоверением, подписанным уполномоченным по эвакуации Ленинградских организаций ГУСМП при СНК СССР Героем  Советского Союза В.Х. Буйницким, отправился за своей ранее эвакуированной семьей в Воронеж, а оттуда в Красноярск. В военное время научные сотрудники Института работали в Штабах морских операций западного и восточного районов Арктики, обеспечивали флот и авиацию в Арктике ледовыми и гидрометеорологическими прогнозами, принимали участие в ледово-гидрологических патрулях и авиационной ледовой разведке. За выполнение заданий в годы войны Лактионов был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За Победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.».

В 1948 г. состоялась последняя встреча Лактионова с Арктикой – он возглавил комплексную океанографическую экспедицию на ледорезе «Литке», целью которой было изыскание возможностей прохода транспортных судов по Великой северной полынье.

В 1940 – 1941 гг. Лактионов А.Ф. возглавлял гидрометеорологический факультет Гидрографического института Главсевморпути, в 1945 г. он был членом Ученого совета Высшего арктического морского училища, работая начальником сектора АНИИ. В 1945 – 1946 гг. Лактионов А.Ф возглавлял кафедру гидрологии Высшего арктического морского училища.

Все последующие годы Лактионов А.Ф. не прекращал активнейшей научной, научно-просветительской и общественной работы. Им опубликовано свыше 100 научных и научно-популярных работ, он прочитал бесчисленное количество лекций в различных научных, общественных, рабочих и студенческих организациях, фабриках и заводах, школах и лекториях. И, конечно, нельзя не отметить еще одно качество Лактионова, присущее многим полярникам того поколения, – многогранность  интересов и возможностей, интеллигентность и эрудированность. Он прекрасно рисовал, любил музыку, играл на нескольких инструментах, имел «золотые» руки. Все это делало его интересным человеком, привлекало к нему. Лактионов общался с А.Т. Твардовским, И.С. Соколовым-Микитовым, встречался с Ж.-И. Кусто.

На даче Соколова-Микитова в Карачарово. Слева направо: Твардовский, Соколов-Микитов, Лактионов. 1955 г.

(фото из домашнего архива Лактионова)

Встреча с Туром Хейердалом (второй справа) (фото из домашнего архива Лактионова)

К сожалению, жизнь Лактионова А.Ф.  не оказалась особенно продолжительной, но до конца дней он не прекращал активной деятельности.

28 апреля 1965 г. А.Ф. Лактионов скоропостижно скончался и был похоронен в Ленинграде на Северном кладбище.

Именем Лактионова А.Ф был назван ледник на северном острове Новой Земли в районе залива Русская Гавань (назван в августе 1930 года экспедицией на л/п «Г. Седов»).

[свернуть]
НИКОЛАЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

НИКОЛАЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Николаев Николай Михайлович (1897 – 1958). Известный полярный капитан из  старинного рода волгарей-бурлаков, сын прославленного ледового капитана М.В. Николаева  (1870-1926), доцент.

Николай Михайлович родился в Петербурге. В 1917 г. он окончил Морской кадетский корпус. В звании мичмана служил в Архангельске во Флотилии Северного Ледовитого океана на посыльном судне «Вайгач». Революция 1917 года застала его во Франции, откуда он перебрался в Англию, к отцу, который наблюдал за строительством ледоколов для России. Отец и сын приняли решение возвратиться в Россию.

На родине в 1917–1920 гг. Н.М. Николаев плавал на гидрографических судах в Белом и Баренцевом морях. В 1921 г. он получил диплом штурмана, ходил на гидрографических судах в северных морях. Ходил помощником капитана на ледорезе «Ф. Литке», ледоколах «Макаров», «Снег» и других.  На ледоколе «Степан Макаров» вырос до старшего помощника капитана. Через четыре года, в 1926 г., Николай Михайлович получил диплом капитана дальнего плавания. В этом же году он участвовал в сложнейшем перегоне маломерных судов из Архангельска в Черное море — шел старшим помощником капитана на головном судне «Снег». По возвращении, недолго поработав в Ленинграде, Н.М. Николаев в 1929 г. перевелся на Дальний Восток и получил в командование ледокол «Красный Октябрь».

В 1931 г. Н.М. Николаев возвратился капитаном на ледорез «Ф. Литке», который наряду с ледоколами «Ермак» и «Красин» являлся главной опорой советских ледовых навигаций. В тяжелых зимних условиях эти суда обеспечивали перегон замерзших в порту Аян на западном берегу Охотского моря судов в Охотск и Нагаево (северный берег Охотского моря).

В 1932 г. ледорез под командованием Н.М. Николаева обеспечивал Особую северо-восточную экспедицию Наркомвода. В течение 1932–1933 гг. «Ф. Литке» провел в плавании 550 дней, обеспечивая проводки судов, спасая терпящих бедствие. Из-за тяжелейших ледовых условий ему не удалось пробиться к дрейфовавшему «Челюскину».

В 1934 г. это судно под управлением Николаева совершило за одну навигацию первый сквозной рейс с Дальнего Востока по Северному морскому пути в Мурманск. Героический рейс завершился торжественной встречей в Ленинграде. Участники были награждены орденами и медалями, Николаев был награжден орденом Ленина.

В 1935 г.  на ледокольном пароходе «Садко» Н.М. Николаев участвовал в первой высокоширотной экспедиции Главсевморпути. Судно вошло в Гренландское море, обогнуло с севера Шпицберген, перешло к северному берегу Новой Земли, а затем, повернув на север, достигло 82º41.6′ с. ш. – рекордной в то время для свободно плавающего судна. Зимой 1935-1936 гг. Н.М.  Николаев служил в Комиссии по наблюдению за постройкой новых ледоколов, затем занимался проводкой военных кораблей. За эту работу он был награжден орденом Красной Звезды. В последующие предвоенные годы он был капитаном на ледоколе «Л. Каганович» в восточном секторе и ледоколе «Ленин» («Владимир Ильич») в западном секторе Арктики.

В 1937 г. Н.М. Николаев обеспечивал переход гидрографических судов «Океан» и «Охотск» из Архангельска во Владивосток Северным морским путем. Война застала Николая Михайловича в Ленинграде. Он стал командиром ледокола «Степан Макаров», входившего в состав Балтийского флота.

С 1945 г. Н.М. Николаев на преподавательской и руководящей работе. Он заведовал кафедрой судовождения и руководил судоводительским факультетом в ВАМУ Главсевморпути. В 1949 г. Н.М. Николаеву было присвоено ученое звание доцента. На должности начальника судоводительского факультета в ВАМУ им. адм. С.О. Макарова, потом в ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова Н.М. Николаев проработал 13 лет.

Николай Михайлович Николаев умер 25 декабря 1958 г. в Ленинграде и был похоронен на Большеохтинском кладбище.

Николай Михайлович Николаев был награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Именем Николаева названы бухта в Антарктиде, в 1954 г. мыс на о. Луиджи в архипелаге Земли Франца-Иосифа, дизель-электрический ледокол Мурманского морского пароходства «Капитан Николаев», построенный в 1978 году.

Документальная повесть о ледовых капитанах Михаиле Васильевиче и Николае Михайловиче Николаевых «Сильнее льдов» была написана А.Г. Николаевой и В.И. Саранкиным и издана в 1963 г.

Ледорез «Ф. Литке»

Ледокольный пароход «Садко»

             Ледокол «Л. Каганович»

[свернуть]