Командиры подводных лодок – выпускники ЛМТ
АНДРУШИС ПЕТР ПЕТРОВИЧ
Андрушис Петр Петрович (15.10.1893 – 1959) родился в с. Медведь Шимского уезда Санкт-Петербургской губернии.
П.П. Андрушис окончил Петроградское училище дальнего плавания в 1919 г. После окончания училища дальнего плавания П.П. Андрушис служил штурманом на посыльных судах «Самоед», «Невка», на плавбазе «Георгий», эскадренном миноносце «Казарский». В 1922 – 1931 гг. служил штурманом дивизиона тральщиков Балтийского моря, штурманом на тральщике «Якорь» БФ. В 1932 г. окончил Высшие специальные курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания (СККС УОПП).
После окончания СККС УОПП П.П. Андрушис служил штурманом на подводной лодке «Пантера», помощником командира подводной лодки «Змея» и «Д-3» Балтийского флота.
3 января 1934 г. П.П. Андрушис назначается командиром подводной лодки «Пантера» Балтийского флота. В 1936 г. он назначается командиром дивизиона подводных лодок 2-й бригады подводных лодок БФ.
В 1936 – 1940 гг. П. П. Андрушис преподает в Учебном отряде подводного плавания КБФ. В 1940 – 1942 гг. П. П. Андрушис командует шхуной «Бакштаг» (бывшая «Торвальдсен»).
В 1942 г. капитан 3 ранга П. П. Андрушис был уволен из РККФ и осужден на 10 лет лагерей. В 1948 г. он был восстановлен в должности и звании, и продолжил службу на той же шхуне при Ленинградском нахимовском военно-морском училище. Полностью был реабилитирован в 1959 г.
Подводные лодки «Пантера», «Змея», «Вепрь», «Ягуар», «Леопард», «Утка»
(типа «Барс»)
Водоизмещение (т) | Длина (м) | Скорость хода надв/подв,(узл) | Дальность плавания надв/подв, (мили) | Глубина погружения (м) | Торпедные аппараты (Н, К,) | Торпеды (шт) | Мины (шт) | Артиллерия (количество/калибр) |
650 | 68/4,4 | 11,5/8,5 | 2500/90 | 50/2 | 2 Н, 2 К,8-Джев | 12 | — | 1 х 57 мм 1 х 37 мм |
Владимир Леонидович Жернаков (30.12.1911 — ?) родился в Ярославле.
В 1931 г. В.Л. Жернаков окончил судоводительское отделение ЛМТ – штурман дальнего плавания.
В 1933 г. В.Л. Жернаков был призван в РККФ и направлен на учебу на СККС УОПП. После окончания СККС УОПП в 1935 г. В.Л. Жернаков назначается помощником командира подводной лодки «Щ-116» ТОФ. В ноябре 1935 г. В.Л. Жернаков назначается командиром подводной лодки «Щ-126» ТОФ.
10 июня 1939 г. капитан-лейтенант Жернаков В.Л. был снят с должности командира подводной лодки «Щ-126» ТОФ.
Водоизмещение (т) | Длина (м) | Скорость хода надв/подв,(узл) | Дальность плавания надв/подв, (мили) | Глубина погружения (м) | Торпедные аппараты (Н, К,) | Торпеды (шт) | Мины (шт) | Артиллерия (количество/калибр) |
584 | 58,7 | 14,1/8,5 | 4500/100 | 75 | 4 Н, 2 К, | 10 | — | 2 х 45 мм |
Федор Николаевич Михалкин (27.02.1907 — ?) родился в д. Полаченицы Подпорожского района Ленинградской обл.
В 1930 г. Ф.Н. Михалкин окончил ЛМТ – штурман малого плавания.
