Известные выпускники

БОРОДИН (ГРУЗЕНБЕРГ) НОРМАН МИХАЙЛОВИЧ

Бородин Н.М.

Бородин (Грузенберг) Норман Михайлович (1911 – 1974). Полковник госбезопасности (псевдонимы «Н. Бардин», «Н. Бароян», «Н. Борисов», «Н. Тариблов» и др.). Почетный сотрудник госбезопасности СССР. Заслуженный работник культуры РСФСР.

Норман Михайлович родился в Чикаго (США) в семье революционеров-эмигрантов Михаила Марковича и Фаины Семеновны Грузенберг (позднее отец принял фамилию Бородин). В 1923 г. Норман вместе с матерью приехал в СССР. В этом же году его отец был назначен политическим советником при китайском вожде Сунь Ятсене и представителем Коминтерна в Китае, и вся семья отбыла в Китай. Старший брат – Федор (Фред) Михайлович 1908 года рождения, погиб в начале Великой Отечественной войны (полковник Красной Армии).

Уже в те годы Норман вместе с братом оказывал помощь советским разведчикам. В 1927 г. он вернулся в СССР. В 1930 г. Норман Михайлович окончил Ленинградский морской техникум.

С марта 1930 г. Н.М. Бородин сотрудник иностранного отдела Объединенного Главного Политического Управления (ОГПУ). В 1931 г. он на нелегальной работе в Норвегии, затем в Германии, а после прихода к власти нацистов в 1933 г. был переведен на нелегальную работу в Париж. В качестве прикрытия в 1930-1934 гг. он учился в университете Осло, Германском институте для иностранцев в Берлине, колледже при Сорбонне в Париже.

Бородин Н.М.

В 1934 г. Н.М. Бородин вернулся в СССР, учился в Военно-химической академии РККА. В 1937 г. он был назначен заместителем нелегального резидента в США, действовал под видом студента радиотехнического института (псевдоним «Гранит»). В США руководил тремя агентами, завербовал сотрудника латиноамериканского отдела Госдепартамента США, через него получал ценнейшую информацию по Латинской Америке. Младший лейтенант государственной безопасности (приказ НКВД СССР от 20 декабря 1936 г.).

Норман Бородин и его семья.

Из-за предательства одного из разведчиков Н.М. Бородину пришлось срочно возвращаться в Москву, где решением НКВД его отчислили из внешней разведки. С сентября 1938 г. он начальник иностранного отдела уполномоченного Совета Народных Комиссаров по охране военных тайн в печати (Главлит). С сентября 1941 г. Н.М. Бородин служит начальником 2-го отделения 3-го отдела 1-го управления НКВД, заместителем начальника 2-го отдела ГУ МГБ СССР. По другим данным, в 1941 г. и до конца войны он в Берлине, работал под видом американца в миссии швейцарского Красного Креста.

По воспоминаниям П.А. Судоплатова Н.М. Бородин был уволен, невзирая на безупречную репутацию и рекомендацию коллегии МГБ оставить на работе в органах государственной безопасности. В 1947 − 1949 гг. Н.М. Бородин работал корреспондентом газеты «Moscow news» («Московские новости») на английском языке.

В марте 1949 г. он, сразу же вслед за отцом, был арестован. Его отец, М.М. Бородин (Грузенберг) (1884, Яновичи, Витебская губерния29 мая 1951, Москва) — российский революционер, агент Коминтерна, советский государственный и общественный деятель, умер в Лефортовской тюрьме в ходе следствия.

Бородин Н.М.

Норман Михайлович Бородин в 1951 г. был выслан в Караганду. В 1952-1953 гг. он исполнял обязанности заведующего отделом отделом культуры и быта газеты «Социалистическая Караганда». Последний газетный материал, им подписанный, появился на страницах «Социалистической Караганды» 28 августа 1953 года. В конце 1953 г. он года вернулся в Москву и в 1954 г. был реабилитирован. Работал в «Литературной газете», аппарате Союза писателей СССР.

В 1955 г. Норман Михайлович Бородин был восстановлен на службе в КГБ. Занимал должность начальника отдела по работе с иностранными корреспондентами 2-го ГУ КГБ. В 1961-1967 гг. он — заместитель начальника действующего резерва партийных и государственных учреждений ПГУ КГБ.

В 1961-1967 гг. Норман Михайлович Бородин работал главным редактором главной редакции политических публикаций Агентства печати «Новости», был членом правления Агентства печати «Новости» (АПН). С августа 1967 он политический обозреватель АПН. Автор многочисленных публикаций.

