Известные выпускники учебных заведений

АЛЬБАНОВ ВАЛЕРИАН ИВАНОВИЧ

АЛЬБАНОВ ВАЛЕРИАН ИВАНОВИЧ

АЛЬБАНОВ ВАЛЕРИАН ИВАНОВИЧ

Валериан Иванович Альбанов (1882—1919) — полярный штурман, участник дрейфа на паровой шхуне «Святая Анна».
Родился Валериан Альбанов 26 мая 1882 года в городе Уфе. В 1900 году Альбанов поступил в 1-й класс мореходных классов при Санкт-Петербургском речном яхт-клубе. Летом ходил на торговых судах матросом.
После окончания училища весной 1904 года В.И. Альбанов стал штурманом второго разряда. До получения в 1908 году диплома штурмана дальнего плавания Альбанов прошёл военную службу на корабле Балтийского флота, два года служил помощником капитана в Северной морской экспедиции. На пароходе «Обь» Альбанов плавал по Енисею от Красноярска до Енисейского залива, руководил установкой вех по фарватеру, занимался лоцманской проводкой судов в Енисейском заливе. Затем год был штурманом на пароходах, совершавших рейсы из Баку в Астрахань и Красноводск.
Получив диплом штурмана дальнего плавания, Альбанов в 1908 году служил старшим штурманом на паровой яхте, ходившей между Санкт-Петербургом и портами прибалтийских стран. В 1909 году он перешёл на суда, маршруты которых проходили по северным морям. Два года был штурманом на линии Архангельск — порты Англии, а потом почти год плавал старшим помощником из Архангельска к промысловым становищам Баренцева моря.
В 1912 году В.И. Альбанов познакомился с Г. Л. Брусиловым, который предложил ему должность штурмана на шхуне «Святая Анна». Целью экспедиции Брусилова было первое под российским флагом прохождение шхуной Северо-Восточным проходом вдоль арктического побережья России и попутный зверопромысел.
«Святая Анна» вышла из Санкт-Петербурга в августе 1912 года. 28 августа (10 сентября) 1912 года шхуна отошла от Александровска-на-Мурмане (ныне Полярный), имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой. 4 (17) сентября 1912 года шхуна прошла в Карское море, но уже на следующий день проход во льдах, по которому шла шхуна, оказался закрыт. Шхуна с переменным успехом пробивалась во льдах от полыньи к полынье, но уже 27 сентября (10 октября) 1912 года стал последним днём, когда она двигалась самостоятельно. Шхуна оказалось зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45′, и под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмёрзшим судном; вместо намеченного курса на восток, судно начало продвигаться в северном и северо-западном направлении. Альбанов подробно рассказал в своём дневнике о событиях двухлетнего дрейфа, за время которого шхуну вынесло севернее архипелага Земля Франца-Иосифа. По причине длительного конфликта с Брусиловым, а также под угрозой надвигающегося голода 10 (23) апреля 1914 года Альбанов покинул зажатое льдами судно в точке с координатами 82°55′ с. ш. 60°45′ в. д и во главе группы из 11 человек начал свой переход по дрейфующим льдам к Земле Франца — Иосифа. Во время перехода двое участников (предположительно, матросы Конрад и Шпаковский — Альбанов не назвал явно их имён) оставили более слабых участников и ушли вперёд налегке, но на Земле Франца-Иосифа группа снова воссоединилась.
Во время перехода погибло или пропало без вести 9 человек. Двоим оставшимся в живых — Альбанову и матросу Конраду — удалось 9 (22) июля 1914 года добраться до мыса Флора на острове Нортбрук, где, как они знали из книги Фритьофа Нансена, были строения и запасы продовольствия. Там они стали готовиться к зимовке. 20 июля (2 августа) 1914 года к мысу подошла шхуна «Святой мученик Фока» экспедиции Г. Я. Седова, которая после зимовки на острове Гукера пришла сюда, чтобы разобрать на топливо некоторые постройки. 25 июля (7 августа) 1914 года шхуна с Альбановым и Конрадом отплыла от мыса Флора и 17 (30) августа 1914 года прибыла в посёлок Рында на Кольском полуострове.
С ноября 1914 года В.И. Альбанов работал в должности второго помощника на ледорезе «Канада», а с середины 1916 года — капитаном портового ледокола в Архангельске. Отсутствие вестей о «Святой Анне» в сентябре 1917 года привели Альбанова к нервному срыву, он был направлен в госпиталь и затем уволен с военной службы. После увольнения В.И. Альбанов работал на портовых судах в Ревеле. В 1918 году с матерью и сёстрами уехал в Красноярск и поступил на должность гидрографа Енисейской партии Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.
В 1919 году Альбанов обратился к Верховному правителю России А. В. Колчаку с просьбой об организации новой экспедиции для поиска «Святой Анны», но это обращение не имело последствий.
О смерти В.И. Альбанова существуют две версии. По одной версии, его не стало в 1919 г. в результате взрыва стоявшего на соседнем пути поезда со снарядами, по другой — он умер на станции «Ачинск-1» в 1919 г.в тифозном бараке.
В честь Валериана Альбанова названы:
• гидрографическое судно ледового класса «Валериан Альбанов»;
• мыс Альбанова на острове Гукера в архипелаге Земля Франца-Иосифа;
• остров Альбанова вблизи острова Диксон в Карском море;
• ледник Альбанова на острове Октябрьской революции в архипелаге Северная Земля.
Теплоходу Уфимского филиала Московской Государственной Академии Водного Транспорта «Речной-62» присвоено имя «Штурман Альбанов».
Валериан Альбанов и шхуна «Святая Анна» послужили прототипами штурмана Ивана Климова и судна «Святая Мария» в романе Вениамина Каверина «Два капитана».

