Памятные места на Балтийском море, где воевали сотрудники и выпускники нашего учебного заведения
- Условная линия в море по параллели, проходящей через город Лиепаю – морской памятник для отдания воинских почестей в память о подводных лодках, погибших в Балтийском море.
Начало Великой Отечественной войны подводная лодка «С-10» встретила под командованием капитана 3 ранга Бакунина Бориса Константиновича (командир с сентября 1939 года) в составе 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Усть-Двинске. 23 июня подводная лодка вышла в боевой поход для действий в северной части Данцигской бухты. На переходе «С-10» подверглась безрезультатной атаке немецкой субмарины «U-140». (24 июня она выпустила по советской подводной лодке 2 торпеды). 24 июня «С-10» приказано разведать подходы к Пиллау. В ночь на 28 июня с «С-10» пришло сообщение, что она имеет повреждения, не может погружаться и утром будет в Либаве (Лиепае). Поскольку город был уже в руках немцев, то подводная лодка получила приказ следовать в Усть-Двинск. Спустя несколько часов, штаб бригады принял донесение: «Терплю бедствие. Нуждаюсь в немедленной помощи». По характеру работы ключа радиста было решено, что донесение было передано с «С-10». Больше сигналов с лодки не поступало, и в базу она не вернулась. По немецким данным утром 27 июня севернее мыса Брюстерорт находившийся в дозоре сторожевик «V-307» был атакован подводной лодкой. В ответ было сброшено 4 глубинных бомбы, а вскоре к месту боя подошли тральщики, сторожевики, охотники, появление которых, возможно, было принято командиром «С-10» за погоню. Возможно, «С-10» погибла на минах в районе Либавы. К этому времени юго-западнее базы в ночь на 22 июня торпедные катера Кригсмарине (S-Boot) выставили 30 донных неконтактных мин. 22 – 23 июня в этом районе выставил 206 якорных мин тральщик «Фугас» БФ.
Вечером 31 октября 1941 г. подводная лодка «С-9» покинула Кронштадт с задачей ведения дозора у острова Эре на подходах к Ханко с целью прикрытия эвакуации базы с последующим действием в Аландском море и Ботническом заливе.
Утром 7 ноября при нахождении на грунте во время шторма подводная лодка ударами о камни повредила лопасти правого винта, вертикальные и горизонтальные рули были заклинены. Через несколько часов при безграмотном всплытии (лодка всплыла кормой к волне в 9-балльный шторм) смыло за борт командира Рогачевского С.А., вахтенного офицера Милованова и сигнальщика Дрохина. Масса воды, попавшая в лодку через открытый рубочный люк, придала подводной лодке отрицательную плавучесть, и она чуть не погибла, провалившись на глубину 56 м. К счастью, люк удалось задраить. Через 10 минут лодка всплыла, но обнаружить смытых волной людей не удалось. В отсутствие командира в командование лодкой вступил его помощник старший лейтенант Дьяков. 9 ноября «С-9» начала возвращение в базу, и 13 ноября благополучно прибыла в Кронштадт.13 ноября 1941 года «М-98» под командованием капитан-лейтенанта Беззубикова И.И. вышла в боевой поход для действия на коммуникации Таллин — Хельсинки. До меридиана острова Найссар подводная лодка должна была следовать в составе конвоя на Ханко. В ночь на 14 ноября в районе острова Кери караван попал на плотное минное поле. На минах подорвались эсминец «Суровый» и подводная лодка «Л-2».
Около 01.20 «М-98» вышла из состава конвоя, и, взяв курс на северо-запад, погрузилась. Больше ее никто не видел и не слышал. В 01.57 на кораблях конвоя в направлении «М-98» были услышаны два сильных взрыва. Вероятно, подводная лодка погибла на мине заграждения D.35 или D.46. Так же не исключена возможность гибели субмарины на плавающей мине в районе Таллина, а так же ошибка личного состава или отказ техники. На «М-98» в ее последнем походе было 18 человек.24 июня 1941 г. при возвращении с боевого патрулирования подводная лодка «С-7» (командир Лисин С. П.) была атакована двумя торпедными катерами противника. Германское радио сообщало, что «красная субмарина» уничтожена, однако лодка успешно достигла морской базы в Виндаве.