Бородин Н.М.

Норман Михайлович Бородин был награжден орденами Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.

Норман Михайлович Бородин скончался в августе 1974 года в Москве, и прах его был захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Захоронение Нормана Бородина на Новодевичьем кладбище в Москве.

[свернуть]

ГОЛОХВАСТОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1924-2004)

Голохвастов В.А.

Голохвастов Василий Александрович (1924 – 2004). Полярный капитан. Почетный полярник, Почетный работник морского флота. Заслуженный работник транспорта РСФСР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1989).

Василий Александрович родился в деревне Борисовская Архангельской области в крестьянской семье. В 1941 г. он окончил ФЗУ, работал слесарем-сборщиком на авиационном заводе в Казани. В 1946 г. он поступил в ЛВМУ. В 1951 Василий Александрович окончил судоводительский факультет ЛВМУ и был направлен на ледокол «Сибиряков» Главсевморпути, где работал четвертым, третьим, вторым помощником капитана. Заочно он учился в аспирантуре ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова.

В 1957 — 1964 гг. В.А. Голохвастов служил старшим помощником капитана на дизель-электрических ледоколах «Капитан Мелехов», «Капитан Воронин», «Москва» (с 1960), «Ленинград» (с 1961). В 1963 г. он стал капитаном ледокола «Ленинград). При этом добился звания «Лучший капитан Министерства морского флота» за 1963 г. В октябре 1964 г. экипаж «Ленинграда» под командованием Голохвастова успешно осуществил спасательные работы и буксировку судна «Енисей» Дальневосточного морского пароходства, находившегося в аварийном состоянии.

В 1965 – 1977 гг. В.А. Голохвастов — капитан ледокола «Киев». С апреля 1977 г. — дублер капитана, капитан атомного ледокола «Арктика». В.А. Голохвастов участвовал в научно-экспериментальном рейсе «Арктики» к Северному полюсу (1977). В 1979 и 1980 гг. В.А. Голохвастов признавался лучшим капитаном Министерства морского флота.

В 1984 г. за многолетнюю безупречную работу в системе морского флота, большой вклад в освоение Северного морского пути, обеспечение безаварийного плавания и эффективной работы атомного ледокола «Арктика» ледовому капитану Голохвастову было присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР». В 1989 году ему была вручена Государственной премии СССР за высокие достижения в труде. Кроме того, он был награжден двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почета», многими медалями, нагрудным знаком «За безаварийную работу на флоте в течение 25 лет» (1977).

Василий Александрович Голохвастов с 1994 на пенсии.

Василий Александрович Голохвастов скончался в марте 2004 г. и был похоронен в деревне Прибор Быховского района Могилевской области.

[свернуть]

ГУДКОВИЧ ЗАЛМАН МЕНДЕЛЕЕВИЧ

Гудкович З.М.

Гудкович Залман Менделееевич (1925 – 2014). Доктор географических наук (1974), профессо (2004). Заслуженный деятель науки РФ (2010), лауреат премии М.Ю. Шокальского в области океанологии, Почетный полярник, Отличник Гидрометеослужбы.

Залман Менделеевич родился в Витебске в семье рабочих. Свой трудовой путь он начал в годы Великой Отечественной войны подростком – рабочим на Саратовском авиационном заводе, одновременно учась в авиационном техникуме. После окончания техникума в 1944 — 1945 гг. он работал технологом и конструктором на том же заводе. В 1945 г. З.М. Гудкович окончил 1-й курс Всесоюзного заочного индустриального института и осенью того же года поступил на 2-й курс Высшего арктического морского училища, которое окончил с отличием в 1949 г. В 1946 г. Залман Менделеевич, курсант ВАМУ, впервые попал в Арктику, участвуя в Восточной высокоширотной экспедиции на борту ледокола «Северный полюс».

После окончания училища З.М. Гудкович стал сотрудником Арктического института и в 1950-1951 гг. в качестве океанолога принял участие в работе научного коллектива «засекреченной» полярной ледовой станции «Северный полюс-2». 376-дней продолжался дрейф в Арктическом бассейне полярной ледовой станции «Северный полюс-2». В 1955 г. он окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. После защиты диссертации З.М. Гудкович возглавил научную группу на дрейфующей станции «Северный полюс-5».