[свернуть]
ПАНТЕЛЕЕВ (СТРОГАНОВ) АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

Алексей Иванович Пантелеев (Строганов) (13.03.1877 — ?) родился в Санкт-Петербургской губернии.

В 1902 г. А.И. Пантелеев (Строганов) окончил Мореходные классы при Санкт-Петербургском речном яхт-клубе.

В 1904 г. А.И. Пантелеев (Строганов) сдал экзамен в подпоручики по морской части. После сдачи экзамена проходил службу в штабе Заведующего командами порта Императора Александра ІІІ, служил вахтенным начальником на миноносце «Прочный».

В 1907 г. А.И. Пантелеев (Строганов) окончил обучение в Отряде подводного  плавания (первый выпуск) и был назначен помощником командира на подводную лодку «Белуга».

В 1908 г. А.И. Пантелеев (Строганов) был переведен на службу в Сибирскую флотилию (Владивосток) помощником командира подводной лодки «Осетр». В октябре 1910 г. А.И. Пантелеев (Строганов) был назначен командиром подводной лодки «Осетр». В 1913 г. он назначается командиром подводной лодки «Палтус». В 1914 г. А.И. Пантелеев (Строганов) был назначен вахтенным начальником на подводную лодку «Щука». С 9 июля 1914 г. по 2 января 1915 г. подводная лодка «Щука» была по железной дороге перевезена на Черное море и вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок подводной бригады ЧФ.

В 1915 г. А. И. Пантелеев (Строганов) служил вахтенным начальником на подводной лодке «Лосось» 4-го дивизиона подводных лодок подводной бригады ЧФ. В 1916 г. А. И. Пантелеев (Строганов) назначается командиром подводной лодки «Лосось». В 1916 – 1917 гг. он командовал подводной лодкой «Налим» 3-го дивизиона подводных лодок подводной бригады ЧФ.

22 июня 1916 г. подводные лодки «Скат» и «Налим» перебазировались в Трапезунд и откуда начали вести боевые действия у Восточного Анатолийского побережья.

