Действие выпускников нашего учебного заведения в составе Ладожской военной флотилии

25 июня 1941 г., в день вступления Финляндии в войну с Советским Союзом, народный комиссар Военно-морского Флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов отменил приказ от 20 мая 1941 г. о переформировании Ладожской военной флотилии в Военно-морскую учебную базу на Ладожском озере. Ладожская флотилия должна была приступить к выполнению обязанностей военного соединения.
8 сентября 1941 г. фашистские войска прорвались к Шлиссельбургу и Ленинград оказался блокированным с суши. Финские войска подошли к реке Свирь. С 12 сентября 1941 г. снабжение Ленинграда было организовано по Ладожскому озеру начала действовать Дорога жизни.
Значительная часть личного состава Ладожской военной флотилии была сформирована из моряков Балтийского морского пароходства. Капитаны пароходства К. Е. Александров (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1930 г.), И. Т. Евдокимов, Б. В. Елизаров, Н. И. Протасов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1928 г.) стали командирами канонерских лодок, тральщиков и транспортов. Отличными боевыми командирами показали себя штурманы БМП С. В. Ефремов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1931 г.), Ю. А. Магула, М. П. Рупышев (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1934 г.), Н. П. Седов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1930 г.), Ф. Л. Ходов.
24 июля 1941 г. на Сортавальском направлении был образован Северный отряд флотилии, задачей которого было поддержание связи между частями 167-й стрелковой дивизии и кораблями флотилии, а также прикрытие отхода наших пехотных частей и не давать противнику захватывать отдельных островов в нашем тылу. В состав Северного отряда входили тральщики ТЩ-100 и УК-4, бронекатер БК-97, пять катеров типа КМ, шхуны «Учеба» и «Практика», разъездной катер ЗИС. Командовал Северным отрядом капитан-лейтенант Я. Т. Салагин. Тральщиком УК-4 командовал старший лейтенант Михаил Павлович Рупышев. Местом базирования отряда был выбран остров Валаам. 24 июля 1941 г. отряд вышел в озеро. С этого дня началась боевая деятельность Северного отряда.
Прибыв в район Сортавальских шхер, корабли отряда приступили к несению дозорной службы с целью не дать противнику перебросить свои войска, артиллерию, минометы на прибрежные острова. Кроме этого, корабли отряда должны были обеспечить регулярную доставку войскам боеприпасов, продовольствия, а также эвакуацию гражданского населения из районов Лахденпохья – Сортавала.
С каждым днем обстановка в шхерах усложнялась. Так, например, в заливе Хиденселька на тральщике УК-4, обстрелянном с островов, занятых противником, был разбит пулемет, получено много пробоин в бортах и в надстройке тральщика, в тральных буях оказалось более 200 пулевых пробоин.
Однажды тральщик УК-4, под командованием старшего лейтенанта М. П. Рупышева подошел, на глазах противника, к небольшому причалу на берегу острова Риеккалансаари и снял, находившиеся на острове в окружении, группы раненых бойцов и медицинских работников 168-й стрелковой дивизии.
На рассвете 31 июля 1941 г. командир шхуны «Практика» капитан-лейтенант П. Ф. Ваганов обнаружил переправляющихся с острова на плотах и лодках под прикрытием артиллерии и минометов группы противника и вступил с ними в бой, несмотря на то, что имел на вооружении лишь один пулемет. Командир тральщика УК-4 старший лейтенант М. П. Рупышев, зная о слабом вооружении шхуны, поспешил на помощь. Неожиданное появление тральщика УК-4 заставило противника перенести огонь на него. Тогда командир тральщика ТЩ-100 П. Г. Каргин бросился на помощь товарищам.
Пытаясь выйти из зоны обстрела прямой наводкой артиллерии крупного калибра противника, УК-4 и «Практика» повернули на выход из залива, но при этом оказались беззащитными мишенями. Спасти положение мог только ТЩ-100, который маневрируя в узком проливе, заставил противника перенести огонь на себя, тем самым помог УК-4 и «Практике» выйти их зоны обстрела. Однако результаты боя были тяжелыми – на ТЩ-100 и УК-4 были убитые и раненые. В ТЩ-100 попало пять снарядов: в рубку, мостик, машинное отделение, было выведено из строя рулевое управление, повреждена радиостанция. Смертельное ранение получил комиссар отряда В. Ф. Брушковский и два тяжелых ранения получил командир отряда капитан-лейтенант Я. Т. Салагин.
В командование отряда вступил старший лейтенант М. П. Рупышев.
В апреле 1942 г. БМП и Ленинградский морской порт направили на Ладогу группу специалистов – капитанов, диспетчеров и механизаторов. В их числе были: Л. А. Оглоблин (выпускник ЛИИВТ, преподавал в конце 40-х годов в ЛВМУ на кафедрах теории механизмов и машин и деталей машин, эксплуатации морских перевозок), И. И. Ефимов, В. И. Кончаев (выпускник судомеханического отделения Ленинградского морского техникума 1923 г.), К. И. Мейке (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1933 г.), А. Мельников, Е. М. Парфенов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1929 г.),, А. А. Симаков (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1931 г.), Н. М. Ступина, А. А. Сысоев, Н. А. Фафурин (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1924 г.).
В конце ноября 1942 г. заканчивалась навигация. В ночь на 13 декабря моряки флотилии получили приказ командования на перевозку войск и боевой техники для Ленинградского фронта. Был сформирован отряд для плавания в ледовых условиях. В отряд вошли четыре канонерские лодки – «Нора» (командир — капитан 3 ранга Павел Иванович Турыгин (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1929 г.), «Селемджа» (капитан-лейтенант М. А. Гладких), «Бира» (капитан 3 ранга Александр Макарович Лаховин (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1931 г.), «Бурея» (капитан 3 ранга А. Ф. Тулумбасов); три транспорта – «Вилсанди» (командир – капитан 2 ранга М. О. Котельников), «Шексна» (капитан-лейтенант И. Т. Евдокимов), «Чапаев» (старший лейтенант И. В. Дудников)4 два буксира – «Гидротехник» (капитан – Ф. М. Вялков), «Ижорец – 6» — и четыре металлические баржи. Рано утром 13 декабря 1942 г. канонерские лодки «Нора», «Бира» и буксирный пароход «Гидротехник» вышли в сторону Кабоны. Сложные гидрометеорологические условия сопровождали этот переход. Первый переход продолжался 38 часов 15 минут вместо 2 часов, затрачиваемых обычно этими же судами на чистой воде. На западный берег было перевезено 1058 бойцов. Вслед за первым караваном к перевозкам были привлечены все остальные суда, входящие в состав сформированного отряда.
Всего с 13 декабря 1942 г. 25 раз караваны кораблей отправлялись с восточного на западный берег. За это время было перевезено 38000 бойцов пополнения войскам Ленинградского фронта и 1343 тонны специальных военных грузов, в том числе вооружения. 13 января 1943 г. закончилась навигация.
Так действовала Ладожская военная флотилия в 1941 – 1942 гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: Выделены фамилии выпускников Ленинградского морского техникума (ЛМТ), Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ).