Выпускники учебных заведений – Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои России

АБОНОСИМОВ ВАДИМ ИВАНОВИЧ

АБОНОСИМОВ ВАДИМ ИВАНОВИЧ

Вадим Иванович Абоносимов родился 25 сентября 1928 г. в г. Кызыле Тувинской АССР.

После окончания средней школы в 1946 г. В. И. Абоносимов поступил на судоводительский факультет Высшего арктического морского училища. Окончил его в 1951 г.

После окончания училища В. И. Абоносимов работал четвертым третьим, вторым, старшим помощником капитана, капитаном на ледоколах «Адмирал Макаров», «Адмирал Лазарев», «Сибирь», «Ленинград», новейшем ледоколе «Адмирал Макаров».

В 1973 г. В. И. Абоносимов возглавил Штаб морских операций Восточного сектора Арктики. Руководил высадкой СП-22. В 1976 – 1977 гг., руководил буксировкой дока грузоподъемностью 30000 т. из Югославии на Дальний Восток, а через пять лет руководил буксировкой плавучего дока грузоподъемностью 100000 т. из порта Нагоя до бухты Чажма. За 31 год капитанского стажа под его руководством были осуществлены тысячи проводок по трассе Северного морского пути.

За выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств по доставке народнохозяйственных грузов в районы Крайнего Севера, большой вклад в повышение эффективности и качества работы морского транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1986 г. В. И. Абоносимову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С 1989 г., в течение 12 лет Вадим Иванович возглавлял профсоюзную организацию Российского профессионального союза моряков ОАО «ДВМП». Капитан дальнего плавания, доктор транспорта Академии транспорта России, академик Международной академии экономического развития и сотрудничества В. И. Абоносимов работает профессором кафедры управления судном МГУ им. адм. Г. И. Невельского.

В. И. Абоносимов награжден двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почета», медалями «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда», золотой и серебряной медалями ВДНХ. Он является заслуженным работником транспорта РФ, почетным полярником, почетным работником морского флота, заслуженным работником ОАО «ДВМП».

В. И. Абоносимов умер 9 декабря 2016 года во Владивостоке.

[свернуть]
АЛЕКСЕЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

АЛЕКСЕЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Алексеев В.Н.

Владимир Николаевич Алексеев родился 8 сентября 1912 г.

В 1932 г. окончил Ленинградский морской техникум. С 1933 г. служил в ВМФ. Окончил специальные курсы командного состава ВМС РККА. До 1942 г. служил на ТОФ. В 1944 г. окончил Военно-морскую Академию.

В боях Великой Отечественной войны с 1944 г. на СФ.

В мае 1944 г. В. Н. Алексеев был назначен командиром 3-го дивизиона бригады торпедных катеров СФ. Провел несколько успешных боев с конвоями противника. Особо отличился в октябре 1944 г. в ходе Петсамо-Киркенесской операции. За время боевых действий 3-й дивизион бригады торпедных катеров СФ под командованием капитана 2 ранга Алексеева В. Н. потопил 17 вражеских кораблей.

Звание Героя Советского Союза В. Н. Алексееву было присвоено 5 ноября 1944 г.

Владимир Николаевич Алексеев был награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени и медалями.

В 1953 г. В.Н. Алексеев окончил Военную академию Генерального штаба. Был командиром ВМБ, начальником штаба БФ, первым заместителем начальника Главного штаба ВМФ. В ноябре 1980 г. В. Н. Алексеев получил Государственную премию СССР за участие в составлении научного труда «Атлас Океанов». С октября 1986 г. адмирал В. Н. Алексеев – в запасе. Именем В. Н. Алексеева назван переулок в Октябрьском округе г. Иркутска.

В. Н. Алексеев умер 24 июля 1999 г. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

[свернуть]
АФАНАСЬЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ

АФАНАСЬЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ

Афанасьев И.И.

Афанасьев Иван Иванович родился 7 января 1901 г.

В 1920 г. окончил судоводительское отделение Петроградского техникума водных путей сообщения. После окончания техникума плавал третьим, вторым, старшим помощником капитана, капитаном на судах БГМП. В 1940 г. был назначен капитаном теплохода «Старый большевик».

В начале войны судно совершало рейсы на Севере, доставляя грузы из западных стран.

В мае 1942 г. теплоход «Старый большевик» следовал в составе союзного конвоя -16 из Рейкьявика в Мурманск с грузом военной техники, боеприпасами и бензином. В результате налета фашистской авиации на судне возник пожар. На предложение английского командования покинуть судно капитан ответил отказом. Конвой ушел, оставив горящее судно. Экипаж спас свой теплоход от огня, устранил повреждения и доставил груз в Мурманск.

Звание Героя Советского Союза И. И. Афанасьеву было присвоено 26 июня 1942 г.

После войны И. И. Афанасьев плавал капитаном на судах БГМП. Его именем названо спасательное судно ММП, улица в городе Сосновый Бор (Ленинградская обл.).

Иван Иванович Афанасьев был награжден двумя орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени и медалями.

И. И. Афанасьев умер в 1952 г. в Ленинграде и похоронен на Серафимовском кладбище Ленинграда.

[свернуть]
АШИК МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

АШИК МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

Ашик М.В.

Михаил Владимирович Ашик родился 24 июня 1925 г.

В 1941 г. поступил на 1 курс судоводительского отделения Ленинградского морского техникума. В январе 1942 г. был призван в РККА.

В 1944 г. окончил курсы младших лейтенантов 4-го Украинского фронта. Командир стрелкового взвода 144-го батальона морской пехоты 83-й морской стрелковой бригады 46-й армии 2-го Украинского фронта. Отличился в боях за освобождение Венгрии.

В ночь на 20 марта 1945 г., погрузившись на катер Дунайской флотилии в районе Вишеград и пройдя по Дунаю 45 км, высадился со взводом в районе д. Фат. Взвод оседлал шоссейную и железную дороги Эстергом – Комарно. В течение 4-х суток взвод находился в тылу врага, отразил 18 атак пехоты и танков противника, уничтожил 3 танка и 2 пушки, много гитлеровцев. Тем самым взвод под командованием Ашик М. В. способствовал овладению советскими войсками г. Эстергом.

Звание Героя Советского Союза М. В. Ашику было присвоено 15 мая 1946 г.

После войны служил в МВД. С 1979 г. полковник Ашик М. В. в отставке.

Михаил Владимирович Ашик был награжден орденами Ленина, Богдана Хмельницкого 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (два ордена) и медалями.

Михаил Владимирович Ашик проживает в Санкт-Петербурге.

[свернуть]
БЕКАСОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

БЕКАСОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Бекасов Н.М.

Николай Михайлович Бекасов родился 18 ноября 1913 г.

В 1937 г. окончил радиотехническое отделение Ленинградского морского техникума, факультет связи Военно-морской академии в 1945 г.

После окончания техникума работал радистом метеостанции Ленинградского управления Гидрометеослужбы. В 1938 г. Н. М. Бекасов поступил радистом на ледокол «Ермак». Ледокол «Ермак» в навигации 1938 г. участвовал в спасении зажатых льдами пароходов «Садко» и «Малыгин». В конце августа 1938 г. Н. М. Бекасов добровольно перешел на ледокольный пароход «Георгий Седов», на котором участвовал в 812-дневном дрейфе во льдах Арктики.

За участие в героическом дрейфе, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 г. Н. М. Бекасову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во время Великой Отечественной войны Бекасов Н. М. служил связистом на кораблях эскадры ЧФ, старшим инженером – радистом отдела связи СФ.

После окончания войны Н. М. Бекасов служил на ТОФ, ДКБФ. В 1950 – 1959 гг. участвовал в монтаже объектов связи на СФ.

В 1962 г. инженер-капитан 2 ранга Бекасов Н. М. был уволен в запас. Он был награжден орденами Ленина, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды 14 медалями. Почетный полярник.

Н. М. Бекасов умер в Санкт-Петербурге 19 сентября 2002 г.

[свернуть]
БЕЛОВ ВАЛЕНТИН ЯКОВЛЕВИЧ

БЕЛОВ ВАЛЕНТИН ЯКОВЛЕВИЧ

Белов В.Я.

Валентин Яковлевич Белов родился 14 января 1931 г. в Кронштадте.

В период Великой Отечественной войны находился в Кронштадте, участвовал в обороне Ленинграда.

В 1951 г. В. Я. Белов окончил Ленинградское мореходное училище и был направлен в БМП. В 1951 – 1962 гг. плавал четвертым, третьим, вторым и старшим помощником капитана на судах «Аскольд», «Грибоедов», «Каменск», «Балтийск», «Профессор Попов» БМП. В 1962 г. окончил заочный факультет ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова по специальности «судовождение на морских путях». В 1962 г. В. Я. Белов стал капитаном теплохода «Маршал Говоров», а через год — парохода «Колхозник». В 1965 г. он возглавил экипаж теплохода «Верея».