В 1935 г. Ф.Н. Михалкин призывается в РККФ и направляется на учебу на СККС УОПП. После окончания учебы в 1937 г. Ф.Н. Михалкин назначается помощником командира подводной лодки «Щ-107» ТОФ. 7 мая 1938 г. Ф.Н. Михалкин назначается командиром подводной лодки «М-27» ТОФ. В 1939 – 1942 гг. Ф. Н. Михалкин находился в запасе.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. Ф.Н. Михалкин командовал 45-мм орудием в 902-м стрелковом полку 248-й стрелковой дивизии, в 1942 – 1943 гг. служил комендантом штаба Астраханской ВМБ, в 1943 г. служил штурманом на тральщике № 896 дивизиона тральщиков ОВР СФ.
В 1944 – 1946 гг. Ф.Н. Михалкин служил начальником 464-й группы 46-го отряда мостоподъемных работ ВМФ.
Водоизмещение (т) | Длина (м) | Скорость хода надв/подв,(узл) | Дальность плавания надв/подв, (мили) | Глубина погружения (м) | Торпедные аппараты (Н, К,) | Торпеды (шт) | Мины (шт) | Артиллерия (количество/калибр) |
206 | 44,5 | 14,4/7,8 | 3380/108 | 50 | 4 Н, | 2 | — | 1 х 45 мм |
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ПАНТЕРА» И ИСТОРИЯ НАШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.
23 июля 1916 г. был подписан акт о приемке Морским ведомством подводной лодки «Пантера», которая была построена на заводе «Ноблессиер» (Ревель). 5 августа на подводной лодке был поднят торжественно военно-морской флаг России. Так началась славная история легендарного корабля военно-морского флота России – подводной лодки «Пантера».
«Пантера» была единственной подводной лодкой в мире, которая участвовала в двух мировых войнах. В 1-ю Мировую войну подводная лодка участвовала в боевых действиях на Балтике, а в во время Великой Отечественной войны – участвовала в обороне Ленинграда. «Пантера» прослужила в военно-морском флоте почти сорок лет. В 1955 г. было принято решение подводную лодку разоружить, так как ремонтировать ее было нецелесообразно. Многие предметы оборудования «Пантеры» были переданы в Центральный военно-морской музей (Ленинград).
История «Пантеры» немного связана и с нашим учебным заведением. В ноябре 1918 г. командиром подводной лодки назначили Александра Николаевича Бахтина. Обстановка на Балтике была крайне напряженной. Английский флот стоял на Ревельском рейде, готовясь к нападению на Кронштадт. 23 декабря 1918 г. «Пантера» с помощью мощного ледокола вышла из Кронштадта и направилась для производства разведки на Ревельский рейд. Погода во время перехода была ужасная. А. Н. Бахтин вспоминает: «Погода не представляла ничего утешительного. Небо было покрыто тучами. Ревел ветер, лодку качало и непрерывно заливало ледяными волнами». В 19 часов 24 декабря подводная лодка пришла на Ревельский рейд. В 22 часа командиру подводной лодки доложили о неисправности руля (лопнул левый штуртрос). Устраняли неисправность в надводном положении под постоянно обрушающимися на, работающих на верхней палубе, людей потоками ледяной воды. Выполнив задание разведки и, устранив неисправность, подводная лодка около 2 часов ночи 25 декабря легла на курс в Кронштадт. Поздно вечером «Пантера» возвратилась в Кронштадт. За этот поход, проходивший в тяжелых погодных условиях, личному составу подводной лодки командованием отряда была объявлена благодарность. Штурманом в этом походе был Д. Н. Иконников.
