Известные выпускники

АФАНАСЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Буйницкий В.Х.

Афанасьев Александр Александрович (1903 – 1991). Советский государственный деятель, руководитель морского транспорта СССР.

Александр Александрович родился в городе Рыбинске в семье мещан. Отец Александр Яковлевич булл кузнецом, имел свою кузницу, дом, умер в 1930 г. Мать, Надежда Федоровна, была домохозяйкой. До 1918 г. Александр Александрович учился в средней школе. В семье росло шестеро детей, Саша старший, работать пошел рано, прибавив себе несколько лет, когда получал паспорт моряка. Поэтому в паспорте моряка год рождения А.А. Афанасьева записан 1899-й.

15 октября 1918 г. он получил документ, в котором было написано: «Билетъ сей выдан въ удостоверение личности ученика I-го класса Петроградскаго училища дальняго плаванiя», а уже в ноябре того же года в трудовой книжке сделана запись: «служба в Красной Армии» — по август 1921 года. В 1918 — 1921 гг. А.А. Афанасьев служил в Балтийском военно-морском флоте на эсминце «Десна» в должности рулевого и штурмана. В 1919 г. он был назначен помощником комиссара бронепоезда «Защитник трудового народа», действовавшего против Колчака. После окончания Гражданской войны в 1920 г. вернулся в Петроград. В составе Первого коммунистического отряда военных моряков А.А. Афанасьев участвовал в подавлении Кронштадтского контрреволюционного мятежа. Был тяжело контужен. За проявленную личную храбрость он был награжден именным боевым оружием. В сентябре 1921 г. он вернулся к учебе, в августе 1926 г. окончил Ленинградский морской техникум. Почти во всех биографиях почему-то пишут: «В 1926 году окончил Ленинградское высшее морское училище (вечернее отделение)» или «получил высшее морское образование при Гидрографическом управлении». В те годы таких высших учебных заведений просто не было, а Ленинградский морской техникум, продолжатель Петроградского училища дальнего плавания, точно был.

Из личного дела: «1921-1929 гг. – работал на судах дальнего плавания в Балтийском морском пароходстве в должностях рулевого, штурмана, старшего помощника капитана. С 1926 г. – старший помощник капитана судов БМП». С 1929 г. А.а. Афанасьев — капитан дальнего плавания на судах «Мичурин», «Ильмень», «Свирь», «Рошаль» «Ангара» Балтийского пароходства. В 1932 — 1936 гг. он командовал теплоходом «Сибирь», на линии Ленинград — Гамбург — Гавр — Лондон (пассажирская линия), на теплоходе «Мария Ульянова» на линии Одесса — Константинополь — Греция — Египет, Александрия. В 1936- 1939 гг. А.А. Афанасьев был начальником Морской инспекции Балтийского морского пароходства.

В 1931 г. А.А. Афанасьев окончил Высшие курсы комсостава и получил специальность гидрографа. В 1936 — 1939-й он учился в Ленинградском институте иностранных языков на факультете английского языка, окончил только 4 курса. В 1934-1935 гг. А.А. Афанасьева командируют в Англию и Голландию членом и председателем комиссии Наркомвода по приемке построенных там для СССР морских судов. За образцовое выполнение правительственных заданий он был награжден орденом Ленина. Нарком К.Е. Ворошилов вручил ему именные золотые часы. В 1936-1939 гг. А.А. Афанасьев занимал пост начальника морской инспекции Балтийского морского пароходства.

В декабре 1939 г. А.А. Афанасьев был назначен начальником Управления Дальневосточного государственного морского пароходства (ДВГМП). Учитывая успешные итоги работы ДВГМП за 1940 г., он был награжден знаком «Почетному работнику морского флота СССР». А.А. Афанасьеву достался и самый тяжелый период в истории Дальневосточного пароходства с началом войны. Он был самой крупной фигурой и в руководстве Морфлота СССР, в особенности в годы войны. В начале 1942 г. А.А. Афанасьев стал уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Дальнем Востоке, в декабре того же года — первым заместителем наркома Морфлота СССР и уполномоченным ГКО по всем морским перевозкам. Переехав в связи с новым назначением с семьей в Москву, в дом на Набережной, он продолжал часто бывать на Дальнем Востоке.