В апреле 1966 г. В. Я. Белов был назначен капитаном-наставником судов загранплавания БМП.

За досрочное выполнение задания семилетнего плана по развитию морского транспорта и выдающиеся производственные успехи Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1966 г. капитану В. Я. Белову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1972 г. В. Я. Белов успешно защитил кандидатскую диссертацию.

В 1973 – 1986 гг. работал главным штурманом, а с 1987 г. – капитаном-наставником БМП. Внес значительный вклад в подготовку кадров для флота.

В. Я. Белов награжден орденом Ленина, медалями. Имеет звания «Почетный полярник» и «Почетный работник морского флота».

В.Я. Белов скончался в Санкт-Петербурге в 2007 г.

[свернуть]
БОГОРАД САМУИЛ НАХМАНОВИЧ

БОГОРАД САМУИЛ НАХМАНОВИЧ

Богорад С.Н.

Самуил Нахманович Богорад родился 17 августа 1907 г.

В 1935 г . окончил судоводительское отделение Ленинградского морского техникума. После окончания техникума плавал помощником капитана на судах БГМП. В 1941 г. окончил СККС при УОПП им. С. М. Кирова.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

К январю 1945 г. командир подводной лодки «Щ-310» (3-й дивизион бригады плпл БФ) капитан 3 ранга Богорад С. Н. провел ряд боевых походов, в результате которых было потоплено 7 вражеских кораблей.

Звание Героя Советского Союза С. Н. Богораду было присвоено 8 июля 1945 г.

После войны С. Н. Богорад проходил службу на различных командных должностях на ДКБФ. С 1961 г. капитан 1 ранга Богорад С. Н. – в запасе. В 1961 – 1976 гг. плавал старшим помощником капитана, капитаном на судах Латвийского морского пароходства. Самуил Нахманович Богорад проживал в Риге.

Самуил Нахманович Богорад был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.

С. Н. Богорад умер 23 апреля 1996 г. и был похоронен в Риге.

[свернуть]
БУЙНИЦКИЙ ВИКТОР ХАРЛАМПИЕВИЧ

БУЙНИЦКИЙ ВИКТОР ХАРЛАМПИЕВИЧ

Буйницкий В.Х.

Виктор Харлампиевич Буйницкий родился 31 декабря 1911 г. в Чите в семье рабочего-жестянщика.

В 1935 г. поступил в Гидрографический институт Главсевморпути. Будучи студентом, с октября 1937 г. по январь 1940 г. принимал участие в дрейфе ледокольного парохода «Георгий Седов» в Центральной Арктике. Во время дрейфа руководил научными работами на судне.

За участие в героическом 812-дневном дрейфе, выполнение обширной программы научных исследований в трудных условиях Арктики, проявленное при этом мужество и настойчивость Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 г. В. Х. Буйницкому было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1940 г. В. Х. Буйницкий окончил с отличием Гидрографический институт ГЛАВСЕВМОРПУТИ.

В годы Великой Отечественной войны В. Х. Буйницкий служил штурманом на эсминце «Урицкий» Северного флота, флаг-штурманом спецгруппы, занимавшейся проводкой караванов союзных транспортов, следовавших в Мурманск и Архангельск. С 1942 г. – директор Арктического научно-исследовательского института.

С 1953 г. В. Х. Буйницкий работал в Ленинградском государственном университете деканом гидрографического факультета, заведующим кафедрой океанологии.

Доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Почетный полярник, Почетный работник морского флота В. Х. Буйницкий участвовал в 15 полярных экспедициях, в том числе в советских антарктических экспедициях на д/э «Обь» (1958 – 1959 гг. и 1961 – 1962 гг.).

В. Х. Буйницкий был награжден орденом Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Его именем названа улица в Чите, гора среди материковых льдов Антарктиды и НИС «Виктор Буйницкий», приписанное к порту Мурманск.

В. Х. Буйницкий умер 18 июля 1980 г. в Ленинграде и был похоронен на Обуховском кладбище.

[свернуть]
ВЕРШИНИН ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ

ВЕРШИНИН ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ

Вершинин Ф.Г.

Федор Григорьевич Вершинин родился 23 апреля 1905 г.

В 1934 г. окончил вечернее судоводительское отделение Ленинградского морского техникума. В 1937 г. окончил СККС при УОПП им. С. М. Кирова.

Участник советско-финской войны 1939 – 1940 гг.

В ходе боевых действий в советско-финской войне командир пл «Щ-311» БФ капитан-лейтенант Вершинин Ф. Г. потопил 3 транспорта противника общим водоизмещением 10000 т.

Звание Героя Советского Союза Ф. Г. Вершинину было присвоено 7 февраля 1940 г.

В 1942 г. Ф.Г. Вершинин окончил Военно-морскую академию. Участвовал в боевых действиях Балтийского флота во время Великой Отечественной войны.

С 1946 г. Ф. Г. Вершинин на преподавательской работе. В 1964 г. капитан 1 ранга Вершинин Ф. Г. – в запасе.

Федор Григорьевич Вершинин был награжден двумя орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и медалями.

Ф. Г. Вершинин умер 29 февраля 1976 г. в Ленинграде.

[свернуть]
ГАВРИЛОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

ГАВРИЛОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Гаврилов В.Н.

Владимир Николаевич Гаврилов родился 18 апреля 1921 г. в Петрограде.

После окончания 10 классов поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В 1939 г. был призван в РКМФ. В 1940 г. окончил школу младших авиационных специалистов, в 1941 г. — военно-морское училище им. С. А. Леваневского.

С марта 1942 г. участвовал в боях Великой Отечественной войны воздушным стрелком – бомбардиром 24-го минно-торпедного авиационного полка (5-я бомбардировочная авиационная бригада ВВС Северного флота).

14 января 1943 г. экипаж, в котором сержант В. Н. Гаврилов выполнял обязанности штурмана, на внешнем рейде порта Вардё (Северная Норвегия) потопил особо охраняемый транспорт противника водоизмещением 8000 т. При этом экипаж самолета погиб.

Звание Героя Советского Союза (посмертно) В. Н. Гаврилову было присвоено 22 февраля 1943 г.

В. Н. Гаврилов навечно зачислен в списки воинской части. На реке Каме его именем назван буксирный теплоход. Имя Героя начертано на мемориальной доске, посвященной памяти работников и студентов Ленинградского института водного транспорта, погибших во время войны.

Владимир Николаевич Гаврилов был награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени.

[свернуть]
ГАВРИЛОВ ИЛЬЯ ГАВРИЛОВИЧ

!!!!!! фото
ГАВРИЛОВ ИЛЬЯ ГАВРИЛОВИЧ

Илья Гаврилович Гаврилов родился 2 августа 1900 г. в деревне Систа — Палкино на территории нынешнего Ломоносовского района Ленинградской области.

В 1920 г. окончил Петроградский техникум водных путей сообщения. После окончания техникума заведовал группой парусных судов Мортранса, работал матросом, боцманом, помощником капитана на судах Совторгфлота. В 1932 г. И. Г. Гаврилов был назначен капитаном теплохода «Феликс Дзержинский». Во время Великой Отечественной войны теплоход «Выборг» под руководством И. Г. Гаврилова доставлял важные грузы на Балтике. В июле 1941 г. И. Г. Гаврилов был направлен на Дальний Восток – плавал капитаном на теплоходе «Волга», пароходе «Трансбалт».

После окончания военных действий на Дальнем Востоке И. Г. Гаврилов вернулся в Ленинград и был назначен капитаном теплохода «Вильнюс», которым командовал более 17 лет.

И. Г. Гаврилов воспитал целую плеяду известных капитанов, таких как Герои Социалистического труда Г. Н. Клепиков, и Г. Н. Чистов.

За выдающиеся производственные достижения, большой вклад в освоение и внедрение новых прогрессивных методов труда на предприятиях транспорта и в связи с 250-летием Ленинграда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1957 г. И. Г. Гаврилову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В августе 1962 г. И. Г. Гаврилов по состоянию здоровья был освобожден от должности капитана судна и стал работать капитаном-наставником БМП. В 1974 г. вышел на пенсию.

И. Г. Гаврилов был награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.

В феврале 1977 г. И. Г. Гаврилов умер в Ленинграде и похоронен на Большеохтинском кладбище. Его именем был назван контейнеровоз «Капитан Гаврилов», построенный в ГДР в 1982 г.

[свернуть]
ГУСАКОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ

ГУСАКОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ

Алексей Гаврилович Гусаков родился 10 января 1939 г. в деревне Городище Псковской области.