В ноябре 1916 г. подводная лодка «Налим»  была переведена в 4-й дивизион подводных лодок подводной бригады ЧФ. 4-й дивизион подводных лодок обеспечивал учебный процесс филиала Учебного отряда подводного плавания (УОПП).

Старший лейтенант А. И. Пантелеев (Строганов) был награжден орденами Станислав 3-й степени (1908 г.), Анна 3-й степени с мечами и бантом (1916 г.).

[свернуть]
ПРИМЕТЫ СТАРЫХ МОРЯКОВ-ПАРУСНИКОВ

Весь день ясно, а к вечеру впервые появляются тучи, постепенно сгущаются, — можно ожидать перемены погоды и дождь.
Рано утром небо покрыто облаками, в 10 часов появляются кучевые облака, после 12 часов сгущаются и к вечеру исчезают – можно ждать хорошей погоды.
Кучевые облака к вечеру исчезают – можно ждать северной погоды и даже дождя.
Солнце заходит за стену облаков, а на небе никаких облаков не заметно – перемены погоды не ожидается.
На линии горизонта, снизу, кучевые облака громоздятся в большие горы – можно ожидать грозы.
Кучевые облака превращаются в грозовые, образуя сверху веники, а снизу – грозди, при увеличении влажности – можно ожидать града.
Днем барашки, а к вечеру сплошные кучевые облака – можно ждать ночной грозы.
Летом, при хорошей погоде, облака преимущественно слоисто-кучевые – часто в течении нескольких дней подряд можно ждать грозы.
Весной, летом, осенью, днем – отдельные облака, а к вечеру исчезающие – погода установилась ясная и сухая на длительное время.
Зимой, после ясного, безветреннего дня, все небо покрывает вуалью, низкими слоистыми облаками – можно ждать усиления мороза.
Зимой, рано утром неподвижные, перистые облака, днем – исчезающие, — можно ждать хорошей погоды.
При штиле перистые облака, надвигающиеся с запада с заметной на глаз скоростью, указывают на приближение циклона, — можно ждать через 1 – 2 дня перемены погоды, возможны осадки. Когда же при безветрии быстро надвигаются перистые облака и постепенно покрывают толстым слоем и все небо – можно с большой уверенностью ожидать дождя и снега. Ветер при таких же обстоятельствах усиливается, не изменяя направления, а барометр падает – центр циклона приближается, — после сильного ветра и осадков можно ждать штиля, а затем опять усиления ветра, но ветер дует в противоположном направлении. Небольшие кучевые облака перемещаются по направлению ветра – ветер приходит к концу, погода улучшается.
Направление движения облаков не совпадает с направлением ветра, указывает на нахождении в передней части циклона – можно ждать ухудшение погоды. Ветер дул несколько дней в одном направлении, а затем резко изменился – можно ждать перемены погоды и осадков. Ночью штиль, часа через 2 после восхода солнца начинает дуть ветер, к 12 часам ветер усиливается и к вечеру исчезает – установилась продолжительная хорошая погода.
После полудня ветер усиливается – можно ожидать осадки или шторм. Хорошо выраженные бризы – хорошая погода установилась. До полдня ветер вращается с солнцем, а после – против солнца – можно ожидать хорошей погоды.
Сильная роса предвещает сухую и хорошую погоду. Туман, появляющейся ночью в низких местах и исчезающий с восходом солнца – предвещает хорошую погоду.
Цветной круг около луны очень малого диаметра – можно ждать осадков в течение 1 – 2 дней. Круг большой белый около луны или солнца – усиление мороза.
Прозрачность воздуха – предвещает дождь.
Серебристый свет на западе после захода солнца – предвещает продолжительную хорошую погоду.
Отчетливо слышны отдаленные звуки – предвещает дождь
Заря, продолжающаяся дольше обыкновенного – можно ждать осадков.