Дмитрий Николаевич Иконников родился в 1892 г. В 1913 году он окончил Морской корпус и получил назначение на БФ. Плавал в штурманских должностях на эскадренном миноносце «Изяслав», подводной лодке «Пантера», линейном корабле «Севастополь». В 1917 – 1918 годах Д. Н. Иконников участвовал в боях против германского флота в р-не Моонзундского архипелага и при защите Петрограда от войск интервентов. В 1920 году он был направлен на учебу в Военно-морскую академию, после окончания гидрографического факультета, был назначен на должность помощника начальника отдела компасов и мореходных инструментов ГГУ, а в 1925 году он был назначен начальником ММИ. С 1926 года по 1939 год Д. Н. Иконников, с небольшим перерывом (выполнял обязанности военпреда), работал в ГУ УВМС РККА в должности помощника начальника 2-го отдела (до 1935 года) и заместителя начальника 3-го отдела (1937 – 1939 года). При его непосредственном участии начиналось освоение производства отечественных навигационных приборов и оснащение ими строящихся кораблей. В частности, он осуществлял наблюдение за разработкой и изготовлением первых отечественных гирокомпасов. С 1939 года по 1942 год возглавлял 1-й, а затем 2-й отделы в НИИГШИ, занимаясь вопросами штурманского вооружения кораблей. С 1942 года по 1947 год Д. Н. Иконников был редактором «Записок по гидрографии». С 1947 года по 1952 год он на преподавательской работе в Военно-морской академии (начальник кафедры кораблевождения и навигационных приборов, старший преподаватель). С 1952 года по 1961 год Д. Н. Иконников преподавал в ВАМУ имени адмирала С.О. Макарова, ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова. Капитан 1 ранга, инженер-гидрограф Д. Н. Иконников умер в 1971 г.
Утром 31 августа 1919 г. подводная лодка «Пантера» (командир – А. Н. Бахтин) вышла на боевое задание из Кронштадта в район Копорской губы. После полудня подводная лодка обнаружила английский эскадренный миноносец «Виттория», шедший в сторону острова Сескар и последовала за ним. В 21 час 16 минут подводная лодка подошла незамеченной на дистанцию 4 — 5 каб. к эсминцу, стоявшему в то время на якоре. С глубины 20 м. «Пантера» выпустила по эсминцу две торпеды и потопила его. После этой атаки подводная лодка, искусно маневрируя, сумела оторваться от преследования другого английского эсминца и, пойдя под водой почти 80 миль (около 30 часов) 1 сентября благополучно возвратилась в базу. Это была первая победа подводных сил Советской России.
25 июня 1931 г. Реввоенсовет Морских сил Балтийского моря по результатам смотра подводной лодки «Пантера» объявил ее экипажу благодарность «за образцовое состояние корабля и высокие показатели в боевой и политической подготовке». В СССР ожидалось вступление большого числа новых кораблей, в том числе и подводных лодок, поэтому зимой 1931/32 годов большая часть командного состава военно-морского флота СССР была направлена на учебу. На «Пантере» в эту зиму на учебу были отправлены штурман, минер, механик и комиссар. Командир был назначен на другую подводную лодку. На «Пантере» остался лишь помощник командира – П. Д. Грищенко. Только весной пришел конец его вынужденному одиночеству.
Петр Денисович Грищенко родился 12 июля 1908 г. в г. Первомайске Одесской области. В 1931 г. окончил ВМУ им. М. В. Фрунзе, в 1932 г. – СККС, в 1935 г. ККС УОПП, а в 1940 г. Военно-морскую академию. После окончания училища П. Д. Грищенко служил вахтенным начальником на подводной лодке «Пантера» (1931 – 1932 гг.), командовал подводой лодкой «Пантера» (1932 г.), служил минным офицером на подводной лодке «Д-2», помощником командира на подводных лодках: «Д-1» (1934 г.), «Д-5» (1935 – 1937 гг.). В 1937 г. П. Д. Грищенко был назначен командиром подводной лодки «Д-5», которой командовал до 1938 г. С 1940 г. по 1943 г. командовал подводной лодкой «Л-3» КБФ. 1 марта 1943 г. подводная лодка «Л-3» («Фрунзовец») стала гвардейской. В годы Великой Отечественной войны под командованием П. Д. Грищенко было потоплено 18 кораблей и транспортов противника. С 1943 г. по 1946 г. П. Д. Грищенко проходит службу на различных должностях в штабе БФ (1943 – 1945 гг.), командует 5-м дивизионом подводных лодок БФ (1945 – 1946 гг.), служит старшим офицером ОБП штаба Южного БФ. После учебы в адъюнктуре ВМА (1946 – 1948 гг.) П. Д. Грищенко на преподавательской и научной работе в военно-морских учебных заведениях СССР. В 1958 – 1959 годах кандидат военно-морских наук, доцент, капитан 1 ранга П. Д. Грищенко руководил военно-морской кафедрой в ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова. П. Д. Грищенко умер в 1991 г.