Документальный фильм «Огненные рейсы», выпущенный в 1979 году творческим объединением «Экран», в котором был снят А.А. Афанасьев. В фильме шла речь о советских судах, погибших на доставке ленд-лиза. Александр Александрович рассказывал, как после разгрома конвоев PQ-17 и PQ-18, когда союзники не спешили отправлять очередной конвой, по его предложению советские суда продолжили работу по доставке грузов военной помощи «капельными» рейсами, то есть в одиночном плавании, вдоль кромки льдов Баренцева моря. Такими же «капельными» рейсами под его руководством через Тихий океан на советских судах была переправлена половина всей военной помощи нашей стране.

В 1945-1946 гг. А.А. Афанасьев возглавлял советскую делегацию в Тройственной комиссии СССР – США – Великобритания по разделу и изъятию немецкого военно-транспортного морского флота. Советскому Союзу тогда была передана немецкая китобойная флотилия, получившая у нас название «Слава».

С августа 1946 г. А.А. Афанасьев — начальник Главного управления Северного морского пути при Совете Министров СССР. В 1947 г. он избирается депутатом Верховного Совета РСФСР. С 30 марта 1948 г. Александр Александрович Афанасьев — Министр морского флота СССР. 26 апреля 1948 г. его арестовали, а 14 мая 1949 г. он был осужден Особым Совещанием при Министерстве государственной безопасности СССР к 20 годам исправительно-трудовых лагерей. Инсценировку его встречи с якобы американским шпионом организовали Берия и министр Госбезопасности Абакумов. После тюрьмы и допросов «с пристрастием» с ноября 1951г. А.А. Афанасьев был помещен в лагерь строгого режима «Камышовый» (Особый № 10) в Кемеровской области, из которого по указанию Сталина его извлекли в марте 1952 года (после ареста министра госбезопасности В.С. Абакумова) и назначили «начальником управления Дудинского порта» в Красноярском крае. Освобождение было очень условным. Хотя его произвели в полковники НКВД (так называет эту службу А.А. Афанасьев в своих мемуарах), однако он оставался под надзором того же ведомства без права выезда — это была ссылка. После смерти Сталина и ареста Берии Афанасьева, как Александр Александрович пишет в своих мемуарах, его вызвали в Москву вдвоем с супругой. Молотов, который пригласил его, рассказал, как был организован его арест, предложил написать подробные показания и заявление в ЦК о восстановлении в партии, а затем распорядился отправить на лечение в Кисловодск вместе с женой. А.А. Афанасьев был полностью реабилитирован военной коллегией Верховного суда СССР 30 января 1954 г. С сентября 1954 г. Александр Александрович — начальник портового хозяйства – член коллегии Министерства морского флота СССР.

С сентября 1955 г. А.А. Афанасьев — заместитель министра Морского флота СССР, с марта 1957 г. — начальник Главного управления Северного морского пути – заместитель министра морского флота СССР. На этот период его работы приходится строительство атомного ледокольного флота СССР, участие в организации работы в Антарктиде. В 1961-1962 гг. проходил первые полёты самолётов Ил-18 и Ан-12 Полярной авиации по маршруту Москва-Антарктида. На борту Ил-18 находилось руководство во главе с А.А. Афанасьевым, а также научные работники и корреспонденты.

С апреля 1964 г. А.А. Афанасьев — начальник Главного Управления мореплавания Министерства морского флота СССР.

В мае 1969 г. Александр Александрович ушел на пенсию — персональный пенсионер союзного значения.

Буйницкий В.Х.