Долгие годы Залман Менделеевич работал в институте Арктики и Антарктики. В списке его экспедиционных исследований многие высокоширотные экспедиции «Север» с посадками самолетов на лед Арктического бассейна, неоднократные облеты арктических морей в ледовой авиаразведке. В 1976 г. он возглавлял экспедицию «ПОЛЭКС-Север» (Яна), целью которой является исследование взаимодействия океана и атмосферы в районе моря Лаптевых. В 1972 г. под руководством З.М. Гудковича и при его участии коллективом авторов была опубликована монография «Основы методики долгосрочных ледовых прогнозов для арктических морей», ставшая для последующих поколений специалистов фундаментальной основой в развитии методов ледовых прогнозов.

В 1975 — 76 г.г. З.М. Гудкович преподавал курс динамики моря в ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова. В 1990 — 2000-е годах под его руководством были исследованы и описаны естественные механизмы формирования крупномасштабных климатических изменений Северной Полярной области. Результаты его научной деятельности были опубликованы более чем в 200 научных работах, в том числе в нескольких монографиях. В 2005 — 2007 г.г. коллектив авторов с участием З.М. Гудковича подготовил и издал капитальную 3-томную монографию «Научные исследования в Арктике», которая содержит наиболее полное и систематическое описание современных представлений о природе Арктики. Под его научным руководством были подготовлены и успешно защищены 5 кандидатских и 1 докторская диссертации.

З.М. Гудкович был награжден орденами Ленина (1952 г.), Знак Почета (1956 г.), Почета (1995 г.).

Залман Менделеевич Гудкович скончался 16 января 2014 г. после тяжелой и продолжительной болезни. Его прах помещен в колумбарии при Петербургском крематории.

[свернуть]

ЗОТОВ ДМИТРИЙ КИРИЛЛОВИЧ

Зотов Дмитрий Кириллович родился в январе 1927 г. в Ленинграде. В 1949 г. он окончил судоводительский факультет Ленинградского Высшего мореходного училища (ЛВМУ). В 1950 — 1962 гг. он работал в Балтийском государственном морском пароходстве помощником капитана. В 1956 г. он стал капитаном грузового судна – теплохода «Архангельск», в 1958-1960 гг. судно выполняло рейсы между Северным и Южным Вьетнамом.

В 1961 г. Дмитрий Кириллович возглавил партком Балтийского государственного морского пароходства, позже он заместитель начальника и начальник пароходства. В 1962 г. Д.К. Зотов был назначен заместителем Министра морского флота СССР. В 1967 г. он был назначен начальником отдела «Союзморнинпроекта». В 1970 г. Д.К. Зотов был переведен из министерства морского флота в Госплан СССР. В Госплане СССР он работал заместителем начальника, а с 1977 г. — начальником отдела транспорта Госплана СССР. В 1988 г. Д.К. Зотов работал заместителем Председателя Госкомиссии при Совмине СССР по делам Арктики. В 1997-2000 гг. он президент Российской ассоциации международных экспедиторов.

Зотов Дмитрий Кириллович кандидат технических наук, автор ряда специализированных книг, в том числе: «Исследование эффективности эксплуатации танкерного флота при перевозках зерна и сахара в балластных направлениях» (М., 1969); «Морское линейное судоходство» (М., 1970); «Транспорт в одиннадцатой пятилетке» (М., 1981); «Проблемы развития транспорта СССР» (М. 1990) и др.

Зотов Дмитрий Кириллович награжден четырьмя орденами СССР, 3 медалями, болгарским, вьетнамским и польским орденами. Он удостоен звания «Почетный работник морского флота СССР» и «Почетный работник транспорта России».

[свернуть]

КУПРИ ЭДУАРД ИОСИФОВИЧ

Курпи Э.И.

Купри Эдуард Иосифович (1928 – 2013). Советский полярный капитан. На дизель-электроходе «Обь» совершил 6 походов к Антарктиде, начиная с высадки первой Советской Антарктической Экспедиции и основания антарктической станции Мирный. Почётный полярник (1964).

Эдуард Иосифович родился в деревне Карсаково (ныне Струго-Красненского района Псковской области). В 1948 г. он окончил Архангельское мореходное училище, получив квалификацию техника-судоводителя и штурмана дальнего плавания. Работал с 1949 г. четвёртым помощником капитана парохода «Прончищев», третьим, вторым помощником на ледорезе «Фёдор Литке». С 1954 года — старший помощник капитана ледореза «Фёдор Литке» Мурманского морского пароходства. С 1956 года — старший помощник на дизель-электроходе «Днепрогэс», с 1959 года — на дизель-электроходе «Лена».