В начале 30-х годов было решено приступить к модернизации подводных лодок типа «Барс». Первой для модернизации была выбрана «Пантера». Во второй половине 1932 г. была начата работа по разоружению подводной лодки для последующей модернизации. Весной 1935 г. работа по модернизации была полностью закончена. На лодку установили новые мощные дизеля, новую аккумуляторную батарею, новые приборы и устройства. Было заменено ограждение ее боевой рубки и был оборудован очень удобный ходовой мостик, отчего подводная лодка стала еще более мореходной. Командовать модернизированной подводной лодкой «Пантера» было поручено Петру Петровичу Андрушису.
Петр Петрович Андрушис родился 15 октября 1893 г. в с. Медведь Шимского уезда Санкт-Петербургской губернии. П. П. Андрушис окончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания. Плавал помощником капитана, капитаном на торговых судах. В 1932 г. П. П. Андрушис окончил ККС УОПП. В 1934 — 1936 гг. он командовал подводной лодкой «Пантера», в 1940 – 1942 годах командовал шхуной «Бакштаг» (бывшая «Торвальдсен»). В 1942 г. П. П. Андрушис был осужден на 10 лет лагерей. В 1948 г. он был восстановлен в должности и звании, служил на той же шхуне при Ленинградском нахимовском военно-морском училище. Реабилитирован в 1959 г. П. П. Андрушис умер в 1959 г.
Так история подводной лодки «Пантера» связала судьбы выпускника нашего учебного заведения и преподавателей нашего учебного заведения.
ЛИТЕРАТУРА
- Аммон Г. А. Морские памятные даты. Под редакцией Героя Советского Союза адмирала В. Н. Алексеева. — М., Военное издательство, 1987.
- Быховский И. А. Героическая «Пантера». – Л., Лениздат, 1959.
- Ковалев Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. М. – СПб., ЦЕНТРОПОЛИГРАФ, МиМ-Дельта, 2006.
- Словарь биографический морской. Автор-составитель В. Д. Доценко. — СПб., «LOGOS», 2000.
Сергей Иванович Романенко (3.10.1904 — ?) родился в г Санкт-Петербурге.
В 1926 г. С.И. Романенко окончил судоводительское отделение ЛМТ – штурман дальнего плавания.
В 1933 г. С.И. Романенко был призван в РККФ и направлен на учебу на СККС УОПП. После окончания учебы в 1935 г. С.И. Романенко был назначен командиром подводной лодки «Щ-132» ТОФ. С.И. Романенко командовал подводной лодкой «Л-15» ТОФ, подводной лодкой «Л-12» ТОФ.
В 1940 – 1942 гг. С.И. Романенко командовал 41-м отдельным дивизионом подводных лодок ТОФ, 6-м дивизионом подводных лодок ТОФ, 6-м дивизионом подводных лодок ТО Ф. В 1942 – 1943 гг. С.И. Романенко – начальник Отдела вспомогательных судов и гаваней ТОФ. В 1943 г. — командир блокшива «Лейтенант Шмидт». В 1943 – 1945 гг. С. И. Романенко — заместитель начальника Дальневосточного морского пароходства.