В 1959 г. поступил в ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова. В 1964 г. окончил судомеханический факультет. С 1964 г. проходил службу в частях ВМФ, являлся сотрудником 1202 Военного представительства МО СССР.

За участие в выполнении специального задания Правительства СССР и проявленное при этом мужество и героизм капитану 1 ранга Гусакову Алексею Гавриловичу Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1989 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1991 г. капитан 1 ранга А. Г. Гусаков в отставке.

А. Г. Гусаков был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах» III степени и медалями.

А. Г. Гусаков проживает в деревне Городище Псковской области.

[свернуть]
ЕФРЕМОВ АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ

ЕФРЕМОВ АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ

Андрей Георгиевич Ефремов родился 9 июня 1908 г. в городе Сретенске Забайкальской области.

В 19 лет Андрей Ефремов окончил Владивостокский морской техникум, после чего в течение двух лет работал на судах на Дальнем Востоке. В 1929 – 1931 гг. служил срочную службу в РККА. После увольнения в запас поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, который окончил в 1933 году, затем занимался преподавательской деятельностью во Владивостокском морском техникуме. В 1935 году начал принимать участие в арктических походах — помощником капитана на ледоколе «Красин» и в качестве старшего гидрографа-навигатора на ледокольном пароходе «Малыгин».

С августа 1937 год по январь 1940 года, являясь старшим помощником капитана на пароходе ледокольного типа, участвовал в 812-дневном дрейфе во льдах Арктики.

За участие в героическом дрейфе, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 г. А. Г. Ефремову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Андрей Георгиевич Ефремов — участник Великой Отечественной войны с её первых дней. Занимал должность старшего помощника командира сетевого заградителя «Азимут» в звании военного инженера 3-го ранга.

Андрей Георгиевич Ефремов погиб 18 ноября 1941 года во время операции по эвакуации советских войск с полуострова Ханко. Тело героя было похоронено в море.

[свернуть]
ИВАНОВ ПАВЕЛ НИКАНДРОВИЧ

ИВАНОВ ПАВЕЛ НИКАНДРОВИЧ

Павел Никандрович Иванов родился 30 августа 1906 г. в селе Несь, ныне Канино-Тиманского района Ненецкого национального округа Архангельской области.

В феврале 1932 П. Н. Иванов был избран председателем рыболовецкой артели «Бедовая» в д. Бедовая. В 1932 г. поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, по окончании которого получил диплом инженера-гидротехника и начал работать в Печорском управлении водных путей. В 1947 г. П. Н. Иванов возглавил Печорское речное пароходство.

В декабре 1954 г. П. Н. Иванов возглавил Ленское речное пароходство, самое отдаленное в стране.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1966 года за досрочное выполнение заданий семилетнего плана по развитию речного транспорта и выдающиеся производственные успехи Иванову Павлу Никандровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

П.Н. Иванову принадлежит особая заслуга в создании современного Ленского судоходства, сыгравшего значительную роль в развитии экономики Якутии в период ее стремительного роста в начале 1970-х годов.

В 1969 году Павел Никандрович Иванов вышел на пенсию и уехал из Якутии. Жил в городе Ростов-на-Дону.

Павел Никандрович Иванов был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта и медалями.

28 октября 2002 года П. Н. Иванов скончался и был похоронен на Северном кладбище в городе Ростов-на-Дону.

[свернуть]
КАРАВАЕВ ГЕОРГИЙ АРКАДЬЕВИЧ

КАРАВАЕВ ГЕОРГИЙ АРКАДЬЕВИЧ

karavaevga

Георгий Аркадьевич Караваев родился 21 марта (3 апреля) 1913 года в Санкт-Петербурге.

В 1935 году окончил ЛИИВТ по специальности инженер-гидротехник.

В 1936—1937 годах работал инженером, старшим инженером на строительстве в Архангельской области, в 1937—1942 годах работал прорабом, начальником «Гидростроя», заместителем главного инженера строительства.

В 1942—1943 годах Караваев Г.А. работал заместителем главного инженера строительства Богословского алюминиевого завода НКВД СССР в Краснотурьинске (Свердловская область). В 1943—1945 годах он работал начальником особой строительно-монтажной части № 26 Наркомата строительства СССР в Харькове, в 1945—1951 годах работал начальником особой строительно-монтажной части № 44 — управляющим строительно-монтажным трестом № 44 министерства строительства предприятий машиностроения СССР в (Николаев). В 1951 году Караваев Г.А. назначается начальником Главюгстроя министерства строительства предприятий машиностроения, немного позже он назначается заместителем министра строительства предприятий машиностроения, заместителем министра строительства предприятий тяжелой индустрии. В 1954—1957 годах Караваев Г.А. — первый заместитель министра строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР.

В 1957—1959 годах Караваев Г.А. — заместитель председателя Свердловского совнархоза. В 1959—1960 годах Караваев Г.А. работал начальником отдела организации строительства и производства работ Госстроя СССР. В 1960—1961 годах он первый заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства, а в 1961—1963 годах — председатель правления Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений.

В 1963—1965 годах Караваев Г.А. работал первым заместителем председателя Государственного комитета по делам строительства СССР (в декабре 1961 — октябре 1965 годах — министр СССР). В 1965—1967 годах он первый заместитель Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства.

В 1967—1986 годах Караваев Г.А. — министр строительства СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1983 года за выдающиеся заслуги в области строительства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Караваеву Георгию Аркадьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Георгий Аркадьевич был депутатом Совета Национальностей ВС СССР 7—11 созывов (1966—1989) от Марийской АССР. Он был член ВКП (б) с 1940 года, членом ЦК КПСС в 1976—1986 годах (кандидат в 1971—1976 годах).

С января 1986 года Георгий Аркадьевич Караваев персональный пенсионер союзного значения.

Заслуженный строитель РСФСР Караваев Г.А. был награжден четырьмя орденами Ленина, орден Октябрьской революции, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени. За разработку и осуществление новых методов строительных работ в 1950 г. Каратаев Г.А. был удостоен звания лауреат Государственной премии СССР.

Георгий Аркадьевич Караваев умер 3 ноября 1994 года и был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

[свернуть]
КОЖЕВНИКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

КОЖЕВНИКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Николай Николаевич Кожевников родился 28 сентября 1932 г. в селе Новотулка Хворостянского района Куйбышевской области.

После окончания школы в 1951 г. поступил на электромеханический факультет ЛВМУ. После окончания ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова в 1957 г. Н. Н. Кожевников был направлен в Дальневосточное морское пароходство.

Будучи одним из лучших электромехаников в 1968 г. был направлен для наблюдения за строительством ледоколов в Финляндию. В качестве представителя В/О «Судоимпорт» наблюдал за постройкой ледоколов «Владивосток», «Ермак». Принимал активное участие в стендово-сдаточных испытаниях электрических машин, тщательно вел приемку монтируемых узлов, механизмов и систем.

С 1976 г. после возвращения из загранкомандировки продолжил работу в качестве старшего электромеханика ледокола «Владивосток».

За выдающиеся успехи в выполнении плановых заданий и социалистических обязательств, большой личный вклад в повышение эффективности работы морского транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1984 г. Н. Н. Кожевникову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1985 г. участвовал в походе ледокола «Владивосток» в Антарктиду для спасения затертого во льдах НЭС «Михаил Сомов».

Н. Н. Кожевников награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд», знаком «Почетному полярнику».

[свернуть]
КОЗЛОВСКИЙ КОНСТАНТИН ИГНАТЬЕВИЧ

КОЗЛОВСКИЙ КОНСТАНТИН ИГНАТЬЕВИЧ

Константин Игнатьевич Козловский родился 19 марта 1904 г. в г. Томске.

Трудиться начал с 11 лет. В 1920 г. окончил городское училище в Николаевске-на-Амуре. В 1925 г. назначен помощником капитана п/х «Николаевск». В 1928 – 1931 гг. работал помощником капитана, капитаном на судах ДВГМП. В 1931 г. окончил Владивостокские курсы штурманов, в 1939 г. – курсы усовершенствования капитанов при Ленинградском институте инженеров водного транспорта. После получения диплома штурмана дальнего плавания К. И. Козловский был назначен 2-м помощником капитана п/х «Сахалин», а в 1932 г. был переведен на ледорез «Федор Литке», на котором участвовал в экспедиции группы судов Наркомвода в устье р. Колыма. В 1934 г. участвовал в первом сквозном переходе ледореза из Владивостока в Мурманск.

В мае 1938 г. был назначен капитаном п/х «Сталинград», выполнявшего ответственные рейсы за рубеж.

В годы Великой Отечественной войны работал на торговых судах, возглавлял корабль воздушного наблюдения Каспийской военной флотилии, командовал ГИСУ «Ханко» ТОФ, командовал отрядом десантных кораблей ТОФ.