В 1963 г. Эдуард Иосифович Купри окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени С.О. Макарова. С того же года он капитан теплохода «Якан», дизель-электрохода «Индигирка», теплохода «Сыктывкар». В 1964 г. Э.И. Купри был удостоен звания «Почётный полярник». С 1965 г. — капитан дизель-электрохода «Обь», с 1971 г. — теплохода «Павлик Ларишкин». В навигацию 1973 — 1974 гг. экипаж «Павла Ларишкина» в сложных метеорологических и ледовых условиях выиграл традиционную гонку судов и первым 2 января 1974 г. пробился в порт Монреаля, за что был удостоен приза «Золотая трость».

В 1978 г. Эдуард Иосифович был назначен капитаном теплохода «Пётр Великий». Эдуард Иосифович был капитаном на «Петре Великом» более десяти лет, вплоть до своего ухода на пенсию в 1988 г.

Э.И. Купри проживал в Ленинграде — Петербурге.

Он был награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971), медалью «За доблестный труд» (1970), нагрудным знаком «За безаварийную работу в течение 15 лет» (1980).

Эдуард Иосифович Купри скончался 23 марта 2013 года от тяжелой болезни. Его прах покоится в колумбарии при Петербургском крематории.

[свернуть]

ЛОПУХИН ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ

Лопухин О.М.

Лопухин Олег Михайлович (1924 – 1993). Участник Великой Отечественной войны, капитан дальнего плавания. Заслуженный работник транспорта РСФСР (1981).

Олег Михайлович родился в г. Калуга. Как утверждают источники, он являлся представителем ХХIII колена Светлейших князей, князей и дворян Лопухиных Отец его, Михаил Иванович Лопухин, после революции жил в своем имении, а потом, в 1924 г. перебрался в Калугу, где стал заместителем начальника машинно-тракторной станции, длительное время руководил крупными совхозами. Олег Михайлович Лопухин с 1992 г. был Действительным членом Российского Дворянского Собрания (диплом № 95).

После окончания семилетки в 1937 г. Олег поступил в Херсон в мореходное училище. Когда началась Великая Отечественная война, он уже заканчивал училище. Практику проходил на судне, которое торпедировали немцы. Из всего экипажа выжил только он один. Потом Олег Михайлович попал в горные стрелки на Туапсинский перевал, где как раз высадилась немецкая дивизия «Эдельвейс». Там Лопухин воевал полтора года.

В 1943 г. он был откомандирован в Бакинское мореходное училище дальнего плавания, которое закончил в начале 1944 г. Олег Михайлович Лопухин после окончания училища был направлен в Архангельск. Вначале он ходил на старых дореволюционных судах за грузами в Англию и Америку. В мае 1944 года он был назначен 4-м помощником капитана нового парохода «Диксон», который входил в состав Северного морского пароходства. Олег Михайлович Лопухин был участником нескольких Северных конвоев и уникальной операции по разгрому немецких войск в Северной Норвегии. В ходе этой операции, впервые в истории военных действий, десант высаживался торговыми судами, потому что только торговые моряки знали, как пройти во фьордах Норвегии.

В 1948 г., в 24 года, Олег Михайлович Лопухин стал самым молодым капитаном дальнего плавания на судах Северного морского пароходства. Он окончил ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова. В 1971 — 1985 гг. Олег Михайлович Лопухин был начальником Архангельского мореходного училища имени капитана В.И.Воронина — старейшего морского учебного заведения России.

Олег Михайлович Лопухин был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени (1985), «Знак Почета» (1966) и медалями, знаком «Почетный работник морского флота».

С 1986 г. Олег Михайлович Лопухин на пенсии. Занимался журналистикой – являлся автором воспоминаний «В рейсах на «Диксоне» (в сборнике «Северные конвои. Исследования, воспоминания, документы», Архангельск, 1991).

Лопухин О.М.

[свернуть]

ТЯБИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Тябин Н.И.

Тябин Николай Иванович (1922 – 1991). Кандидат географических наук, известный исследователь Арктики и Антарктики, «Отличник Гидрометеослужбы», «Почетный Полярник».

Николай Иванович родился в городе Кулебаки Горьковской области. В 1940 г. он поступил в Ленинградский гидрографический институт, откуда в 1941 г. был призван на фронт. Воевал рядовым в 291-м отдельном батальоне ремонтного снабжения боевых машин. После демобилизации в ноябре 1945 г. Николай Иванович возвратился в институт для продолжения учебы, который стал теперь Высшим арктическим морским училищем (ВАМУ). Закончил ВАМУ им. адм. С.О. Макарова в 1951 году по специальности «инженер–океанолог».