В 1945 – 1947 гг. — командир Военно-морской базы Рубецу Сахалинской военной флотилии. В 1947 – 1954 гг. С. И. Романенко служил начальником организационно-мобилизационного отдела штаба 5-го ВМФ, начальником отдела штаба ТОФ. В 1954 – 1957 гг. капитан 1 ранга С. И. Романенко служил заместителем командира УОПП ТОФ.
Водоизмещение (т) | Длина (м) | Скорость хода надв/подв,(узл) | Дальность плавания надв/подв, (мили) | Глубина погружения (м) | Торпедные аппараты (Н, К,) | Торпеды (шт) | Мины (шт) | Артиллерия (количество/калибр) |
1025 | 78 | 14,2/8,5 | 7400/154 | 75 | 4 Н, | 10 | 20 «ПЛТ» |
1 х 101 мм 1 х 45 мм |
Василий Прохорович Семиголовский (15.10.1898 – 1935) родился в д. Бор-Чокрак (д. Япунжа) Симферопольского района.
В.П. Семиголовский окончил Керченское училище малого плавания в 1916 г., Петроградское училище дальнего плавания в 1917 г., Школу мичманов военного времени в 1917 г. После окончания Школы мичманов военного времени В.П. Семиголовский был назначен вахтенным начальником тральщика № 9 БФ, а затем помощником командира посыльного судна «Бурун». В 1919 г. назначается штурманом подводной лодки «Тигр» БФ, служит флаг — секретарем коменданта Шлиссельбургской крепости. В 1920 г. В. П. Семиголовский служил штурманом надводного минного заградителя «Нарова».
В 1921 г. В.П. Семиголовский окончил Штурманский класс при Военно-морской академии. После окончания Штурманского класса он был назначен штурманом подводной лодки «Ягуар» БФ.
В 1921 г. В.П. Семиголовский был арестован, пройдя фильтрацию его реабилитируют и назначают штурманом на подводную лодку «Леопард». В 1923 – 1927 гг. В.П. Семиголовский служил помощником командира подводной лодки «Леопард», оканчивает подготовительные курсы при ВМА (1924 г.). В 1927 г. Семиголовский В.П. назначается командиром подводной лодки «Леопард».
В 1929 – 1931 гг. военмор В.П. Семиголовский служил начальником штаба отдельного дивизиона подводных лодок ЧФ. В 1931 г. – начальник штаба бригады подводных лодок ЧФ. В 1932 – 1935 гг. В.П. Семиголовский командует 3-м дивизионом подводных лодок ЧФ.
Военмор В.П. Семиголовский умер от тяжелей болезни в 1935 г.
Подводные лодки «Пантера», «Змея», «Вепрь», «Ягуар», «Леопард», «Утка»
(типа «Барс»)
Водоизмещение (т) | Длина (м) | Скорость хода надв/подв,(узл) | Дальность плавания надв/подв, (мили) | Глубина погружения (м) | Торпедные аппараты (Н, К,) | Торпеды (шт) | Мины (шт) | Артиллерия (количество/калибр) |
650 | 68/4,4 | 11,5/8,5 | 2500/90 | 50/2 | 2 Н, 2 К,8-Джев | 12 | — | 1 х 57 мм 1 х 37 мм |
Андрей Альбертович Холмквист (18.11.1901 — ?) родился в г. Астрахани.
В 1927 г. А.А. Холмквист окончил судоводительское отделение ЛМТ – штурман малого плавания.
В 1935 г. А.А. Холмквист был призван в РККФ и направлен на учебу на СККС УОПП. После окончания СККС УОПП в 1937 г. А.А. Холмквист назначается помощником командира на подводную лодку «Щ-118» ТОФ. В январе 1938 г. А.А. Холмквист назначается командиром подводной лодки «М-1» ТОФ. С июня 1939 г. по октябрь 1939 г. — командир подводной лодкой «Щ-302» КБФ.
С 1939 г. по 1955 г. капитан 1 ранга А.А. Холмквист проходил службу в УОПП – преподаватель, начальник учебного отдела Школы техников, начальник учебного отдела УОПП.