В течение 1941 года заметных боевых успехов корабль не добился, ввиду отсутствия конвоев противника в открытом море вне нейтральных территориальных вод. Зимой 1941—1942 года в условиях блокады Ленинграда команда готовила корабль к кампании 1942 года и, завершив ремонт на 45 дней раньше плана, вышла в море в составе первого эшелона подводных лодок.
Во время боевого похода 29 июня — 11 августа 1942 года лодка потопила и повредила 5 транспортов суммарным водоизмещением 11 000 брт, захватив пленных и секретные документы с картами немецких минных полей. Этот поход стал одним из самых результативных походов советской подлодки за все годы войны.
17 октября 1942 года лодка вышла в очередной боевой поход. Через три дня, 20 октября, от лодки было получено сообщение, подтверждающее выход в крейсерство в открытом море. После этого лодка перестала выходить на связь. В декабре 1942 года лодка была исключена из списков кораблей Балтийского флота. Командиру лодки, Сергею Прокофьевичу Лисину, было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1944 году, после выхода Финляндии из войны, из плена вернулись командир лодки Лисин, рулевой-сигнальщик Оленин, комендор Субботин, трюмный старшина Куница. По их словам 21 октября 1942 года шедшая в надводном положении для зарядки аккумуляторов «С-7» была обнаружена радиоразведкой и в 19.30 торпедирована финской субмариной «Весихииси» в Аландском море.
В 1998 году «С-7» была обнаружена группой шведских аквалангистов-любителей вблизи пролива Южный Кваркен в Балтийском море. - Условная линия в Финском заливе по меридиану, проходящему от Таллинна до Хельсинки – морской памятник для отдания воинских почестей в память о подводных лодках, погибших в Финском заливе.
22 июня 1941 года подводная лодка «П-2» встретила под командованием капитан-лейтенанта Попова Ивана Петровича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ораниенбауме. В сентябре 1941 года ее решили привлечь в качестве транспортной для снабжения гарнизона Ханко, но после гибели «П-1» решение отменили.
25 октября 1941 года «П-2» вышла в Нарвский залив для артобстрела береговых объектов, но в районе острова Большой Тютерс из-за дополнительного груза снарядов и неправильных действий командира подводной лодки и командира БЧ-5 не смогла удифферентоваться и погрузилась с дифферентом 25-28 градусов на нос. В результате пролива электролита началось выделение хлора, и вышла из строя часть механизмов. При всплытии «П-2» подверглась атаке самолета противника. Сброшенные им две бомбы взорвались в 5 метрах от левого борта субмарины, ранив одного человека. Подводная лодка получила 4 осколочные пробоины в легком корпусе у рубки. «П-2» легла на обратный курс. При возвращении корабль подвергся безрезультатному обстрелу береговой артиллерии противника.
В конце декабря 1941 года подводная лодка доставила из Кронштадта в блокадный Ленинград 700 тонн соляра. Несмотря на камуфляжную окраску и движение в позиционном положении «П-2» была обстреляна береговой артиллерией противника из района Петергоф-Стрельна, в результате чего получила 14 пробоин в легком корпусе.
4 апреля 1942 года на стоянке у моста лейтенанта Шмидта в Ленинграде подводная лодка получила легкие осколочные повреждения от близких разрывов авиабомб. 1 мая 1942 года «П-2» была поставлена на консервацию. С 28 июля 1942 г. по 9 апреля 1943 г. подводной лодкой командовал капитан-лейтенант Лошкарев Лев Александрович.
28 июля 1944 года лодка выведена из кампании, штат закрыт. - Полуостров Ханко.
