Участие преподавателей, сотрудников, студентов (курсантов) ГМА в минной войне на Балтике

Основная ставка на действия военно-морского флота Германии в Финском заливе была сделана на использование минного оружия. Военно-морской флот Германии и Финляндии использовал весь имеющийся арсенал морских мин – от якорных контактных периода Первой мировой войны до донных неконтактных, практически не известных нашим минерам.
Уже начиная с 12 июня 1941 г. германские корабли, предназначенные для действий Финском заливе, частично замаскированные под торговые суда, начали передислокацию в воды Финляндии и закончили передислокацию 18 июня. В 23.30 21 июня группа минных заградителей начала установку пяти минных заграждений между островом Бенгтшер и мысом Тахкуна. Постановка была закончена в 03.00 22 июня. Другая минная группа поставила четыре минных заграждения между Калбодагрунд и мысом Пакринем. Финские корабли в ночь с 21 июня на 22 июня выставили два минных заграждения в Финском заливе. На рассвете 22 июня германская авиация сбросила 25 донных мин южнее маяка Толбухин, юго-восточнее Кронштадта и между Котлином и Ленинградом. 24 июня были выставлены донные мины севернее маяка Тахкуна, в районе маяка Родшер. Только в первые три дня войны немецкий и финский флот создал минную угрозу у выходов из баз и на основных морских сообщениях КБФ. Для этой цели было израсходовано 1060 якорных ударных и около 160 донных неконтактных мин. Были выставлены минные заграждения в районе Лиепаи и Вентспилса, Соэлозунда и Моонзунда и в Ирбенском проливе. В дальнейшем противник продолжил выставление мин к северу от мыса Юминданина, где к концу августа было установлено 2828 мин и 1487 минных защитников, ряды которых находились на расстоянии 8 – 10 метров друг от друга. В ноябре 1941 г. немецкая авиация попыталась заминировать район Кронштадта. В ходе пяти операций было поставлено 29 мин. Своеобразный способ был применен немцами при минировании Ленинградского морского канала. Для минирования немцы использовали штурмботы, которые действовали парами. Первый штурмбот буксировал второй к точке минирования и при прохождении точки второй штурмбот с миной затапливался. После чего первый штурмбот возвращался на свою базу. После замерзания Кронштадтской бухты немецкие солдаты буксировали мины на санях к Морскому каналу, пробивали прорубь, и сани с миной затапливались. Всего в 1941 г. в Морской канал было сброшено около 15 мин.
Таким образом, военно-морской флот фашистской Германии и военно-морской флот Финляндии установил в Финском заливе огромное количество мин в многоярусных минно-заградительных рубежах, и залив стал непроходим для судов. В 1942 г. в Финском заливе немцами было выставлено 12873 мины в оборонительных заграждениях – между Порккала – Удд и островом Найсаар, юго-восточнее Гогланда, северо-восточнее Гогланда, западнее Сомерса, восточнее шхер Аспе, в Аландском море, были установленв минные поля возле Шепелевского маяка. В 1943 г. в районе Ленинград – Кронштадт было поставлено 144 мины, между Порккала – Удд и островом Найсаар было выставлено 7293 мины, юго-восточнее Гогланда – 1965 мин, 91 мина в районе между островом Лавенсари и Кронштаддтом. В 1944 г до конца мая были установлены минные поля (101 донная мина, 4489 якорные мины, 3009 контактные мины и 2795 минные защитники). В основном установленные минные поля простирались свыше 17 морских миль от Усть-Наровы до острова Большой Тютерс. В июне военно-морским флотом Финляндии были установлены новые минные заграждения южнее пролива Койвисто до Халли и между Сейвесте и Ино. Были усилены минные поля юго-восточнее Гогланда. После того, как Финляндия начала боевые действия против немцев, немцы выставили 1490 мин и 738 минных защитников у северного побережья Финского залива.