Журнал «Море», № 106, 15 марта 1912 г., стр. 1691 – 1694.

[свернуть]
РЫДАЛЕВСКИЙ ЭРМ МИХАЙЛОВИЧ

Эрм Михайлович Рыдалевский (08.03.1885 — ?)

В 1906 г. Э.М. Рыдалевский окончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания с малой золотой медалью. В 1909 г. он окончил Курсы по подготовке к преподавательской деятельности выпускников мореходных учебных заведений при  Санкт-Петербургском училище дальнего плавания.

В 1915 г.  Э.М. Рыдалевский сдал экзамен на прапорщика по морской части и был отправлен на службу в морскую бригаду Северо-Западного фронта Морской крепости Императора Петра Великого. В 1916 г. он переводится в распоряжение начальника дивизии подводных лодок БФ. В 1916 – 1918 гг. подпоручик по Адмиралтейству Э.М. Рыдалевский служил вахтенным начальником на подводной лодке «Пескарь», штурманом подводной лодки «Вепрь». В 1918 г. Э.М. Рыдалевский окончил Офицерский класс Учебного отряда подводного плавания (последний выпуск) и был назначен флагманским штурманом дивизии подводных лодок БФ. 22 июля 1918 г. Рыдалевский Э.М. назначается командиром подводной лодки «Ягуар» Отдельного дивизиона подводных лодок БФ. С 1 февраля 1919 г. он объявляется дезертиром, так как не явился из отпуска.

В 1920 г. Э.М. Рыдалевский  служил в ВСЮР минным офицером на подводной лодке «Утка» ЧФ, в 7-й роте Севастопольского флотского экипажа.

Подводная лодка типа «Барс»

Подводная лодка типа «Барс»

 Подводные лодки «Пантера», «Змея», «Вепрь», «Ягуар», «Леопард», «Утка»

(типа «Барс»)

Водоиз-мещение

(т)

Длина /ширина

(м)

Осадка

(м)

Скорость

хода

надв/подв,

(узл)

Дальность

плавания

надв/подв,

(мили)

Глубина

погружения/

время погружения

(м/мин)

Торпедные

аппараты

(Н, К, Джевецкого)

Торпеды

(шт)

 

Мины

(шт)

 

Артиллерия

(количество/

калибр)

 

650 68/4,47 3,94 11,5/8,5 2500/90

 

50/2

 

2 Н, 2 К,

8 – Джев.

12 1 х 57 мм

1 х 37 мм

[свернуть]
СМИРНОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

СМИРНОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

Смирнов Александр Петрович (1874 – 1941). Капитан дальнего плавания.

В 1900 окончил мореходные классы при Санкт-Петербургском речном яхт-клубе. После окончания мореходных классов плавал штурманом, капитаном судна на Севере и Дальнем Востоке. Был капитаном первого в стране научно-промыслового судна «Андрей Первозванный».

С 1917 г.А.П. Смирнов заведовал лоцманской и маячной службой Кольского залива.

В 1923 г. А.П. Смирнов на пароходах «Аргунь» и «Декабрист» выполнил первые рейсы за границу.

С 1931 г. А.П. Смирнов — старший морской инспектор Балтийского управления Совторгфлота, представитель Наркомвода по закупке судов за границей.

В начале Великой Отечественной войны Александр Петрович Смирнов был капитаном теплохода «Иван Папанин», на котором погиб во время перехода из Таллинна в Кронштадт. Посмертно А.П. Смирнов награжден орденом Красного Знамени.

Его имя носили пароход и газотурбоход.

[свернуть]
ВАСИЛЬЕВ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ВАСИЛЬЕВ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Николай Яковлевич Васильев родился 25 февраля 1889 г. в семье дворника в Петербурге. С 1905 г. плавал на русских и иностранных пароходах и парусниках торгового флота. В 1908 г. окончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания с большой золотой медалью. В 1913 г. окончил двухгодичные курсы по подготовки к преподавательской деятельности в мореходных учебных заведениях. В 1916 году был произведен в прапорщики флота и был назначен начальником 8-го отряда транспортов Балтийского моря (Гельсингфорс, в настоящее время Хельсинки), а затем флаг-офицером, флаг — интендантом Штаба транспортной флотилии на Балтийском море.