В 1951 г. Н.И. Тябин поступил на работу в Арктический и Антарктический НИИ на должность младшего научного сотрудника в отдел долгосрочных ледовых прогнозов, где работал по научному обслуживанию навигации в Восточном секторе Арктики.

Еще курсантом в 1948 г. Н.И. Тябин плавал на ледорезе «Ф. Литке» в западном секторе Арктики, в 1949 г. в ледовом патруле на гидрографическом судне «Темп» (Берингово и Чукотское моря). В навигацию 1951 г. Н.И. Тябин был направлен старшим гидрологом научно — оперативной группы Штаба морских операций в Восточный район Арктики. В 1953 г. он являлся руководителем этой группы, а в навигацию 1954 г. возглавлял научно – оперативную группу Центрального района Арктики и принимал непосредственное участие в организации научно-исследовательской обсерватории Тикси, директором которой являлся в 1958 — 1962 гг.

Будучи директором обсерватории, Н.И. Тябин одновременно руководил работой группы, которая занималась научным обслуживанием морского и речного флота на трассе Северного морского пути; каботажных грузоперевозок в море Лаптевых; обслуживанием проводки лихтеров в устья рек Хатанги, Анабары, Яны, Индигирки; плотов по морскому участку из устья р. Лены в бухту Тикси. В 1956 г. Н.И. Тябин был участником высокоширотной комплексной экспедиции «Север-8», проводившей исследования в Центральном Полярном бассейне. В 1958 г. он защитил кандидатскую диссертацию.

В 1960 г., находясь на посту директора научно-исследовательской обсерватории Тикси, Н.И. Тябин руководил высокоширотной экспедицией «Север-12». Осенью 1961 г. он являлся ответственным специалистом по обеспечению ледовыми разведками атомохода «Ленин» во время его исторического рейса по высадке на дрейфующие льды станции «СП-10». В 1962 — 1964 гг. Н.И. Тябин был заместителем начальника 8-й Советской Антарктической экспедиция (САЭ) по научной работе и руководителем зимовочного отряда обсерватории Мирный. В 1966 г. он вновь вернулся на работу в Тикси, где руководил научно – оперативной группой Штаба морских операций порта.

Тябин Н.И.

В 1967 г. Н.И. Тябин возглавил высокоширотную экспедицию «Север-19», которая обеспечила работу дрейфующих станций «СП-13» и «СП-16». В этом же году он возглавлял научно – оперативную службу в Центральном районе Арктики по обеспечению арктической навигации. С апреля 1968 года исполнял обязанности начальника отделения научных экспедиций ААНИИ, а с 1969 по 1977 год был заместителем директора ААНИИ по научной работе. В 1974 году Н.И. Тябин был заместителем начальника советской части международной экспедиции «ТРОПЭКС-74» на научно-исследовательском судне «Профессор Зубов».

Заместитель директора ААНИИ, начальник высокоширотной экспедиции «Север-19», кандидат географических наук Николай Иванович Тябин (1967)

В разные годы Н.И. Тябин руководил несколькими сезонными антарктическими экспедициями: 22-й САЭ в 1976 — 1977 гг.; 29-й САЭ в 1983 – 1984 гг.; 31-й САЭ в 1985 -1986 гг. Он возглавлял зимовочный состав 25-й САЭ, где был начальником Антарктического метеорологического центра станции «Молодежная».

За время работы в ААНИИ до 1986 г. Н.И. Тябин руководил лабораторией методов гидрологических наблюдений, работал в качестве старшего научного сотрудника отдела взаимодействия океана и атмосферы.

Николай Иванович Тябин являлся автором более 30 научных работ.

Николай Иванович Тябин был награжден орденами Отечественной войны ΙІ степени и Октябрьской Революции; медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За боевые заслуги», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и многими другими юбилейными медалями.

Н.И. Тябин скончался 24 августа 1991 г. в Ленинграде.

[свернуть]

ХРОМЦОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Хромцев Н.И.

Хронмцов Николай Иванович (1902 – 1943). Известный полярный капитан.