После окончания Великой Отечественной войны до 1966 г. трудился в БГМП. Плавал капитаном пароходов «Горняк», «Павловск», «Якутск», «Мста», «Иван Ползунов», теплоходов «Александр Матросов», «Станиславский», «Сретенск», «Красноград», «Менделеев», «Костромалес».

За выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 г. капитану дальнего плавания К. И. Козловскому присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1966 г. К. И. Козловский вышел на пенсию.

К. И. Козловский был награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени и медалями.

В декабре 1980 г. К. И. Козловский умер и похоронен в г. Ленинграде.

[свернуть]
КОРНИЛОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОРНИЛОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Николай Александрович Корнилов родился 5 июня 1930 г. в селе Ямская Слобода Владимирской области.

В 1954 г. Н. А. Корнилов окончил гидрометеорологический факультет ВАМУ им. адм. С. О. Макарова по специальности инженер-океанолог. После окончания училища его трудовая деятельность связана с научными исследованиями и практическим обеспечением работ в полярных регионах Земли. Н. А. Корнилов был начальником дрейфующей станции «Северный полюс – 10», участвовал в 9-й, 13-й и 20-й советских антарктических экспедициях в должностях руководителя станций и экспедиций. Работая заместителем директора ААНИИ по научной работе, кандидат географических наук Н. А. Корнилов неоднократно участвовал в морских, воздушных экспедициях в Арктику и Антарктику.

За высокий вклад в дело освоения Арктики и Антарктики Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1970 г. Н. А. Корнилову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1992 г. Н. А. Корнилов руководил организацией единственной дрейфующей научно-исследовательской станции в Антарктиде (море Уэдделла). С 1994 г. Н. А. Корнилов работает главным специалистом «СП ИНТААРИ».

Н. А. Корнилов награжден орденом «Октябрьской Революции», знаком «Почетному полярнику».

Н. А. Корнилов умер 29 мая 2017 года.

[свернуть]
КУЧИЕВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

КУЧИЕВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Юрий Сергеевич Кучиев родился 26 августа 1919 г. в ауле Тиб на территории нынешней Северной Осетии.

В 1938 г. окончил среднюю школу в г. Орджоникидзе. В 1941 г. по направлению ГУСМП приехал на Север. Работал на буксирном пароходе «Василий Молоков» в п. Диксон, ледокольном пароходе «Таймыр». Плавал в районе боевых действий флота.

После окончания курсов штурманов с 1944 г. по 1962 г. Ю. С. Кучиев работал третьим, вторым и старшим помощником капитана на ледоколах «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин».

С 1962 г. по 1971 г. Ю. С. Кучиев возглавлял экипажи линейных ледоколов «Мурманск» и «Киев», работал дублером капитана атомного ледокола «Ленин». В 1963 г. окончил ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова, получив диплом инженера-судоводителя. В 1971 г. Ю. С. Кучиев был назначен капитаном строящегося атомного ледокола «Арктика». В 1977 г. капитану Ю. С. Кучиеву было поручено провести атомный ледокол «Арктика» на Северный полюс. 17 августа 1977 г. после нескольких суток тяжелого плавания через многолетние паковые льды, впервые в истории мореплавания ледокол достиг географического полюса Земли.

За выдающиеся заслуги в подготовке экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм капитану Ю. С. Кучиеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 г. присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В марте 1981 г. по состоянию здоровья Ю. С. Кучиев перешел в группу наблюдения за строительством новых атомных ледоколов для ММП. В 1983 г. в должности капитана-наставника пароходства обеспечивал проводку транспортных судов, попавших в ледовую блокаду в Восточном районе Арктики.

В 1997 г. Ю. С. Кучиев вышел на пенсию и проживал в Санкт-Петербурге. Ю. С. Кучиев был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовое отличие», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «300 лет Российскому флоту», удостоен ряда отраслевых наград и званий: «Почетный работник морского флота», «Почетный полярник», Почетный член Географического общества», «Почетный гражданин города Орджоникидзе».

Ю. С. Кучиев умер 14 декабря 2005 г. в Санкт-Петербурге. Согласно завещанию Кучиева, его прах и прах его умершей в 1999 г. жены торжественно предан морю в районе Северного полюса командой атомного ледокола «Ямал» 19 августа 2006 г.

[свернуть]
ЛЕБЕДЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЛЕБЕДЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Николай Александрович Лебедев родился 5 августа 1914 г. в д. Вдовино Костромской области.

В 1940 г. окончил Ленинградский институт водного транспорта. В этом же году был призван в РККА.

С начала Великой Отечественной войны на фронте. В марте 1942 г. окончил Ленинградские бронетанковые курсы.

19 – 23 ноября 1942 г. старший адъютант 152-го танкового батальона (69-я танковая бригада 4-го танкового корпуса, Сталинградский фронт) старший лейтенант Лебедев при наступлении советских войск на хутор Калач – на — Дону действовал в головной походной заставе. У хуторов Манойлин и Липов — Логовской вступил в бой с 15, затем с 10 вражескими танками. С помощью подошедших экипажей большая часть этих танков была уничтожена. За все время боёв экипаж Н. А. Лебедева уничтожил 28 танков (из них 17 — только за 5 дней наступления 19 — 23 ноября 1942 года), 16 орудий, 3 миномёта, 8 пулемётов, а также большое число живой силы и транспортных средств противника. 23 ноября 1942 г. Н. А. Лебедев погиб у хутора Платоновский (Калачевский район Волгоградской области).

Звание Героя Советского Союза (посмертно) Н. А. Лебедеву было присвоено 4 февраля 1943 г.

Н. А. Лебедев похоронен в братской могиле в центре г. Калач — на — Дону. Старший лейтенант Лебедев Н. А. навечно зачислен в списки воинской части. Именем Героя названы две школы в Волгограде, теплоход – сухогруз МРФ и малая планета № 2342 Солнечной системы.

Николай Александрович Лебедев был награжден орденом Ленина.

[свернуть]
ЛУЖИН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

ЛУЖИН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

Павел Иванович Лужин родился 10 января 1909 г. в Петербурге.

В 1930 г. П.И. Лужин поступил на судоводительское отделение Ленинградского морского техникума. После окончания техникума плавал третьим и вторым помощником капитана на судах БГМП.

В 1941 г. П.И. Лужин перешел в МГМП. В начале Великой Отечественной войны плавал старшим помощником капитана на пароходе «Пинега», выполнявшим рейсы с острова Шпицберген в Мурманск. Осенью этого же года пароход «Пинега» перешел Северным морским путем на Дальний Восток. В 1942 г. П.И. Лужин был назначен капитаном на пароход «Пинега». Судно выполняло рейсы к восточным берегам страны, в Арктику, плавало через океан в Америку и обратно в одиночку и в составе конвоев.

В 1946 г. П.И. Лужин был направлен в Латвийское морское пароходство, в котором проработал почти 30 лет. За это время командовал только пароходами «Сигулда» и «Балашов».

За выдающийся вклад в развитие морского флота Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 г. П.И. Лужину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1974 г. П.И. Лужин перешел на преподавательскую работу в Рижскую мореходную школу. В 1976 г. вышел на пенсию.

П.И. Лужин награжден двумя орденами Ленина, орденами «Знак Почета», Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, многими медалями.

П.И. Лужин умер 24 мая 1982 г. и похоронен в г. Риге.

[свернуть]
МАЙОРОВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

МАЙОРОВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

Капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда П. А. Майоров (справа)

Павел Алексеевич Майоров родился 11 марта 1917 г. в деревне Просеково нынешней Новгородской области.

В 1937 г. П.А. Майоров окончил Ленинградский речной техникум и поступил матросом 1-го класса на гидрографическое судно «Партизан». Окончив в 1939 г. вечернее отделение по судоводительской специальности Ленинградского морского техникума и получив диплом штурмана дальнего плавания, П.А. Майоров был назначен вторым помощником командира ГИСУ «Норд» КБФ, которое участвовало в военных действиях в период советско-финской войны.

В годы Великой Отечественной войны П.А. Майоров до 1942 г. работал вторым, старшим помощником капитана на пароходах «Волга», «Тюлень» БМП. Летом и осенью 1942 г. плавал 3-м помощником капитана ВТ-502 БМП. С октября 1942 г. П.А. Майоров был откомандирован в ДВГМП. В качестве третьего, второго и старшего помощника капитана плавал на пароходе «Уэлен», совершавшем перевозки грузов в Тихоокеанском бассейне.