21 июня 1917 г. управляющий Морским министерством В.И. Лебедев утвердил «Положение о Балтийском комитете». Балтийский комитет (Балторком) возглавил Н.Я. Васильев. «Ближайшей задачей Балтийского комитета является собрать все транспорты в одни руки, предоставив для перевозки возможно больший тоннаж» — говорил в своем докладе 7 июля 1917 г. Н.Я. Васильев.

«Тот, кто окажется без судов, останется позади всех, — говорил Н.Я. Васильев летом 1917 г., — … Народные деньги не могут служить средством для обогащения капиталистов за счет трудового морского пролетариата. Необходимо торговый флот сделать собственностью государства».

17 июля 1917 г. в Петрограде собрался Всероссийский учредительный съезд Союза моряков торгового флота. Большую роль в организации и проведения съезда сыграл Балтийский комитет. На съезде был принят устав Союза и сформулированы задачи. Союз моряков постоянно обращался к Временному правительству с требованиями не разбазаривать коммерческий флот, который остро потребуется после окончания войны.

После Октябрьской революции, пока шла война, Балторком подчинялся Центробалту. Все, что касалось  воинских перевозок: перевозка воинских частей, оружия, угля, хлеба, в первую очередь обеспечивалось Балторкомом. Кроме этих задач, с первых же дней после революции, стала борьба с саботажем на флоте и с попытками увода торговых судов за границу.

За обеспечение перехода военных кораблей и транспортных судов из Гельсингфорса в Петроград («Ледовый поход») в апреле 1918 г. Николай Яковлевич был награжден золотыми часами.

В феврале 1918 г. в ВСНХ был создан отдел водных сообщений, который через три месяца был преобразован в Главное управление водного транспорта – Главвод. Членом Верховной коллегии Главвода стал Николай Яковлевич Васильев.

В 1919 – 1921 гг. Николай Яковлевич Васильев работал управляющим морским отделом Наркомата внешней торговли; управляющим морским транспортом Республики; помощником Главного командира всех военно-морских портов реки Волги и Каспийского моря; начальником первой товарообменной Карской экспедиции; помощником начальника Центрального управления морского транспорта ( ЦУМОРа) Наркомата путей сообщения СССР; председателем комиссии Совнаркома по восстановлению Доброфлота.

В 1922 г. Николай Яковлевич Васильев становится Председателем правления только что созданного Государственного Балтийского пароходства. Возглавляя пароходство в 1922 – 1923 гг. и 1924 – 1925 гг. он приложил много сил для организации пароходства. В 1923 г. Николай Яковлевич был директором-распорядителем Госторгфлота, генеральным уполномоченным по судостроению Совторгфлота.

В 1925 г. Николай Яковлевич перешел работать заместителем председателя правления «Судотреста», в последствие – управляющим Ленинградским Судопроектом. Он принимал участие в разработке технико-экономических заданий на постройку первых советских лесовозов и теплоходов-рефрижераторов для Лондонской линии и классификатора элементов торгового судна. В 1927 г. Н.Я. Васильев работал (по совместительству) гарантийным капитаном от Судотреста на первом судне советской постройки — танкере «Грознефть».