С 26 октября по 2 декабря 1941 г. Балтийский флот проходил операцию по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. В этой операции участвовал и пароход «Майя», капитаном которого был Борис Михайлович Хирхасов (выпускник судоводительского отделения Ленинградского морского техникума 1931г.). 2 декабря пароход благополучно достиг порта Ханко. Погрузка происходила под непрерывным артиллерийским огнем. Приняв около 800 тонн боеприпасов и продовольствия, а также 3000 бойцов и командиров, в ночь на 3 декабря судно в сопровождении конвоя вышел в Кронштадт. На пути следования конвоя были установлены дополнительные минные банки. Трижды «Майя» подвергалась артиллерийскому обстрелу. В течение 40 минут пароходу пришлось следовать по узкому заминированному фарватеру под огнем фашистских батарей. На рассвете по пароходу открыли артиллерийский огонь четыре вражеские канонерские лодки, но канонерская лодка КБФ «Волга» огнем своих орудий отогнало противника. При подходе к Кронштадту судно опять подверглось обстрелу вражеской 130-миллимитровой батареи. Б. М. Хирхасов, умело маневрируя, вывел судно из зоны попадания тяжелых снарядов. 5 декабря судно прибыло в Кронштадт. В походе особо отличились первый помощник капитана М. Л. Забелло, второй помощник Э. П. Лаан, старший механик М. А. Белик, второй помощник Э. Л. Пылху, второй механик Николай Алексеевич Крылов (выпускник судомеханического отделения Ленинградского морского техникума 1932 г.).
31 октября Военный совет Ленинградского фронта приказал приступить к вывозу в Ленинград, прежде всего боеспособных войск. По расчетам штаба КБФ эвакуацию гарнизона Ханко предполагалось осуществить в течение примерно одной недели. Но вмешались разного рода обстоятельства и только в середине дня 2 декабря с Ханко улетели последние советские восемь истребителей. На переходе морем при эвакуации гарнизона было потеряно 18% эвакуированных. В результате этой операции Ленинградский фронт получил в свое распоряжение 23000 закаленных в боях бойцов и командиров с вооружением, боеприпасами и продовольствием.
В данной операции принимал участие и гису «Азимут». 18 ноября у острова Гогланд была сосредоточена группа тихоходных кораблей в составе сторожевого корабля «Вирсайтис», гидрографического судна «Азимут» , тральщиков «Дзержинский», «Менжинский», «Орджоникидзе», «Клюз», «Волнорез». На гису «Азимут» старшим помощником командира служил Герой Советского Союза, выпускник ЛИИВТ 1933 г. военный инженер 3-го ранга Андрей Георгиевич Ефремов. Командиром этой группы был назначен командир 3-го дивизиона тральщиков капитан 3 ранга Белов Д. М. Группа начала движение в 14 часов 19 ноября и через 22 часа прибыл на Ханко. Корабли приняли на борт 2060 человек из состава гарнизона. На гису «Азимут» было принято 288 человек.
Отряд в кильватерном строю вышел в 16 часов 21 ноября. В голове колонны шел «Вирсайтис» с командиром группы, за ним гису «Азимут», транспорт «Вахур», тральщики «Клюз», «Волнорез», «Менжинский», «Орджоникидзе», «Дзержинский». В 4часа утра 22 ноября подорвался и затонул тральщик «Менжинский». Общее число погибших было 290 человек.
В 5часов 45 минут 22 ноября в двух – трех милях юго-западнее банки Калбодагрунд гису «Азимут» подорвался на мине и затонул со всем экипажем и перевозимой воинской частью. - Район береговой обороны Выборгского сектора (острова Козлиный, Большой Пограничный и Долгий камень), район Койвисто (Приморск), район высадки десанта (Новый Петергоф).
В начале июля 1941 г. сложилась очень тяжелая обстановка для береговой обороны Выборгского сектора. На острова Козлиный, Большой Пограничный и Долгий камень, входящих в Выборгский сектор, фашисты неоднократно пытались высадить десант. Катера 1-го Балтийского отряда погрансудов каждый раз срывали намерения противника. В этих ожесточенных боях участвовал и Николай Михайлович Ермаков. Когда бои отодвинулись в район Койвисто (Приморск) Ермаков принял командование катером «ЗК-40».
5 октября 1941 г. катера «МО» и «КМ» высадили десант у Нового Петергофа усиленный сводный батальон матросов, старшин и офицеров. Высадкой десанта возглавлял командир ОВРа КБФ капитан 2 ранга И. Г. Святов, который находился на «ЗК-40» (командир – Ермаков). Во время высадки катер маневрировал на переменных ходах, но, несмотря на тяжелый режим работы, моторы действовали безотказно. Ермаков, как хороший лоцман, безукоризненно знал всю акваторию Невской губы, и умело управлял маневрами катера.