После окончания войны П. А. Майоров вернулся в БГМП. В 1950 г. П.А. Майоров стал капитаном теплохода «Маршал Говоров», с 1951 г. – капитаном парохода «Дмитрий Пожарский». На теплоходе «Маршал Говоров» П.А. Майоров буксировал плавдок с Балтики на Дальний Восток», а на «Дмитрии Пожарском» успешно совершил ответственный рейс в Арктику. В 1955 г. окончил Академию морского флота и одновременно ЛИИВТ. С 1956 по 1972 гг. П.А. Майоров возглавлял экипаж пассажирского турбоэлектрохода «Вячеслав Молотов» (с 1957 г. – «Балтика»). Турбоэлектроход «Балтика» пользовался заслуженной популярностью среди пассажиров и туристов.

За выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Указам Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 г. капитану П.А. Майорову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С 1972 г. П.А. Майоров работал капитаном-наставником БМП. В 1977 г. вышел на пенсию.

П.А. Майоров был награжден орденами Ленина, Отечественной войны II степени и медалями.

[свернуть]
МАТИЯСЕВИЧ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

МАТИЯСЕВИЧ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Алексей Михайлович Матиясевич родился в 1905 г.

В 1931 г. окончил судоводительское отделение Ленинградского морского техникума. Плавал штурманом, старшим помощником капитана, капитаном на судах морского флота. В 1941 г. окончил СККС при УОПП им. С. М. Кирова.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 г. С октября 1941 г. – командир подводной лодки «Лембит» БФ.

В результате боевой деятельности Краснознаменной подводной лодки «Лембит» под командованием А. М. Матиясевича в 1941 – 1945 годах было потоплено 8 военных кораблей и 17 транспортов противника.

Звание Героя России Алексею Михайловичу Матиясевичу было присвоено 7 мая 1996 г. (посмертно).

После войны капитан 1 ранга А. М. Матиясевич принимал участие в испытании новой военной техники, командовал соединением подводных лодок, преподавал. После увольнения в запас А. М. Матиясевич плавал капитаном на судах ММФ, работал в лоцманской службе Ленинградского морского торгового порта, работал на гидрографическом предприятии ММФ.

А. М. Матиясевич умер 28 января 1995 г. в Санкт-Петербурге.

[свернуть]
НЕМЧИКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

НЕМЧИКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Владимир Иванович Немчиков родился 24 мая 1925 г.

С конца 1941 г. принимал участие в обороне Ленинграда, будучи бойцом аварийно-спасательной команды МПВО. В феврале 1942 г. был призван в армию и с марта участвовал в боевых действиях. Был тяжело контужен. В 1943 – 1944 гг. проходил обучение в воздушно-десантных частях. В июне 1944 г. в звании старшего сержанта прибыл на Карельский фронт, служил командиром отделения 300-го гвардейского стрелкового полка 99-й гвардейской стрелковой дивизии 7-й армии, комсорг батальона.

21 июня 1944 г. В. И. Немчиков возглавил группу добровольцев из 12 человек для участия в имитации форсирования р. Свирь с целью выявления системы огня противника. Враг открыл огонь по плотам и лодкам, приняв, посаженных на плавсредства чучела, за десант. Огневые позиции фашистов были обнаружены и подавлены нашей артиллерией, что позволило основным штурмовым группам начать переправу.

Звание Героя Советского Союза Владимиру Ивановичу Немчикову было присвоено 21 июля 1944 г.

Владимир Иванович Немчиков был награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями.

В 1945 г. старший сержант В. И. Немчиков демобилизован.

В 1950 г. В. И. Немчиков окончил судоводительский факультет ЛВМУ. Профессор, кандидат технических наук,начальник кафедры в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, ГМА им. адм. С. О. Макарова. В. И. Немчиков трагически погиб в 1997 г. в Санкт-Петербурге. Именем Владимира Ивановича Немчикова названа кафедра технологии и организации перевозок факультета международного транспортного менеджмента ГМА им. адм. С. О. Макарова.

[свернуть]
ОГАНОВ АРАМ МИХАЙЛОВИЧ

ОГАНОВ АРАМ МИХАЙЛОВИЧ

Арам Михайлович Оганов родился 9 октября 1925 г. в Закаталах, на территории современного Азербайджана в семье рабочего.

В 1945 г. А.М. Оганов окончил Бакинский морской техникум и после получения диплома штурмана дальнего плавания был направлен в БГМП. В 1945 – 1952 гг. плавал третьим, вторым и старшим помощником капитана на сухогрузных и пассажирских судах БГМП. В июле 1952 г. А.М. Оганов был назначен капитаном теплохода «Капитан Гастелло», в последующие годы командовал пароходами «Матрос Железняков», «Аскольд», теплоходом «Профессор Попов», в мае 1960 г. принял построенный в ГДР пассажирский теплоход «Эстония». В 1961 г. успешно окончил заочное отделение ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова по специальности «судовождение на морских путях».

В 1963 г. А.М. Оганов стал капитаном-наставником. В 1964 г. стал капитаном флагмана пассажирского флота БМП теплохода «Александр Пушкин».

За выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 г. капитану А.М. Оганову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С декабря 1971 г. А.М. Оганов стал командовать пассажирским теплоходом «Михаил Лермонтов». С июля 1987 г. работал начальником Управления пассажирских перевозок БМП. В 1975 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 1990 г. стал президентом советско-американского предприятия по организации морского туризма «ИнтерБалт». Работал консультантом АО «Совфрахт».

А.М. Оганов награжден двумя орденами Ленина, медалью «300 лет Российскому флоту».

А.М. Оганов умер 27 сентября 2008 г. в Санкт-Петербурге.

[свернуть]
ОРЛИКОВА ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА

ОРЛИКОВА ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА

Валентина Яковлевна Орликова родилась 19 февраля 1915 г. в г. Сретенске Читинской области.

Четыре года училась во Владивостокском водном техникуме путей сообщения, а затем в 1941 году окончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта.

Когда началась Великая Отечественная война, работала штурманом на судах морского флота. Участвовала в эвакуации раненых из Таллинна в августе 1941 года. С августа 1942 года до октября 1944 — третий помощник капитана на теплоходе «Двина».

После войны В.Я. Орликова стала капитаном китобойного судна «Шторм». В 1953 году ее пригласили работать в Москву в Министерство рыбного хозяйства. Но чиновничье кресло не смогло стать равноценной заменой морю. В 1955 году она вернулась в Мурманск и начала осваивать новые суда — большие морозильные рыболовецкие траулеры, став первой женщиной-капитаном БМРТ. Она стояла на капитанском мостике промысловых судов «Николай Островский», «Новиков-Прибой», а затем ходила на танкере «Пирятин».

За выдающиеся достижения в труде и плодотворную общественную деятельность Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 г. В. Я. Орликовой было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Орликова Валентина Яковлевна — первая женщина-капитан БМРТ, единственная женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического Труда.

В.Я. Орликова была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Валентина Яковлевна Орликова умерла 31 января 1986 г. Она похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище, на могиле рыбаками Мурманского тралового флота установлен ее бронзовый бюст. Ее именем назван траулер, улица в Мурманске. 7 июля на доме № 40 на улице Капитана Орликовой была установлена мемориальная доска.

[свернуть]
ПАРФЕНОВ ДМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

ПАРФЕНОВ ДМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

Дмитрий Георгиевич Парфенов родился 22 августа 1919 г. в д. Глазово Окуловского района Новгородской области.

После окончания школы в посёлке Парахино поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. После окончания первого курса в 1937 году, по спецнабору был направлен в Ейское военно-морское авиационное училище. После завершения обучения в 1939 году приступил к службе в ВВС Краснознамённого Балтийского Флота лётчиком-наблюдателем. Участвовал в войне с Финляндией 1939—1940 годов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

30 июня 1941 года экипаж дальнего бомбардировщика ДБ-3Т 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й минно-торпедной авиадивизии Краснознамённого Балтийского Флота в составе: лётчика — младшего лейтенанта П. С. Игашова, штурмана лейтенанта Д. Г. Парфёнова, бортстрелков В. Л. Новикова и А. М. Хохлачёва выполнял боевую задачу по нанесению бомбового удара по мосту в районе города Двинска. Полёт проходил без прикрытия истребителей сопровождения. После уничтожения моста, по возвращении, самолёт был атакован тремя фашистскими истребителями Me-109F. Бортстрелками экипажа был сбит один самолёт противника, но вражеским огнём был повреждён левый двигатель бомбардировщика. Несмотря на это, ещё один самолёт противника был уничтожен воздушным тараном, а горящий бомбардировщик был направлен в танковую колонну противника. Это был первый воздушный таран бомбардировщиком в Великой Отечественной войне и первый в истории двойной таран воздушной и наземной цели.

Звание Героя России (посмертно) Дмитрию Георгиевичу Парфенову было присвоено 6 июля 1995 г.

Останки экипажа найдены школьниками и захоронены в Латвии в Даугавпилсе в 1975 году.У места гибели экипажа установлен памятник. В городе Окуловка именем Дмитрия Георгиевича Парфёнова названа улица.