Еще небольшой штрих деятельности Николая Яковлевича в это время. 30 мая 1925 г. состоялось официальное открытие яхт-клуба Ленинградского Губернского Совета профсоюзов. Яхт-клуб был открыт на базе Императорского Речного яхт-клуба. 15 июня 1927 г. пять наиболее прочных и мореходных яхт отправились в первый заграничный поход – в Финляндию и Швецию. В походе участвовали яхты: «Металлист» (12,5 т, постройки 1908 г.), «Рабочий» (14,6 т; 1910 г.), «Смычка» (6,7 т; 1910 г.), «Водник» (б. «Ойра»; 4,7 т; 1911 г.), «Текстильщица» (4 т; 1913 г.). Командирами назначили опытных яхтсменов, имевших большой практический стаж плавания. Все они имели звания яхтенных капитанов. Возглавил эскадру профессиональный капитан дальнего плавания Николай Яковлевич Васильев. Всего в плавании приняло участие 37 человек, причем экипажи яхт комплектовались преимущественно молодыми рабочими Ленинграда. Вечером 15 июля вернулись из похода, подойдя к стрелке Елагина острова. В 1928 году эскадра яхт под руководством Николая Яковлевича совершила второе заграничное плавание, а в 1929 — третье.

В 1930 г. по ложному доносу Николай Яковлевич был арестован и осужден коллегией ОГПУ (реабилитирован в 1955 г.). Будучи в заключении, участвовал в строительстве Беломоро-Балтийского канала. Досрочно был освобожден в 1935 г.

После освобождения из заключения Николай Яковлевич не смог вернуться на торговый флот (не имел права, так как имел судимость), поэтому работал главным капитаном прибрежного промысла треста Мурманрыба. В 1941 г. он работал старшим аварийным инспектором в Астрахани, где организовал постройку буеров и возглавил транспортную буерную бригаду для перевозки рыбы с промысла в город по льду Волги.

В 1942 году Николай Яковлевич в составе группы работников рыбной промышленности был направлен в Сибирь для освоения новых рыбопромысловых районов. В Сибире он был назначен корабельным инженером Таймырского Госрыбтреста. Работая главным инженером Игарской судоверфи, Николай Яковлевич организовал постройку 2000 рыболовных лодок своим поточно-скоростным методом со сборкой на болванках.

В 1945 – 1947 гг. Николай Яковлевич работал начальником Мурманской экспериментальной рыболовной базы. В 1947 — 1950 гг.  он стал инициатором и руководителем опытными работами по кормовому тралению.

В последующие годы Николай Яковлевич работал старшим инженером по судостроению Азовской судоверфи, главный инженер Петрозаводской судоверфи.

Помимо основной работы Н.Я.Васильев преподавал в Устьинской мореходной школе, на корабельном факультете Ленинградского политехнического института, в Мурманских мореходном техникуме и мореходном училище, в Астраханском рыбвтузе.

Николай Яковлевич редактировал журналы «Труженик моря» и «Торговый флот», «Бюллетень Судопроекта», сборник «Теория и практика судостроения». Им написаны книги «Парусный ботик» (1914 г., выдержала четыре издания), «Карская экспедиция» (1921 г.), «Морские правила и обычаи» (1937 г.), «Уход за морским деревянным судном (1939, в соавторстве с К.М. Болдыревым). Николай Яковлевич писал статьи в журналы и газеты по морским и рыбопромысловым вопросам. В 1972 г. в томе 6 сборника «Летопись Севера» была опубликована его статья «первая товарообменная Карская экспедиция».

Николай Яковлевич летом свое свободное время проводил на яхтах, а зимой – на буерах, которые сам проектировал и строил. В Невском яхт-клубе он два года заведовал Школой плавания под парусами.

Н.Я.Васильев был автором ряда новаторских разработок: нового типа рыболовного судна («композитная касатка»); сетеподъемного механизированного рола и удебной машинки; малого трала в прибрежном промысле; герметического камелька; «быстроходного» малого трала, не снижающего своего вертикального раскрытия при увеличении скорости траления; предэскизного проекта первого кормового траулера электрохода.

Капитан дальнего плавания, персональный пенсионер союзного значения Николай Яковлевич Васильев умер 23 декабря 1965 г. в Ленинграде.

[свернуть]