Советский военно-морской флот использовал минные постановки для сдерживания действий фашистских сил на Балтике (Финском заливе). Было выставлено мощное оборонительное минное заграждение в Кронштадтской бухте. Сразу, после начала войны советские корабли поставили мощное минное заграждение от Ханко до Осмуссара (2150 мин). Советские летчики сбросили первые авиационные мины в районе Флисэ в ночь с 28 на 29 июня. Всего с воздуха было выставлено 107 мин. В конце июня, начале июля советскими кораблям и авиацией минировались в основном Ирбенский пролив и Рижский залив. Немцами были обнаружены мины в районе Усть-Двинска, в районе Лиепаи. Всего в 1941 г. КБФ выставил 11978 мин и 2088 минных защитников. Суммарные потери противника на минах в 1941 г. составили 1 броненосец, 2 торпедных катера, 1 минный заградитель, 4 сторожевика и охотника за пл, 12 тральщиков, 4 корабля и вспомогательных судна и 9 транспортов (6050 брт).
В 1942 г. авиация выставила 386 мин и 82 защитника.
В 1943 г. авиация КБФ выставила 452 мины в активных заграждениях. Торпедные катера – 574 мины и 185 защитников (в основном на фарватере Котка – Хельсинки).
В 1944 г. корабли и авиация КБФ выставило большое количество мин перед балтийскими портами, в финских шхерах.
В январе 1943 г., после прорыва блокады города на суше, Военный Совет Ленинградского фронта стал готовиться к решительному наступлению наших войск с целью полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Так как для продвижения на запад на морском направлении требовалось преодоление многочисленных минных полей противника, а большая часть кораблей тральщиков к этому времени погибла, Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осаждённого города малых минных тральщиков — «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне — НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ». После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года, появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которых по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Однако когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов. Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей» поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам этого государства. Он был предназначен для прохождения судов малого водоизмещения (именно этим фарватером на заключительном этапе войны воспользовались наши подводные лодки для перехода на боевые позиции в Балтийском море в обход заминированного Финского залива). Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены. До войны основным фарватером для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР именно этот фарватер и предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов в первую очередь. Несколько месяцев мужественным балтийским минёрам пришлось «прорубать» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Враг хорошо позаботился о том, чтобы сделать свои минные поля практически неприступными. Их специально окружали небольшими минами – «минными защитниками», в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие ухищрения, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го завершилась к началу июня 1946 года. Перед открытием фарватера по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами. В результате траления был вытравлено еще несколько мин.
5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт. Окончился первый этап прорыва минной блокады Ленинграда.
В память о этом важном историческом событии дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Закон Санкт — Петербурга от 12 октября 2005 года № 555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт — Петербурге». В память о моряках, служивших на тральщиках, на Елагином острове была установлена памятная стела «Морякам тральщиков», к которой 5 июня возлагают венки. Постоянным участником этих мероприятий являются курсанты ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова.
Многие наши выпускники и сотрудники участвовали в боевом тралении на Балтике. Вспомним некоторых из них.
Веселов Семен Степанович. Окончил ВМУ в 1934 г., ККС УОПП в 1936 Капитан 2 ранга. В 1943 – 1945 гг. командовал 3-м дивизионом тральщиков КБФ.
В 1951 – 1952 гг. Семен Степанович служил преподавателем военно-морской кафедры ВАМУ им. адм. С. О. Макарова.