Николай Иванович родился на маяке Инцы Зимне‑Золотицкой волости Архангельского уезда Архангельской губернии (берег Белого моря) в семье смотрителя маяка. Был восьмым ребенком в семье. До девяти лет Николай жил с родителями на маяке. В семь лет уже самостоятельно ходил на охоту. Сначала учился в церковноприходской школе деревни Зимняя Золотица, а в 1911 г. отец отвез его в Архангельск. Там он поступил в приходскую школу. Отец погиб в 1913 г. при спасении моряков, тонувших рядом с маяком. Он оставил на руках Калисты Ивановны шесть дочерей и пять сыновей, младшему из которых только что исполнился год. Эта мужественная женщина, вырастившая одиннадцать детей, стала первой женщиной-смотрителем маяка на Белом море. По окончании приходской школы, Николай был принят в Архангельское начальное училище, но, проучившись два года, вынужден был его оставить, так как мать не имела средств содержать сына.

С детских лет Николай познакомился с морем, каждое лето ходил на парусных судах, принадлежавших судовладельцу Федору Ладкину. С четырнадцати лет он стал ходить на парусниках, принадлежавших тому же Ладкину уже матросом. На этих небольших парусниках матрос Николай Хромцов ходил из Архангельска к Мурманскому берегу и в Норвегию (до Вардё).

Поднакопив денег, Николай поступил в Патракеевскую мореходную школу, но учиться в ней ему пришлось только год. Подрастали младшие члены большой семьи Хромцовых, мать нуждалась в помощи, и молодой помор снова устроился на работу матросом. Потом его перевели на должность третьего помощника капитана парохода «Антоний» — небольшого трехсоттонного грузопассажирского судна, принадлежавшего богатым судовладельцам Антуфьевым. На нем Николай ходил из Архангельска на Мурман, к Канинскому полуострову, на Печору и даже к проливу Югорский Шар на Новой Земле. В ноябре 1921 г. Хромцов поступил матросом на принадлежавший Северному пароходному обществу ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который зимой работал на зверобойном промысле в Белом море, а летом совершал рейсы из Архангельска в Мурманск и обратно.

В 1922 г. Николай Хромцов в качестве матроса 2-го класса ходил в дальнее плавание на ледокольном пароходе «Владимир Русанов», который после окончания гражданской войны совершал свой первый заграничный рейс в английские порты Лондон и Ярмут, откуда ушел на ремонт в Германию (Гамбург).

В 1923 г. матрос Хромцов участвовал в одной из товарообменных Карских экспедиций, осуществленной на «Владимире Русанове» под начальством Б. Вилькицкого.

В 1924 г. Николай Иванович был призван на военную службу, которую проходил на Балтийском флоте. За пять лет службы (1924 — 1929 гг.) молодой краснофлотец окончил по первому разряду Школу подводного плавания в Ленинграде — по классу рулевых на подводных лодках — и был оставлен при школе инструктором.

За время службы в Школе подводного плавания Николай окончил вечернее судоводительское отделение Ленинградского морского техникума и в 1929 г. получил диплом штурмана дальнего плавания. После демобилизации Николай Иванович вернулся в Архангельск и поступил на должность второго помощника капитана на пароход «Пеша» (бывший «Антоний»), на котором совершал рейсы к берегам Норвегии.

15 декабря того же года он перевелся на ледокольный пароход «Сибиряков». На нем ходил сначала третьим, а затем старшим помощником капитана. Летом 1930 г. Хромцов на «Сибирякове» побывал в Русской Гавани на Новой Земле, куда ледокольный пароход доставил уголь.

В июле 1932 г. Хромцов был назначен старшим помощником капитана на «Владимир Русанов». В летнюю навигацию 1933 г. Хромцов совершил рейс в море Лаптевых. После ремонта парохода, Хромцов ходил из Мурманска в Белое море на промысел гренландского тюленя. В Мурманске Хромцов получил благодарности и за старую работу — проводку судов. О нем писали в местной газете.

В ноябре — декабре 1934 г. Н.И. Хромцов совершил чрезвычайно ответственный и трудный зимний рейс к далекому Шпицбергену, куда нужно было срочно доставить взрывчатку для советских угольных копей. Вернувшись из штормового рейса в Мурманск, «Владимир Русанов» приступил к выгрузке угля и устранению полученных во время шторма повреждений. В навигацию 1935 г. Хромцов ходил на «Владимире Русанове» в Восточно-Сибирское море к дельте Индигирки — доставлял различные грузы для Якутии и высадил зимовочную партию под начальством Николая Николаевича Францевича, которая направлялась для изучения и освоения природных богатств этого района. В летнюю арктическую навигацию Н.И. Хромцов, как капитан «Садко», участвовал в Третьей высокоширотной экспедиции Всесоюзного Арктического института Главсевморпути, начальником которой был опять назначен профессор Р.Л. Самойлович.

