Участие сторожевых катеров, малых охотников в защите Ленинграда

Сторожевые катера малых охотников действовали в составе Истребительного отряда катеров Охраны водного района КБФ. На начало войны отряд насчитывал 1479 человек личного состава. Штаб отряда базировался в Таллинне. Основной задачей отряда было действие в дозорах и охранении конвоев в Финском заливе.
4 июля 1941 г. сторожевые катера малые охотники заминировали выходной фарватер порта Хельсинки. Неоднократно малые охотники атаковали фашистские подводные лодки. 28 августа последним советским кораблем, покинувшим Таллинн, был сторожевой катер малый охотник КМ-280. На этом катере уходил в Кронштадт начальник штаба КБФ контр-адмирал Ралль Ю. Ф. Во время Таллиннского перехода катера отряда отбивали атаки немецкой авиации, расстреливали плавучие мины и спасли более 1500 человек, оказавшихся в воде. Отряд потерь не имел и по прибытии в Кронштадт вошел в состав Истребительного отряда катеров Охраны водного района в Кронштадте.
Дозорная служба кораблей ОВР в восточной части Финского залива осенью 1941 года охватывала часть Финского залива от мыса Сейвястё на восток до банки Каменная (Невская губа). Эта часть залива была разбита на два района – восточный и западный.
В восточном районе было развернуто 13 круглосуточных линий корабельных дозоров, расположенных вокруг острова Котлин и на запад до меридиана мыса Сейвястё. Восточные дозоры поддерживались артиллерией кронштадтских фортов, звеном катеров малых охотников, стоявших в базе в 15-минутной готовности к выходу, и звеном самолетов МБР-2. Для поддержки дозоров в районе Морского канала с 25 сентября 1941 года выделялись два катера малых охотника с местом нахождения в его огражденной части, а с 29 сентября в связи с тем, что из района Стрельна — Новый Петергоф стали проникать на плавсредствах вражеские диверсионные группы, в ночное время на фарватере у Петергофского буя выставлялись базовый тральщик и два малых охотника. Для несения дозорной службы использовались малые охотники, сторожевые и рейдовые катера. Сторожевые катера малых охотников осуществляли также противолодочную, противокатерную и противовоздушную оборону конвоев, прикрытие их дымовыми завесами от огня береговой артиллерии противника. Всего осенью 1941 года было проведено 37 конвоев. В этот же период силы и средства ОВР КБФ трижды эскортировали подводные лодки из Кронштадта до точки их погружения на Западном Гогландском плесе.
Весной и летом 1942 года наиболее активному воздействию противника подвергались фарватеры на коммуникации Кронштадт — Лавенсари, по которым выводились из Финского залива в море подводные лодки, осуществлялись морские перевозки. Подходы к фарватерам охраняли дозорные корабли. Они оказывали эффективное противодействие противнику. Дозорам пришлось вести ожесточенные бои с торпедными и сторожевыми катерами противника, отражать многочисленные атаки его самолетов. Только за май и июнь 1942 года катерники отразили 36 атак с воздуха, в которых участвовало 504 самолета противника. Но во всех случаях экипажи малых охотников вели себя стойко и мужественно.
Отражая многочисленные атаки авиации, катера малые охотники сбили и повредили более 20 немецких самолетов. В кампанию 1942 года катера малые охотники осуществляли также проводку конвоев из Кронштадта на острова Сескар, Лавенсаари и обратно. Всего в 1942 году было проведено 50 конвоев общим составом 259 боевых кораблей и судов. С этой целью малые охотники совершили 78 выходов в море.
Наряду с боевым тралением, несением дозорной службы, проводкой эскортов и конвоев Истребительному отряду ОВР приходилось решать и задачи наступательного характера.
После эвакуации гарнизона Ханко и оставления острова Гогланд выдвинутой вперед маневренной базой Краснознаменного Балтийского флота в Финском заливе до осени 1944 года был остров Лавенсари (Мощный), расположенный в 140 километрах западнее Кронштадта. Лавенсари был последним пунктом на советской земле, из которого направлялись в Балтийское море подводники. Отсюда выходили корабли и катера ОВР, чтобы встретить на Гогландском плесе подводные лодки, возвращавшиеся из боевых походов.
Зимой 1942/43 года ОВРовцы активно участвовали в ремонтных работах, усиленно занимались боевой и политической подготовкой, несли боевую службу в системе зимней обороны острова Лавенсари. 14 апреля 1943 года сторожевые катера малые охотники первыми в Кронштадтском морском оборонительном районе вступили в боевую кампанию 1943 года. В мае 1943 года малые охотники участвовали в 3 боевых операциях: по прорыву минных заграждений противника у острова Гогланд, поиску и установлению дозоров противника и по демонстративным действиям катеров малых охотников у побережья противника. Базируясь на бухту Батарейная и остров Сескар, катера малые охотники несли дозорную службу на ФВК в Финском заливе. Находясь на линиях дозоров, катера отразили многочисленные налеты вражеской авиации. Боевые походы продолжались вплоть до поздней осени, на базу морские охотники возвращались лишь для дозаправки горючим и получения запаса продовольствия или для того, чтобы переждать сильный шторм. Всего в летнюю кампанию 1943 года катерами малыми охотниками были потоплены 3 катера и сбиты 2 самолета противника. Осенью 1943 года сторожевые катера малые охотники отправились на зимовку в Ленинград. Экипажи катеров не только несли патрульную службу на городских улицах и охраняли стратегические объекты, но и помогали рабочим ремонтировать свои катера. Осенью 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО отправился на зимовку в Ленинград.
Экипажи катеров не только несли патрульную службу на городских улицах и охраняли стратегические объекты, но и помогали рабочим ремонтировать свои катера.
Весной 1944 года для сторожевых катеров малых охотников Истребительного отряда катеров ОВР Островной военно-морской базы Кронштадтского морского оборонительного района КБФ открылась новая боевая навигация. С 12 по 16 июня 1944 года, выполняя боевую задачу командования по обеспечению траления у берегов противника в районе острова Бьёрке и мыса Лайвисто в Финском заливе, малые охотники под систематическим огнем береговых батарей противника, умело прикрывали дымовыми завесами катера и катерные тральщики. 16 июня 1944 года противник выслал 25 самолетов Ю-88 для уничтожения советских катерных тральщиков. Умело организованный заградительный огонь сторожевых катеров малых охотников и поставленная дымовая завеса, надежно прикрыли тралящие катера от атак воздушного противника, который беспорядочно сбросил бомбы, не причинив вреда тральщикам и морским охотникам.
20 — 25 июня 1944 года малые охотники принимали участие в Бьёркской десантной операции Краснознаменного Балтийского флота по захвату островов Бьёркского архипелага (ныне острова Берёзовые в Финском заливе) в ходе Выборгско-Петрозаводской операции. В ночь на 20 июня 1944 года отряд катеров (10 сторожевых катеров МО, 7 катеров-тральщиков, 14 торпедных катеров) высадил усиленную стрелковую роту из состава 6 отдельного полка морской пехоты КБФ на остров Нерва в 16 милях к западу от Бьёркского архипелага. Противника на острове не оказалось. Этот остров был выбран в качестве исходного пункта для дальнейших действий флота. Там была спешно организована круговая оборона, установлены береговая батарея (3 орудия 45-мм) и 6 пулеметных дзотов, оборудованы инженерные препятствия. Стремясь вернуть важный остров, финское командование уже днём 20 июня направило к нему отряд кораблей (миноносцы, тральщики, десантно-артиллерийские суда, торпедные катера). Малые охотники при появлении кораблей противника решительно вступали в бой с превосходящими силами противника, свои огнем и умелым маневрированием наносили по противнику удары, оттесняя противника от острова Нерва, чем обеспечили успех боевой операции. Противник отказался от высадки десанта на остров Нерва, однако затем остров подвергался частым бомбардировкам, вокруг него до середины июля 1944 года регулярно происходили морские бои. В течение боевой кампании 1944 года малые охотники неоднократно выполняли задания по проводке караванов судов, несли дозорную службу.
3 октября 1944 года управление Истребительного отряда КМОР было расформировано. Так закончилась история защиты Ленинграда сторожевыми катерами малыми охотниками.
Сотрудники нашего учебного заведения воевали на малых охотниках, защищая Ленинград. Вот некоторые военные их биографии.