Момот Александр Карпович. Окончил: Военно-морское училище в 1931 г., Штурманский класс Специального класса командного состава ВМС РККА в1935 г. Капитан 1 ранга. С октября 1939 г. по май 1942 г. командовал 5-м дивизионом тральщиков БФ, в мае 1942 г. был прикомандирован к штабу ОВР ГБ КБФ. С сентября 1942 г. по сентябрь 1943 г. командовал 17-м дивизионом тральщиков ОВР Ленинградской ВМБ. Убыл на лечение. В январе — марте 1944 г. исполнял должность командира крейсера «Петропавловск». С марта 1944 г. по сентябрь 1944 г. командовал дивизионом тральщиков КБФ, с сентября 1944 г. по май 1947 г. командовал ОВР Кронштадского МОР КБФ, Северного БФ. Капитан 1 ранга. Александр Карпович был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Нахимова 2-й степени, Красной Звезды и многими медалями.
С февраля 1951 по сентябрь 1954 г. Александр Карпович Момот служил начальником организационно-строевого отдела в ЛВМУ.

Халатов Александр Васильевич. В 1934 г. окончил судоводительское отделение Ленинградского морского техникума — штурман дальнего плавания, сдал экзамен по военно-морскому делу (по приказу НК ВМФ № 260 1939 г.).
С 1939 г. по 1942 г. Халатов А.В. командовал тральщиками «Инженер» и «Т-62» КБФ. С 1942 г. по 1944 г. он командовал 2-м дивизионом тральщиков, 17-м дивизионом тральщиков Ленинградской ВМБ. С 1944 г. по 1946 г. Халатов А.В. командовал 6-м дивизионом тральщиков Рижского МОР КБФ. Александр Васильевич был награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени и медалями.
После окончания Великой Отечественной войны Александр Васильевич Халатов продолжил службу в ВМФ. С апреля 1950 г. капитан 3 ранга Халатов А. В. в запасе.

Касаткин Сергей Александрович в 1941 г. окончил ТОВВМУ им. Макарова.
В 1944 – 1945 гг. был в специальной командировке в США (Нью-Йорк) по приему тральщиков (командир тральщика). С июля 1945 г. по ноябрь 1949 г. участвовал в боевом тралении неконтактных мин на Балтийском море.
Сергей Александрович был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды; медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
С 1971 г. по 1988 г. Сергей Александрович работал старшим лаборантом заочного факультета, старшим лаборантом, начальником лаборатории кафедры судовождения, начальником АХО, старшим инженером АХО ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова.

Климов Александр Владимирович окончил ВМУ в 1934 г., ККС УОПП в 1935 г.
В 1940 – 1942 гг. А.В. Климов командовал плавбазой «Полярная звезда». В 1942 – 1943 гг. – начальник отдела плавсредств и гаваней КБФ. В 1943 – 1944 гг. А.В. Климов командовал плавбазами «Иртыш», «Смольный», «Полярная звезда». В 1944 – 1945 гг. – командовал тральщиками № 177 и № 65 КБФ.
Капитан 2 ранга Климов А.В. был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени и медалями.
В 1947 г. Александр Владимирович служил начальником ОРСО ВАМУ, а в 1947 – 1951 гг. – командиром роты в ВАМУ им. адм. С. О. Макарова.

Березин Александр Максимович в 1938 – 1941 г. учился в Гидрографическом институте Главсевморпути.
В 1941 г. был Березин А.М. был призван в РККФ. С 1941 г. по 1942 г. он воевал в составе отдельного батальона морской пехоты на Ленинградском фронте. Участник боев под Белоостровом, на Невской Дубровке. С 1943 г. по 1946 г. воевал и служил в 7-м дивизионе катерных тральщиков 1-й бригады траления КБФ. Участвовал в боевом тралении в Нарвском заливе. Командир катерного тральщика главный старшина Александр Максимович Березин был награжден орденом Отечественной войны II степени; медалями «За боевые заслуги», «Ушакова», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
В 1948 г. Березин Александр Максимович окончил гидрографический факультет ВАМУ.

Колонистов Федор Иванович в 1929 г. окончил судоводительское отделение Ленинградского морского техникума (штурман дальнего плавания), ККС УОПП в 1935 г.
С 1941 г. – по 1942 г. Ф.И. Колонистов служил помощником командира ТЩ № 879. С 1942 г. по 1945 г. командовал ТЩ № 54 КБФ.
После окончания Великой Отечественной войны Колонистов Ф. И. продолжил службу в ВМФ. В 1954 г. капитан 2 ранга Колонистов Ф. И. был уволен в запас.

Митурич Анатолий Леонидович в 1935 г. окончил судоводительское отделение Ленинградского морского техникума (вечернее отделение) в 1935 г., ЛИИВТ в 1941 г.
27 июня 1941 г. А.Л. Митурич был призван в РККФ. Служил командиром тральщика на КБФ. Демобилизован по болезни 20 июня 1946 г.
Капитан-лейтенант Анатолий Леонидович Митурич был награжден: орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
В 1946 – 1948 гг. Анатолий Леонидович работал начальником учебного отряда, старшим помощником, капитаном учебного судна «Илья Репин», старшим преподавателем кафедры морского дела в ВАМУ.