[свернуть]
ПОКРОВСКИЙ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

ПОКРОВСКИЙ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

Владимир Павлович Покровский родился 22 июля 1918 г.

В 1937 г. окончил Ленинградский морской техникум. В 1940 г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище летчиков.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командир звена 2-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я истребительская авиационная бригада ВВС СФ).

К маю 1943 г. гвардии капитан Покровский совершил 350 боевых вылетов, в 60 воздушных боях лично сбил 12 и в группе 6 самолетов противника.

Звание Героя Советского Союза Владимиру Павловичу Покровскому было присвоено 24 июля 1943 г.

В 1954 г. Владимир Павлович Покровский окончил Военно-воздушную академию. С 1956 г. подполковник Покровский В. П. – в запасе.

Владимир Павлович Покровский был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени и медалями.

В. П. Покровский умер 22 марта 1998 г. в Санкт-Петербурге и похоронен на Серафимовском кладбище.

[свернуть]
РЕКВАВА КОНСТАНТИН ФИЛИППОВИЧ

РЕКВАВА КОНСТАНТИН ФИЛИППОВИЧ

Константин Филиппович Реквава родился 21 мая 1910 г. в г. Туапсе.

В 1926 г. окончил Потийскую среднюю школу и поступил на механическое отделение Индустриального техникума. В 1930 – 1932 гг. после окончания техникума работал монтажником-электриком, техником по судоремонту и судостроению в Рионском пароходстве.

В 1932 – 1937 гг. учился в Ленинградском институте инженеров водного транспорта и одновременно работал инструктором технического нормирования в Северо-Западном управлении речного транспорта в Ленинграде.

После окончания института Р. Ф. Реквава был направлен в Потийский порт, где сначала работал начальником отдела малой механизации, а с октября 1937 г. по 24 февраля 1968 г. – начальником Потийского морского порта.

За выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1960 г. К. Ф. Рекваве было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Р. Ф. Реквава был награжден орденом Ленина, орденом трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», значком «Почетному работнику морского флота». Имел звание «Заслуженный инженер Грузинской ССР»

24 февраля 1968 г. К. Ф. Реквава умер при исполнении служебного долга. Похоронен в г. Поти.

[свернуть]
РОДЧЕНКО ВАЛЕНТИН ФИЛИППОВИЧ

РОДЧЕНКО ВАЛЕНТИН ФИЛИППОВИЧ

Валентин Филиппович Родченко родился 12 мая 1939 г. в Ворошиловграде.

После окончания Ждановской мореходной школы (г. Мариуполь) работал на танкере «Казбек» Черноморского пароходства. В 1961 г. В. Ф. Родченко окончил Херсонское мореходное училище. В последующие годы работал помощником капитана, старшим помощником капитана судов: «Каменец-Подольск», «Владивосток», «Москва» Дальневосточного морского пароходства. Участвовал в доставках грузов в порты Арктики, а также в порты Северного Вьетнама (в условиях боевых действий). С 1973 г. – старший помощник капитана, дублер капитана, капитан ледокольно-транспортного научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» ААНИИ. В 1986 г. окончил заочный факультет ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова по специальности «судовождение на морских путях».

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, капитану научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» Арктического и Антарктического научно-исследовательского института В. Ф. Родченко Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1995 г. В. Ф. Родченко – на пенсии. Работает капитаном-наставником плавсредств Канонерского судоремонтного завода, главным государственным инспектором, капитаном-наставником отдела флота концерна «Морское подводное оружие».

Капитан дальнего плавания Валентин Филиппович Родченко награжден орденом Ленина, медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «300 лет Российскому флоту».

Валентин Филиппович Родченко проживает в Санкт-Петербурге.

[свернуть]
РОХТЛААН ПАУЛЬ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ

РОХТЛААН ПАУЛЬ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ

Пауль Леопольдович Рохтлаан родился 10 января 1930 г. в г. Таппа (Эстония).

В 1949 г. П.Л. Рохтлаан окончил судоводительское отделение Таллиннского мореходного училища и стал работать матросом на судах Эстонского морского пароходства. С августа 1951 г. плавал третьим, вторым и старшим помощником капитана на различных судах ЭМП. В 1959 г. П.Л. Рохтлаан стал капитаном теплохода «Ян Крекус» ЭМП. В 1963 г. возглавил экипаж теплохода «Кыпу».

За выдающиеся успехи в деле развития морского транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 г. П. Л. Рохтлаану было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1969 г. П.Л. Рохтлаан окончил заочный факультет ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова по специальности «судовождение на морских путях».

В июне 1970 г. П. . Рохтлаан был утвержден в должности заместителя начальника ЭМП по мореплаванию. В 1986 – 1988 гг. работал представителем В/О «Совфрахт» в Дании. С 1989 г. – начальник спасательного подцентра. В январе 1990 г. вышел на пенсию.

П.Л. Рохтлаан был награжден орденом Ленина и медалями, значком «Почетному работнику морского флота».

Пауль Леопольдович Рохтлаан живет в Таллинне.

[свернуть]
СОКОЛОВ БОРИС МАКАРОВИЧ

СОКОЛОВ БОРИС МАКАРОВИЧ

Борис Макарович Соколов родился 19 августа 1927 г. в деревне Большая Каменка Кологривского района Костромской обл.

В 1950 г. Б.М. Соколов окончил судоводительский факультет ВАМУ им. адм. С. О. Макарова. В 1951 – 1954 гг. Б.М. Соколов работал третьим, вторым помощником капитана на ледоколе «Илья Муромец» Ленинградского морского агентства ГУСМП. В 1954 – 1958 гг. плавал старшим помощником капитана на ледоколе «Сибиряков».

В ноябре 1958 – апреле 1959 гг. в качестве старшего штурмана дизель-электрохода «Обь» МГМП принимал участие в 4-й советской антарктической экспедиции.

В ноябре 1959 г. Б.М. Соколов был назначен дублером капитана на только что построенный в Ленинграде первый атомный ледокол «Ленин». В 1961 г. Б.М Соколов вышел на атомоходе уже в качестве основного капитана. Атомный ледокол «Ленин» под командованием Б.М. Соколова внес большой вклад в обеспечение судоходства в Арктике.

За выдающиеся производственные достижения по выполнению заданий десятой пятилетки Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 г. Б. М. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Б.М. Соколов был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, значком «Почетному работнику морского флота». Имел звания: «Почетный полярник», «Лучший капитан Министерства морского флота». В октябре 1996 г. Б. М. Соколову было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Мурманска».

20 июня 2001 г. Б. М. Соколова не стало. 17 августа 2002 г. в Мурманске открыта мемориальная доска на доме № 19 по улице С. Перовой, в котором он жил.

[свернуть]
СОКОЛЬСКИЙ ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СОКОЛЬСКИЙ ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Игорь Александрович Сокольский родился 2 апреля 1922 г. в Петрограде.

В 1942 окончил 3 курса Ленинградского института инженеров водного транспорта.

С марта 1942 г. находится на фронте. В 1944 окончил курсы подготовки политического состава.

В бою в районе г. Шнайдемюль (Пила, ПНР) 1 февраля 1945 г. комсорг батальона 1067-го стрелкового полка (311-я стрелковая дивизия, 61-я армия, 1-й Прибалтийский фронт) лейтенант Сокольский И. А. заменил командира роты и организовал отражение 3-х контратак противника. Был контужен, но не покинул поля боя. 2 февраля 1945г. с группой бойцов был блокирован в доме и в течение 12 часов отражал контратаки гитлеровцев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 г. Сокольскому Игорю Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1947 подполковник Сокольский И. А. — в запасе. Жил в Ленинграде. Работал литературным сотрудником газеты «Вечерний Ленинград».

Игорь Александрович Сокольский был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и медалями.

Игорь Александрович Сокольский умер 29 сентября 1984 г. в Ленинграде.

[свернуть]
ТЕОДОРОВИЧ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

ТЕОДОРОВИЧ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

Михаил Владимирович Теодорович родился в 1923 г. в Петрограде.

После окончания 12-й средней школы Смольнинского района Ленинграда учился на заочном отделении судомеханического факультета Ленинградского института инженеров водного транспорта.

22 июля 1941 года был призван в РККА и направлен в 3-е Ленинградское артиллерийское училище, по окончании которого в декабре 1941 года был отправлен на Юго-Западный фронт.

Вся боевая деятельность до конца войны прошла в одной артиллерийской части. За это время был помощником начальника дивизиона, заместителем командира батареи, командиром батареи, начальником штаба дивизиона, командиром дивизиона. Вместе с полком прошёл боевой путь от Харькова до Сталинграда и от Сталинграда до Ческе-Будаёвице в Чехословакии, где встретил День Победы. Принимал участие в Сталинградской битве, Курской битве, освобождении Харькова (в 1943 г.).