1 февраля 1939 г. Хромцов был назначен капитаном на новый ледокольный пароход «Леваневский», строившийся в Ленинграде, но ходить на нем ему не пришлось. Весной он серьезно заболел. В первый же день Великой Отечественной войны Хромцов принял командование ледоколом «Ленин» (старым, не атомным), который в это время находился в ремонте в Мурманске. Занимался проводкой судов через льды Белого моря в порты Архангельск и Северодвинск. За период с 21 ноября по 31 декабря им были проведены пароходы: «Буг», «Кара», «Сакко», «Герцен», «Леонид Красин», «Иртыш».

Летняя арктическая навигация 1942 г. проходила в условиях, отличных от условий навигации 1941 г.. После безуспешных попыток захватить Мурманск и Полярное с суши немецко-фашистское командование основные боевые действия перенесло на Баренцево и Карское моря. Вернувшись из Арктики в Архангельск 1 декабря 1942 г., Николай Иванович в тот же день приступил к проводке судов во льду по реке Северной Двине, а с середины января 1943 г. он снова занялся проводкой караванов транспортов и военных судов через зимние льды Белого моря.

Николай Иванович Хромцов скоропостижно скончался в расцвете физических и творческих сил на своем боевом посту – на борту ледокола «Ленин» 23 сентября 1943 г. Он похоронен на Вологодском кладбище Архангельска.

Хромцев Н.И.

Николай Иванович Хромцов был женат. Супруга капитана, Мария Сергеевна Хромцова, после его кончины написала о нем (в соавторстве) две книги. В 1980 году в Ленинграде вышла книга А.Г. Николаевской и М.С. Храмцовой «Ледовыми трассами». Вторая книга «Сквозь льды и штормы», в том же соавторстве, была издана в Архангельске в 2004 г.

Николай Иванович Хромцов был награжден орденом «Знак Почета» (1937) и медалью «За трудовую доблесть».

Название «Капитан Хромцов» было присвоено деревянной шхуне, построенной в Архангельске на Маймаксанской судоверфи в 1943 г. Имя полярного капитана в 1976 г. было присвоено углевозу, плававшему до 1997 г. в Мурманском морском пароходстве. В одном из старых архангельских микрорайонов, в Соломбале, есть улица капитана Хромцова. Его именем названы ледниковый купол на острове Харли, Земля Франца-Иосифа, мыс на западной оконечности Земли Георга.

[свернуть]

ЧЕРНЯЕВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ

Черняев Роман Николаевич родился в 1927 г. Академик Международной академии астронавтики. Лауреат Государственной премии СССР, «Почетный радист СССР», «Почетный работник морского флота СССР».

В 1944 г. Роман Николаевич поступил на радиотехнический факультет Ленинградского Высшего мореходного училища (ЛВМУ). В 1946 г. приказом министра морского флота СССР П. Ширшова курсант 2 курса Р.Н. Черняев, как отличник учебы, был зачислен на стипендию имени Сталина. В 1949 г., после окончания училища, Роман Николаевич работал в Центральном научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте морского флота , созданном в 1929 г. В 1954 г. Р.Н. Черняев защитил кандидатскую диссертацию. С 1961 г. он старший научный сотрудник института. Роман Николаевич разрабатывал и устанавливал на судах радиолокационные станции «Нептун», «Дон», «Океан» и др. Он работал над созданием международных систем управления движения судов.

Черняев Роман Николаевич является автором трех монографии и более 100 печатных публикаций.

В 1985 г. в составе группы Черняев Роман Николаевич был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР «за разработку и внедрение на морском флоте систем автоматизации судовождения».

В 1988 г. Черняев Роман Николаевич был избран членом-корреспондентом, а в 1992 г. академиком Международной академии астронавтики.

Черняев Роман Николаевич награжден «Орденом Дружбы» и медалями, в том числе серебряной и бронзовой медалями ВДНХ.

[свернуть]

ШИЛЬНИКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Шильников В.И.

Шильников Василий Иванович (1928 – 2007). Исследователь Арктики и Антаркики. Мастер спорта СССР по стендовой стрельбе.

Василий Иванович родился в деревне Старые Антропы Вятской губернии (ныне Шабалинский район Кировской области). В 1946 г. он окончил школу в поступил в Высшее арктическое морское училище (ВАМУ) в Ленинграде. В 1951 г. после окончания училища, как все курсанты, В.И. Шильников был направлен на шестимесячную военную стажировку в Архангельскую область. В марте 1952 г. он стал младшим научным сотрудником Арктического научно-исследовательского института и тут же был направлен в качестве стажера на ледовую разведку. Это был мартовский облет морей Западного района Арктики, выполнявшийся на самолете Ил-12, командиром которого был Герой Советской Союза И.П. Мазурук.