Кадыков Сергей Петрович в мае 1941 г. окончил школу связи им. А. С. Попова (Кронштадт). После окончания школы связи (май 1941 г.) служил радиотелеграфистом в Штабе ПВО КБФ.
С ноября 1941 г. по май 1942 г. С.П. Кадыков служил радиотелеграфистом отдельной радиороты ПВО КБФ. С мая 1942 г. по сентябрь 1943 г. он служил радиотелеграфистом в 55-й ОСБР Ленинградского фронта. С сентября 1943 г. по ноябрь 1947 г. Кадыков С.П. служил радиотелеграфистом в 14-м отдельном дивизионе бронесудов 43-й армии Ленинградского фронта, радиотелеграфистом тральщика «Т-469» 4-й бригады траления (Ломоносов) ОВР КБФ.
Сергей Петрович Кадыков был награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
С 1980 г. по 1990 г. Сергей Петрович Кадыков работал комендантом УГ-2, лаборантом в лаборатории ускоренным методов обучения Курсов иностранных языков ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова.

Прядилов Владимир Сергеевич в 1949 г. окончил ТОВВМУ, в 1955 г. Ленинградское мореходное училище, в 1960 г. ЛГУ. Доцент, капитан дальнего плавания.
С июня 1941 г. по июль 1942 г. Прядилов В.С. служил штурманским учеником на ледоколе «Ермак» (Ленинград). С июля 1942 г. по октябрь 1942 г. он был слушателем Курсов подготовки младших лейтенантов КБФ (Ленинград). С октября 1942 г. по июнь 1943 г. Прядилов В.С. служил командиром группы на ледоколе «Волынец» (Ленинград). С июня 1943 г. по февраль 1944 г. он служил командиром группы сигнальщиков эскадренного миноносца «Опытный» (КБФ, Ленинград). С февраля 1944 г. по август 1944 г. Прядилов В.С. служил командиром группы сигнальщиков ТЩ-100 8 ДТЩ 2 бригады траления (КБФ, Ораниенбаум). В августе 1944 г. он поступил в ВВМУ им. Фрунзе, а затем был переведен в ТОВВМУ.
Владимир Сергеевич Прядилов был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «Адмирал Ушаков», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
В 1994 г. Владимир Сергеевич Прядилов работал доцентом кафедры управления судном в ГМА им. адм. С. О. Макарова.

Особо хотелось бы остановиться на биографии Юрия Михайловича Сухорукова.
Сухоруков Юрий Михайлович родился 31 июля 1926 г. в Ленинграде. В 1952 г. он окончил ЛГУ, в 1955 г. ВВМУ.
С февраля 1942 г. Сухоруков Ю.М. – боец-водопроводчик 1-го аварийно-восстановительного полка МПВО г. Ленинграда. В 1943 г. – «воспитанник» (сын полка) 8-го дивизиона катерных тральщиков КБФ (Ленинград), с июля 1943 г., по исполнении 17 лет, добровольно был зачислен старшим краснофлотцем (мотористом) на КТЩ «МИ-8» 8-го дивизиона катерных тральщиков КБФ, (Ленинград). В июле 1944 г. служил мотористом КТЩ-25, командиром КТЩ-954. С мая 1945 г. по 1950 г. Сухоруков участвовал в боевом тралении на Балтике.
Старшина 2 статьи Юрий Михайлович был награжден орденами и медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «Адмирал Ушаков», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
С 1959 г. по 1978 г. капитан 1 ранга Юрий Михайлович Сухоруков служил командиром курсантской роты, начальником ОРСО ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова.
В Санкт-Петербурге был создан Объединенный Совет ветеранов охранно-водных районов и бригад траления Балтийского флота, ныне Совет ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море. Первым руководителем Совета был избран Юрий Михайлович Сухоруков, капитан I ранга в отставке, участник разминирования Финского залива, с его помощью удалось ликвидировать 500 подводных мин.
Юрий Михайлович Сухоруков ушел из жизни в июле 2010 года.