Зима 1941-42 года была лютой. Побережье Невской губы в районе Стрельни было занято немцами и возникла угроза появления немцев на фарватере Морского канала. Немцы по ночам подходили к Морскому каналу, пробивали во льду лунки и минировали фарватер. Для ликвидации этой угрозы было решено в клубе Водник» из числа бывших яхтсменов организовать специальный отряд и вооружить его буерами. Отряду была поручена охрана Ленинграда с западной стороны. В отряде использовались разнотипные буера – «площадки», но большие. Чаще всего использовали гафельные буера с кормовым рулевым коньком. На решетке, огражденной поставленной на ребро доской, умещалось по 8 – 10 матросов с пулеметом. Ходили буера группой по три буера в группе. Водителями буеров были известные яхтсмены А. Мацкевич, А. Кукин, Н. Ермаков, П. Круглов, Э. Бодров, В. Тайнов, В. Качергин, М. Сороченков, А. Лодкин, Е. Лодкин, В Иванов, В. Титов.
Рейды на буерах сразу же дали хорошие результаты. Буера на большой скорости носились по Морскому каналу, следили за берегом, занятым фашистами, доносили об обнаружении лунок на фарватере канала, куда потом доставляли минеров с глубинными бомбами. На буерах доставляли также людей, продовольствие и боеприпасы на зимовавшие во льду баржи ПВО. Из воспоминаний командира Отряда зимней обороны В. Чудова: «В декабре 41-го, например, разведчики на буере за полтора часа обследовали целый район залива, который лыжники смогли бы обойти за восемь часов»[1].
В марте 1943 г., когда уже на заливе стал таять лед, командованию потребовалось провести разведку береговой обороны, системы укреплений, расположений огневых точек и постов наблюдения фашистов. Из воспоминаний Я. Ельникова: «Выполнение этого сложного задания взял на себя лейтенант Ермаков. В разведку вышли буер и аэросани. Люди были одеты в белые халаты и вооружены пулеметами и автоматами. Тонкий лед прогибался, потрескивая под буером. Каждое мгновенье разведчики могли оказаться подо льдом, но это не смущало Ермакова. Буер шел со скоростью не менее 70 километров в час. Следом мчались аэросани. Начался сильный снегопад. Видимость резко уменьшилась. Чтобы шумом аэросаней не привлечь к себе противника, Ермаков оставил их на месте, а сам на буере, бесшумно, словно тень, на большой скорости подошел к вражеским укреплениям. Противник обнаружил аэросани и открыл по ним огонь, а лейтенант Ермаков, пользуясь плотным снегопадом , пошел вдоль берега, засекая и нанося на карту огневые точки и укрепления немцев.. В конце концов немцы обнаружили разведчиков и открыли интенсивный огонь по буеру. Осколками мины разорвало парус и расщепило мачту буера. Одно неверное движение шкотами могла все погубить. И Ермаков вложил в управление буером все свое спортивное мастерство, вырвал его из огня противника и бережно привел его в базу. Командование получило богатые сведения о противнике»[2]. Буера оставались на «вооружении» вплоть до полного снятия блокады.
В июле 1944 г. катер «ЗК-40» под командованием лейтенанта Ермакова нес дозорную службу в Нарвском заливе на плотном вражеском минном заграждении. Преодолевая минное поле, Ермаков заметил странные поплавки. Они были выкрашены под цвет воды, и нужно было быть очень внимательным, чтобы их обнаружить. Николай Михайлович решил выяснить, что же это такое. Подойдя вплотную к подозрительному поплавку, осторожно приподнял отпорным крюком поплавок. Ермаков сразу же убедился, что перед ним пока еще неизвестная мина-ловушка – противокатерное оружие врага. Ермаков осторожно установил границы и размеры нового минного поля и тут же доложил по радио в штаб ОВРа о своей находке.
До 1945 г. Ермаков командовал этим катером в навигацию, а когда Финский залив покрывался льдом, то управляя буером. Только за навигацию 1944 г. катер «ЗК-40» совершил более 50 выходов в море, иногда длившихся несколько суток. Окончание войны старший лейтенант встретил командиром тральщика на Балтике.
В 1963 – 1972 гг. Николай Михайлович Ермаков работал инструкторам водной станции, преподавателем кафедры физической культуры ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова.[1] В. Чудов. В разведку идут буера. Катера и яхты, 1985, № 5, стр. 6
[2] Я. Ельников. В бой – под… парусом. Пограничник, 12 октября 1985, № 80, стр. 7-8.