За выполнение боевых заданий командования (форсирование Дуная, захват и удержание плацдарма в декабре 1944 года) Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 24 марта 1945 года присвоил Теодоровичу Михаилу Владимировичу звание Героя Советского Союза.

После Великой Отечественной войны Михаил Владимирович окончил артиллерийскую академию им. Ф.Э. Дзержинского. Службу закончил в 1976 году в звании полковника.

[свернуть]
ТУРГЕЛЬ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

ТУРГЕЛЬ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

Михаил Николаевич Тургель родился 5 декабря 1909 г. в г. Новомиргород Кирово­градской обл.

В 1937 г. окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Работал старшим инже­нером на заводе в г. Ле­нинграде. В 1942 г. был призван в РККА, в этом же году окончил курсы младших лейтенантов.

На фронте с 1 января 1943 г.

Старший адъютант батальона 78-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й армии гвардии старший лейтенант Тургель во время форсирования Днепра в ночь на 26.9.1943 в р-не с. Войсковое (Солонянский р-н Днепропетровской обл.) в числе первых в составе штурмового отряда высадился на правый берег. Во время переправы заменил выбывшего из строя командира группы. В р-не с. Войсковое в течение 36 часов отряд в 50 бойцов отразил 8 вражеских атак. Попаданием снаряда из танка, разорвавшегося поблизости, гвардии ст. лейтенант Тургель был контужен, но поля боя не покинул, продолжал руководить боем. Улучшив обстановку, гвардии ст. лейтенант Тургель повел батальон в атаку в направлении с. Войсковое и добился успеха. Воины ворвались в населенный пункт и при содей­ствии других подразделений овладели им.

19.03.1944 г. за мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Тургелю М.Н. было присвоено звания Героя Советского Союза.

После войны Михаил Николаевич Тургель служил в МВД. С 1954 г. майор Тургель М. Н. в запасе. Жил и работал в Ленинграде.

Михаил Николаевич Тургель был награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Михаил Николаевич Тургель умер 20.03.1975 г.

[свернуть]
ФЕДОРОВ ВАЛЕНТИН ВИТАЛЬЕВИЧ

ФЕДОРОВ ВАЛЕНТИН ВИТАЛЬЕВИЧ

Валентин Витальевич Федоров родился 23 декабря 1925 г. в с. Ломы Сретенского района Читинской области.

В Советской армии и на фронте с 1943 г. Наводчик орудия истребительно-противотанковой батареи 44-й мотострелковой бригады (1-й танковый корпус, 2-я гвардейская армия, 1-й Прибалтийский фронт).

19 августа 1944 г. младший сержант Федоров у д. Куржай (Шяуляйский район, Литва) подбил 8 танков противника. Когда орудие вышло их строя и прямым попаданием вражеского снаряда был убит командир орудия, гранатами подбил еще 2 танка.

Звание Героя Советского Союза Валентину Витальевичу Федорову было присвоено 24 марта 1945г.

С 1945 г. лейтенант Федоров В. В. – в запасе. Вернувшись в Читинскую область, работал секретарем Сретенского райкома ВЛКСМ, затем уехал в Ленинград и поступил в ЛВМУ. В 1952 г. В. В. Федоров окончил судоводительский факультет ЛВМУ и в дальнейшем длительное время работал в БМП, в Ленинградском морском торговом порту. В 1969 – 1971 гг. В. В. Федоров работал старшим штурманом Мортрансфлота. В последующие годы работал государственным лоцманом в Ленинградском морском порту.

Валентин Витальевич Федоров был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Валентин Витальевич Федоров скоропостижно скончался на лоцманском посту 3 января 1988 г. Похоронен на Красненьком кладбище Ленинграда.

В селе Ломы, в школьном музее хранятся документы, фотографии и личные вещи В. В. Федорова. В честь Валентина Витальевича Федорова было названо спасательное судно БМП «Лоцман Федоров», приписанное к Ленинградскому морскому порту.

[свернуть]
ЦОКОЛАЕВ ГЕННАДИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ЦОКОЛАЕВ ГЕННАДИЙ ДМИТРИЕВИЧ

Геннадий Дмитриевич Цоколаев родился в 1916 г. в Томске.

В 1929 году семья перебралась в Москву. Здесь он окончил ФЗО и рабфак, мечтал о профессии моряка. Учился в Ленинграде в институте инженеров водного транспорта.

В 1936 году Геннадий Цоколаев был направлен по путевке комсомола и военкомата в Ейское военно-морское училище летчиков. В 1938 после успешного окончания училища Г. Д. Цоколаев был зачислен в состав лётчиков-истребителей морской авиации Балтийского флота. Боевое крещение лейтенант Цоколаев получил во время войны с Финляндией. За мужество и доблесть, проявленные в боях с белофиннами, лётчик Цоколаев одним из первых среди балтийских моряков был награжден орденом Красного Знамени.

С июня 1941 года лётчик Геннадий Цоколаев — на фронтах Великой Отечественной войны, сражался в составе 13-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

Геннадий Цоколаев и лётчики его эскадрильи сражались над Ханко, Эзелем, Даго, Кронштадтом, Карелией и Ленинградом. К апрелю 1942 года командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка (61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) гвардии старший лейтенант Г.Д. Цоколаев совершил 309 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 6 и в группе 11 самолётов противника. Всего за годы войны произвёл более 510 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 7 самолетов противника лично и 15 в группе. Более 100 раз штурмовал он войска и технику противника, уничтожил в Балтийском море 10 катеров с экипажами, провёл 82 разведки в глубоком тылу противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Геннадию Дмитриевичу Цоколаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1944 Г.Д. Цоколаев окончил Высшие офицерские курсы при Военно-Морской академии. В конце войны — помощник командира 3 Гвардейского истребительно-авиационного полка по летной подготовке и воздушному бою, гвардии майор.

В 1958 году подполковник Г.Д. Цоколаев уволился в запас. Работал на заводе в городе Орджоникидзе (Северная Осетия), жил также в городах Кисловодске и Москве.

Геннадий Дмитриевич Цоколаев был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и медалями.

13 июля 1976 года Г.Д. Цоколаев погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен во Владикавказе.

В городе Орджоникидзе был установлен бюст Героя, в этом же городе его именем названа одна из улиц. Имя прославленного лётчика высечено золотыми буквами на памятнике в Лагерном саду города Томска.

[свернуть]
ЧИЛИНГАРОВ АРТУР НИКОЛАЕВИЧ

ЧИЛИНГАРОВ АРТУР НИКОЛАЕВИЧ

Артур Николаевич Чилингаров родился 25 сентября 1939 г. в Ленинграде.

В 1963 г. А. Н. Чилингаров окончил арктический факультет ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова. После окончания училища работал инженером-гидрологом НИИАА, был начальником дрейфующей станции «Северный полюс 19», начальником станции «Беллинсгаузен» 17-й советской антарктической экспедиции, начальником высокоширотных экспедиций «Север-25» и «Север-26», начальником Управления кадров и учебных заведений Государственного Комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. За разработку методики погрузочно-разгрузочных работ на ледовом припае Ямала был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

За успешное выполнение правительственного задания по проведению спасательной экспедиции по выводу из ледового плена НИС «Михаил Сомов», связанного со спасением полярников в труднейших условиях полярной ночи и проявленное при этом мужество и героизм, А. Н. Чилингарову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1986 г. по 1992 г. А. Н. Чилингаров – заместитель Председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, начальник Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. В 1990 г. был избран Президентом Ассоциации советских полярников (ныне Ассоциация полярников). Руководитель научной экспедиции на атомном ледоколе «Сибирь» к Северному полюсу и Трансконтинентального перелета «ИЛ-76» в Антарктиду.

Указом Президента России от 10 января 2008 г. «за мужество и героизм, проявленные во время погружения на дно Северного Ледовитого океана» А. Н. Чилингаров был удостоен звания Героя Российской Федерации.

С 1993 г. А. Н. Чилингаров является депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избирался заместителем Председателя Государственной Думы первого и второго созыва.

Член-корреспондент Российской академии естественных наук А. Н. Чилингаров награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями. В 2002 г. А. Н. Чилингарову было присвоено звание «Почетный профессор ГМА».

Артур Николаевич Чилингаров живет и работает в Москве.

[свернуть]
ЧИСТОВ ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЧИСТОВ ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Геннадий Николаевич Чистов родился 20 октября 1931 г. в Ленинграде.

Трудиться начал с октября 1948 г. учеником моториста в БМП. В 1949 – 1952 гг. плавал кочегаром, матросом 2-го и 1-го класса на пароходах «Свирь», «Хасан», «Имандра». В качестве рулевого аварийной партии принимал участие в спасении экипажа бельгийского теплохода «Жан Мари», затонувшего в декабре 1951 г. в Балтийском море. Был награжден значком «Почетному работнику морского флота».