В 1955-1956 гг. В.И. Шильников работал на дрейфующей станции «Северный полюс-4». В ноябре 1956 г. на дизель-электроходе «Лена» он ходил в Антарктику, являясь участником 2-й морской антарктической экспедиции; в 1957 г. на дизель-электроходе «Обь», являясь участником 3-й морской антарктической экспедиции. В следующие годы снова ледовая разведка в Арктике. В 1964-1965 гг. он выполнял ледовые разведки по специальному заданию Министерства обороны. В 1984, 1987, 1989, 1992 гг. Василий Иванович участвовал в сезонных экспедициях в Антарктике на научно-исследовательских судах «Капитан Мышевский», «М. Сомов» и «Академик Федоров». Василий Иванович был мастером поиска дрейфующих ледяных островов для организации на них СП-19, СП-22, СП-23, СП-24 и СП-32.

На ледовой разведке Василий Иванович за свою жизнь налетал около 21 тысячи часов. Это абсолютный рекорд для ледового разведчика, поскольку уже 10 тысяч часов налета считается огромной. В воздухе он провел 875 дней — двадцать девять месяцев, почти два с половиной года.

В.И. Шильников был прекрасным учителем и наставником молодых специалистов. Он их обучал не только в самолете, в экспедиции, на курсах ледовых разведчиков при ААНИИ, но и путем чтения лекций курсантам ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова (в течение 15 лет), летчикам в Черском, бортнаблюдателям в Магадане. Он руководил дипломными работами по самолетовождению в Академии гражданской авиации.

В.И. Шильниковым было опубликовано около 40 научных работ, в том числе в соавторстве 4-х книг, в том числе «История авиаразведки в Российской Арктике», СПб, 2001.

В.И. Шильниковым был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и многими медалями, престижными нагрудными знаками Гидрометеослужбы, Аэрофлота и Морского флота.

В.И. Шильников скончался 29 ноября 2007 года и похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Шильников В.И.

[свернуть]

ВАРШАВСКИЙ ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ

Варшавский Илья́ Ио́сифович (19081974). Советский писательфантаст.

Поступил в Ленинградский морской техникум, который окончил со званием «судомеханик торгового флота». Несколько лет служил во флоте. В 1929 году в соавторстве с журналистом Николаем Слепнёвым и старшим братом Дмитрием написал книгу очерков «Вокруг света без билета» (под общим псевдонимом Николай Альдим). До начала войны работал инженером на заводе «Русский дизель». В армию не был призван из-за травмы, полученной в детстве. Осенью 1941 года был эвакуирован на Алтай, где оставался до 1949 года. Вернувшись в Ленинград, снова поступил на «Русский дизель», где проработал ещё двадцать лет.

Первый фантастический рассказ Варшавского «Роби» был опубликован в 1962 году в журнале «Наука и жизнь». Первая книга «Молекулярное кафе» появилась в 1964 году. При жизни Варшавского вышло всего пять сборников рассказов. Творчество Ильи Иосифовича отличалось разнообразием: пародии и стилизации («Секреты жанра», «Новое о Шерлоке Холмсе», «Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ»), социальные памфлеты (цикл о Дономаге: «Фиалка», «Тревожных симптомов нет»), проблемные психологические новеллы («Решайся, пилот!», «В атолле», «Сюжет для романа», «Повесть без героя»).

Илью Варшавского сразу оценили критики и коллеги-фантасты. Евгений Брандис и Владимир Дмитревский писали, что «рассказы поразили остротой сюжетов, изобретательностью, остроумием и, главное, несомненным литературным мастерством». В. Гопман отмечал: «Точный, изящный юмор ситуаций и характеристик, когда мягкий, когда переходящий в сарказм или убийственную иронию, пронизывает всю прозу Варшавского». Сергей Снегов сравнивал сюжеты Варшавского с сюжетами О. Генри. Борис Стругацкий вспоминал: «В начале 60-х в Ленинград приехал Станислав Лем. Ему дали прочитать папку тогда ещё не опубликованных рассказов Ильи Иосифовича. На другой день он сказал: «Никогда не думал, что в одной папке может уместиться вся западная фантастика». Это было тем более приятно слышать, что пан Станислав уже славился не только как замечательный фантаст, но и как выдающийся знаток англоязычной фантастики». Современные авторы называют цикл о Дономаге предшественником киберпанка.

 

[свернуть]