Буеристы на защите Ленинграда
В начале ноября 1941 г. Невская губа покрылась сплошным льдом. Однако это не должно было помешать судам и кораблям под проводкой ледоколов переходить по Морскому каналу из Ленинграда в Кронштадт и обратно.
Зима 1941/42 года была лютой. Побережье Невской губы в районе Стрельни было занято немцами и возникла угроза появления немцев на фарватере Морского канала. Немцы по ночам подходили к Морскому каналу, пробивали во льду лунки и минировали фарватер. Для ликвидации этой угрозы было решено в клубе Водник» из числа бывших яхтсменов организовать специальный отряд и вооружить его буерами. Отряду была поручена охрана Ленинграда с западной стороны. В отряде использовались разнотипные буера – «площадки», но большие. Чаще всего гафельные с кормовым рулевым коньком. На решетке, огражденной поставленной на ребро доской. Умещалось по 8 – 10 матросов с пулеметом. Ходили буера группой по три буера в группе. Водителями буеров были известные яхтсмены А. Мацкевич, А. Кукин, Н. Ермаков, П. Круглов, Э. Бодров, В. Тайнов, В. Качергин, М. Сороченков, А. Лодкин, Е. Лодкин, В Иванов, В. Титов.
Рейды на буерах сразу же дали хорошие результаты. Буера на большой скорости носились по Морскому каналу, следили за берегом, занятым фашистами, доносили об обнаружении лунок на фарватере канала, куда потом доставляли минеров с глубинными бомбами. На буерах доставляли также людей, продовольствие и боеприпасы на зимовавшие во льду баржи ПВО. Из воспоминаний командира Отряда зимней обороны В. Чудова: «В декабре 41-го, например, разведчики на буере за полтора часа обследовали целый район залива, который лыжники смогли бы обойти за восемь часов» .
В марте 1943 г., когда уже на заливе стал таять лед, командованию потребовалось провести разведку береговой обороны, системы укреплений, расположений огневых точек и постов наблюдения фашистов. Из воспоминаний Я. Ельникова: «Выполнение этого сложного задания взял на себя лейтенант Ермаков. В разведку вышли буер и аэросани. Люди были одеты в белые халаты и вооружены пулеметами и автоматами. Тонкий лед прогибался, потрескивая под буером. Каждое мгновенье разведчики могли оказаться подо льдом, но это не смущало Ермакова. Буер шел со скоростью не менее 70 километров в час. Следом мчались аэросани. Начался сильный снегопад. Видимость резко уменьшилась. Чтобы шумом аэросаней не привлечь к себе противника, Ермаков оставил их на месте, а сам на буере, бесшумно, словно тень, на большой скорости подошел к вражеским укреплениям. Противник обнаружил аэросани и открыл по ним огонь, а лейтенант Ермаков, пользуясь плотным снегопадом , пошел вдоль берега, засекая и нанося на карту огневые точки и укрепления немцев.. В конце концов немцы обнаружили разведчиков и открыли интенсивный огонь по буеру. Осколками мины разорвало парус и расщепило мачту буера. Одно неверное движение шкотами могла все погубить. И Ермаков вложил в управление буером все свое спортивное мастерство, вырвал его из огня противника и бережно привел его в базу. Командование получило богатые сведения о противнике». Буера оставались на «вооружении» вплоть до полного снятия блокады.
Соревнование по буерному спорту
Может возникнуть вопрос: «А какая связь между Николаем Михайловичем и нашим учебным заведение?». Все очень просто. Вот краткая биография Николая Михайловича.
Николай Михайлович Ермаков родился 3 января 1910 г. в Петербурге.
После окончания школы заводского ученичества Николай Михайлович работал модельщиком на Балтийском заводе, на заводе «Электрик», в артели «Модельщик» и все свое свободное время отдавал парусному спорту. В 1935 г. Н.М. Ермаков становится инструктором физкультуры добровольных спортивных обществ «Спартак» и «Пищевик». В 1939 г. Ермаков выиграл гонку первенства ВЦСПС по классу Л-4. В первенстве участвовало 100 экипажей от 24 ДСО.
В 1941 г. Н. М. Ермаков окончил Высшую школу тренеров при Государственном институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.
Великую Отечественную войну Николай Ермаков встретил на катере «ЗК-40» на рейде пограничных островов советско-финской границы в должности помощника командира катера. Уже в июле 1941 г. Николай Михайлович Ермаков вступил в командование катером «ЗК-40». До 1945 г. Ермаков командовал этим катером в навигацию, а когда Финский залив сковывался льдом, то управлял буером. Только за навигацию 1944 г. катер «ЗК-40» совершил более 50 выходов в море, иногда длившихся несколько суток. Окончание войны капитан-лейтенант Ермаков Н.М. встретил командиром тральщика на Балтике. Капитан-лейтенант Ермаков Н.М. был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды; медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Окончилась война, и Николай Михайлович становится капитаном учебного моторно-парусного судна Ленинградского Высшего военно-морского пограничного училища.
В 1952 г. с 19 июля по 3 августа в Хельсинки проходили XV Летние Олимпийские игры. В составе Олимпийской команды был мастер спорта по парусному спорту Николай Михайлович Ермаков.
В 1963 – 1972 гг. Николай Михайлович работал инструкторам водной станции, преподавателем кафедры физической культуры ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова.
Всю свою жизнь заслуженный тренер РСФСР по парусному спорту Николай Михайлович Ермаков посвятил парусному спорту. И недаром воды Финского залива бороздит яхта «Николай Ермаков».
Яхта «Николай Ермаков»