В 1952 г. окончил курсы штурманов малого плавания, в 1955 г. – дальнего плавания. В 1956 г. Г.Н. Чистов окончил судоводительский факультет ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова. В 1953 – 1966 гг. плавал третьим, вторым и старшим помощником капитана на пароходах «Имандра», «Колпино», «Пярну», теплоходах «Челюскинец», «Кировск» БМП. С 1966 г. работал капитаном на теплоходах «Бобруйсклес», «Абаканлес», «Коммунарск», «Краснодон» БМП.

В марте 1980 г. Г.Н. Чистов был направлен в ЧССР для оказания помощи в организации морского пароходства. Плавал капитаном на теплоходе «Бланик», совершая рейсы с грузом руды и никеля в Индию, Африку и на Кубу, внеся значительный вклад в развитие экономики социалистического содружества.

За выдающиеся достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и большие успехи в повышении эффективности использования транспортных средств Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1981 г. капитану Г.Н. Чистову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С декабря 1981 г. работал заместителем начальника БМП по безопасности мореплавания. С 1987 г. Г.Н. Чистов трудился капитаном-наставником службы безопасности мореплавания БМП. Неоднократно выезжал в загранкомандировки для выполнения ответственных заданий.

Г.Н. Чистов был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «В память 250-летия Ленинграда», «Ветеран труда», а также медалями ГДР и Республики Куба.

Г.Н. Чистов умер в 2004 году.

[свернуть]
ШЕСТАКОВ АРХИП АНДРЕЕВИЧ

ШЕСТАКОВ АРХИП АНДРЕЕВИЧ

Архип Андреевич Шестаков родился 3 марта 1924 г. в д. Лямцы Онежского района Архангельской области.

Окончил два курса Архангельского морского техникума. Летом 1942 г. добровольно пошел в РККА. После нескольких месяцев учебы младший лейтенант Шестаков в 1943 г. был направлен на фронт.

25 июня 1944 г. взвод 158-го гвардейского стрелкового полка (1-й Прибалтийский фронт) под командованием гвардии младшего лейтенанта А. А. Шестакова в числе первых переправился через р. Западная Двина в районе деревни Балбечье (Витебская область). Взвод Шестакова штурмом овладелестакова в числе первых переправился через р. его лейтенант1 вражескими траншеями, причем А. А. Шестаков лично уничтожил 18 немецких солдат и офицеров. Это дало возможность основным силам полка вовремя форсировать водную преграду. 2 июля взвод Шестакова участвовал в штурме Полоцка. Дрались за каждый дом, каждую улицу. К концу дня взвод вышел на северную окраину города. Здесь А. А. Шестаков получил тяжелое ранение.

За умелое командование взводом в бою, за беспримерное мужество и стойкость, гвардии младший лейтенант Архип Андреевич Шестаков 22 июля 1944 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1946 г. лейтенант А. А. Шестаков ушел в запас. В 1952 г. окончил гидрографический факультет ВАМУ им. адм. С. О. Макарова. До 1959 г. работал начальником речной изыскательской партии в Якутии. С 1959 г. работал в Ленинградском речном училище.

Архип Андреевич Шестаков был награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени и многими медалями.

А. А. Шестаков умер 16 февраля 1989 г. и похоронен в Ленинграде.

[свернуть]
ЩЕТИНИНА АННА ИВАНОВНА

ЩЕТИНИНА АННА ИВАНОВНА

Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 г. во Владивостоке (станция Океанская).

В 1929 г. А.И. Щетинина окончила судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Трудовую деятельность А.И. Щетинина начала плавая учеником, матросом, а после 1929 г. – третьим, вторым и старшим помощником капитана на пароходах «Ламут», «Коряк», «Эскимос», «Орочан» на Дальнем Востоке. На капитанский мостик впервые поднялась в 1935 г. (пароход «Чавыча»). В 1938 г. А.И. Щетинина стала первым начальником Владивостокского рыбного порта и вскоре была направлена на учебу в ЛИИВТ.

С первых дней Великой Отечественной войны, приняв командование пароходом «Сауле», совершала ответственные рейсы на Балтике. В сентябре 1941 г. А.И. Щетинина была направлена в ДВГМП. Суда под ее командованием («Карл Либкнехт», «Родина», «Жан Жорес») ходили через Тихий океан к берегам США и Канады. Во время войны с Японией пароход «Жан Жорес» участвовал в десантной операции на Южном Сахалине.

С ноября 1945 г. А.И. Щетинина работала ассистентом на судоводительском факультете ЛВМУ и одновременно заканчивала прерванную войной учебу (оканчивает заочное отделение судоводительского факультета ЛВМУ). В 1950 г. А.И. Щетинина получила звание доцента и вскоре была назначена начальником судоводительского факультета. В летние месяцы А. . Щетинина работала в БМП в качестве капитана судов «Днестр», «Псков», «Белоостров», «Аскольд», «Менделеев», «Баскунчак». С 1960 г. А.И. Щетинина в течение многих лет проработала в ДВВИМУ им. адм. Невельского доцентом, начальником кафедры управления судном и его технической эксплуатации. В 1977 г. А.И. Щетинина перешла на работу в ДВМП капитаном-наставником службы безопасности мореплавания.

За большие заслуги в развитии морского транспорта, подготовке высококвалифицированных кадров и в связи с 70-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1978 г. капитану-наставнику А.И. Щетининой присвоено звание Героя Социалистического Труда.

А.И. Щетинина была награждена двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За победу над Японией». В 1978 г. А. И. Щетинина была удостоена звания почетного гражданина г. Владивостока.

25 сентября 1999 г. А.И. Щетининой не стало. На Морском кладбище Владивостока на средства судоходных компаний и портов первой в мире женщине – капитану дальнего плавания – Анне Ивановне Щетининой установлен памятник. В 2006 г. мысу в Амурском заливе Японского моря было присвоено название «мыс Щетининой».

[свернуть]
ГОРБАЧЕВ АНАТОЛИЙ ИЛЬИЧ

Горбачев Анатолий Ильич (1935 – 1993). Капитан тралового флота, Герой Социалистического труда (1988), лауреат Государственной премии СССР (1979).

Анатолий Ильич родился в селе Кянда Онежского района Архангельской области на берегу Белого моря в крестьянской семье. В 1953 г. он окончил Архангельскую рыбопромышленную школу, получил специальность «штурман малого плавания» и был зачислен матросом на траулер. Через год он был назначен третьим, вскоре и вторым помощником капитана траулера. В 1962 г. А.И. Горбачев был назначен капитаном траулера. Без отрыва от производства в 1968 г. Анатолий Ильич окончил Архангельский рыбопромышленный техникум в 1968 г. и в 1983 г. ЛВИМУ имени адмирала Макарова.

За период его работы на траулере «Певек» с 1970 г. судно является признанным лидером соцсоревнования среди промысловых судов Северного бассейна. В 1976 г. экипаж траулера «Певек» выступил инициатором соревнования «За достойное выполнение 9-й пятилетки». По итогам Всесоюзного смотра за эффективное использование промыслового флота страны из 39 судов лучшим был признан «Певек». За повышение эффективности и качества работы Анатолий Ильич Горбачев в 1979 г. был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. В 1981-1990 гг. Анатолий Ильич Горбачев командовал траулером «Виктор Миронов», и в 1984-1985 гг. успешно освоил новые районы промысла в Тихом океане.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1988 г. за достижение наивысших результатов по добыче рыбы и производству рыбной продукции капитану траулера «Виктор Миронов» Горбачеву Анатолию Ильичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1990 г. Анатолий Ильич Горбачев ушел на заслуженный отдых. В марте 1993 г. он вернулся на флот и работал на траулерах «Виктор Миронов» и «Карпогоры».

А.И. Горбачев был награжден орденами Ленина (1988), Октябрьской Революции (1982), Трудового Красного Знамени (1977), медалями, в том числе медалью «За трудовое отличие» (1966). Он был награжден почетным знаком «Отличник соцсоревнования Министерства рыбного хозяйства», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1970), Почетной грамотой Министерства рыбного хозяйства (1987). Несколько лет Анатолий Ильич признавался лучшим капитаном тралового флота. А.И. Горбачев неоднократно избирался депутатом Архангельского областного Совета народных депутатов.

Анатолий Ильич Горбачев скончался 18 ноября 1993 г. и был похоронен в Архангельске на Жаровихинском кладбище.

Его имя носит рыболовное судно в траловом флоте, в селе Кянда Онежского района, на родине капитана, была  установлена мемориальная доска.

 

 

 

[свернуть]