Водоизмещение (т) | Длина (м) | Скорость хода надв/подв,(узл) | Дальность плавания надв/подв, (мили) | Глубина погружения (м) | Торпедные аппараты (Н, К,) | Торпеды (шт) | Мины (шт) | Артиллерия (количество/калибр) |
206 | 44,5 | 14,4/7,8 | 3380/108 | 50 | 4 Н, | 2 | — | 1 х 45 мм |
Сергей Иванович Челпанов (07.10.1905 — ?) родился в г. Санкт-Петербурге.
В 1926 г. С.И. Челпанов окончил судоводительское отделение ЛМТ – штурман малого плавания.
В 1933 г. С.И. Челпанов был призван в РККФ и направлен на учебу на СККС УОПП. После окончания учебы на СККС УОПП в 1935 г. С.И. Челпанов назначается командиром подводной лодки «Щ-131» ТОФ. В 1936 – 1939 гг. С.И. Челпанов преподавал в УОПП. В 1939 – 1942 гг. служил редактором Военно-морского издательства. В 1942 г. С.И. Челпанов служил помощником начальника штаба 2-го отдельного дивизиона подводных лодок Владимиро-Ольгинской ВМБ ТОФ. В 1942 – 1944 гг. С. И. Челпанов преподавал в УОПП. В 1944 – 1946 гг. служил помощником флагманского историографа штаба ТОФ.
В 1946 – 1950 гг. С. И. Челпанов — младший научный сотрудник исторического отдела Главного штаба ВМФ, старший научный сотрудник военно-морского научного управления Морского Генерального штаба. В 1951 г. С.И. Челпанов окончил Военно-морскую академию. После окончания академии в 1951 – 1955 гг. преподавал в 1-м Балтийском ВВМУ, служил ученым секретарем военно-морского научного управления Морского Генерального штаба. В 1953 – 1957 гг. капитан 1 ранга С. И. Челпанов преподавал в Военно-морской академии, служил старшим офицером учебного отдела ВМА.
Водоизмещение (т) | Длина (м) | Скорость хода надв/подв,(узл) | Дальность плавания надв/подв, (мили) | Глубина погружения (м) | Торпедные аппараты (Н, К,) | Торпеды (шт) | Мины (шт) | Артиллерия (количество/калибр) |
584 | 58,7 | 14,1/8,5 | 4500/100 | 75 | 4 Н, 2 К, | 10 | — | 2 х 45 мм |
Петр Петрович Шеркшнис (20.05.1904 — ?) родился в г. Санкт-Петербурге.
В 1927 г. П.П. Шеркшнис окончил судоводительское отделение ЛМТ – штурман малого плавания.
В 1933 г. П.П. Шеркшнис был призван в РККФ и направлен на учебу на СККС УОПП. Поле окончания учебы в 1935 г. П.П. Шеркшнис был назначен помощником командира подводной лодки ТОФ. В октябре 1935 г. он назначается командиром подводной лодки ТОФ. В 1936 – 1939 гг. П.П. Шеркшнис командовал пл «Щ-110» ТОФ. С 1939 г. по 1945 г. П.П. Шеркшнис служил начальником ККС ПП ТОФ.
В 1945 – 1956 гг. капитан 1 ранга П.П. Шеркшнис служил на ТОФ начальником КОС, командиром УОПП 5-го ТОФ, начальником Отдела вооружения и судоремонта.
Водоизмещение (т) | Длина (м) | Скорость хода надв/подв,(узл) | Дальность плавания надв/подв, (мили) | Глубина погружения (м) | Торпедные аппараты (Н, К,) | Торпеды (шт) | Мины (шт) | Артиллерия (количество/калибр) |
584 | 58,7 | 14,1/8,5 | 4500/100 | 75 | 4 Н, 2 К, | 10 | — | 2 х 45 мм |