Первая в мире женщина-капитан дальнего плавания А.И. Щетинина и А.А. Афанасьев в клубе капитанов (снимок 70-х годов)

15 мая 1991 г. в Нескучном саду ЦПКиО им. Горького на плацу проводились занятия по конной выездке с молоденькими ученицами англо-американской школы. Всадницы ездили по дорожкам сада. Выехавшая из-за поворота грузовая машина испугала лошадь, которая встала на дыбы, сбросив свою всадницу, и поскакала по дорожке прямо на человек, прогуливавшегося по ней. Человек обернулся в последний момент, но посторониться не успел, конь сбил его, и он, падая, ударился головой об асфальт. Люди вызвали машину скорой помощи, на которой мужчина был отправлен в больницу. В результате удара головой об асфальт произошла закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга и кровоизлияние в мозг. 17 мая 1991 г. Афанасьев А.А. был переведен в Институт нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко, где 30 мая скончался. А.А. Афанасьев был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

За заслуги перед Советским государством А.А. Афанасьев был награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Октябрьской Революции и многими медалями, именным кортиком от Главнокомандующего ВМФ и другими ценными подарками.

Воспоминания А.А. Афанасьева «На гребне волны и в пучине сталинизма» были изданы посмертно в Москве в 2003 г.

Буйницкий В.Х.

[свернуть]
БЫЗОВ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ

Буйницкий В.Х.

Бызов Константин Константинович (1907 – 2000). Известный ледокольный капитан.

Константин Константинович родился в Петербурге. В 1927–1933 гг. он работал матросом на судах торгового флота в Ленинграде. Работу совмещал с учебой на вечернем отделении Ленинградского морского техникума. В 1933 — 1935 гг. К.К. Бызов проходил срочную службу на Черноморском флоте. С 1936 г. он работал на судах Главсевморпути — 3-м, 2-м и старшим помощником капитана на судах «Ф. Литке» и «И. Сталин». Константин Константинович был участником зимовки на ледорезе «Ф. Литке» в проливе Вилькицкого (1937–1938).

Начало Великой Отечественной войны К.К. Бызов встретил на ледоколе «И. Сталин». В начале 1942 г. во время налета немецкой авиации «И. Сталин» получил повреждения и был направлен на ремонт в Сиэтл (США). В 1943 году ледокол работал в Охотском море на проводке судов, следующих из американского Портленда с грузами ленд-лиза, а также в Восточном секторе Арктики.

В октябре 1943 г. К.К. Бызов стал капитаном ледокола «А. Микоян». С февраля 1944 г. «А. Микоян» обеспечивал проводку судов в проливе Лаперуза и на восточном участке Северного морского пути. В начале 1945 г. К.К. Бызов был направлен в США для приемки передаваемого по ленд-лизу ледокола, который получил название «Адмирал Макаров». В качестве капитана этого ледокола он работал до июля 1945 г., осуществляя проводку судов в порты Дальнего Востока.

С 1945 до 1951 г. К.К. Бызов был капитаном ледохода «Северный полюс», который так же был получен СССР от США по программе ленд-лиза. Ледокол работал в дальневосточных морях, на Северном морском пути, в Балтийском море. В 1949-1951 гг. «Северный полюс» провел две вынужденные зимовки в Арктике (в 1949-1950 гг. в Восточно-Сибирском море и в 1950-1951 гг. в бухте Солнечная, у острова Большевик). В 1951 г. ледокол «Северный полюс» был возвращен США.

В июле 1952 г. К.К. Бызов получил назначение капитаном на ледокол «Ермак». В конце 1955 г. он был включен в группу специалистов по наблюдению за строительством для СССР новых ледоколов в Финляндии. В 1956-1957 годах К.К. Бызов в качестве капитана-дублера дизель-электрохода «Обь» участвовал во 2-й Комплексной антарктической экспедиции. В 1958-1972 гг. он — капитан ледокола «Капитан Белоусов», затем капитан ледоколов «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов», «Мурманск». В 1969-1970 гг. К.К. Бызов руководил уникальной операцией по буксировке плавучей электростанции «Северное сияние» из Обской губы в Колыму для обеспечения работы золотых приисков.

К.К. Бызов был награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны II степени, медалями и другими наградами.

К.К. Бызов ушёл из жизни в 2000 г. в Москве и был там похоронен.

[свернуть]