Черных Петр Павлович (1918 – 1994). Родился в с. Загорье Верховинского района Кировской области.
С октября 1939 г. по июнь 1941 г. служил старшиной комендоров дивизиона пограничных катеров отряда специального назначения НКВД (полуостров Ханко). С июня 1941 г. по декабрь 1941 г. служил старшиной комендоров дивизиона катеров морских охотников при ВМБ полуострова Ханко. С декабря 1941 г. по октябрь 1944 г. служил командиром отделения комендоров 5-й КДСКА «МО» Островного морской обороны района КБФ (о. Эзель). С октября 1944 г. по апрель 1946 г. служил старшиной комендоров ОВР Клайпедской ВМБ (Клайпеда).
Черных Петр Павлович был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды; медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
С 1963 г. по 1991 г. Черных П.П. работал старшим лаборантом, мастером производственного обучения, учебным мастером ВМК ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова, ГМА им. адм. С. О. Макарова.

Сытин Виктор Леонидович (1919 – 2006). Родился 15 июня 1919 г. в Туле.
Окончил 2-х годичные Курсы офицеров-механиков КБФ в 1953 г.
25 ноября 1938 г. по комсомольскому набору пошел служить в ВМФ. Из автобиографии В. Л. Сытина: «В период Великой Отечественной войны служил матросом-мотористом на катерах ОВРа истребительного отряда. Участвовал во всех проводимых операциях по
защите Ленинграда. Был дважды ранен (28 августа 1941 г. на Таллиннском переходе и 17 сентября 1942 г. при высадке десанта) и контужен».
Сытин В.Л. был награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
С 1956 г. по 1989 г. В.Л. Сытин работал учебным мастером станочной лаборатории, лаборантом кафедры высшей математики, лаборантом кафедры судовых паровых двигателей и вспомогательных механизмов, учебным мастером, заведующим лабораторией ВМК, инженером НИО ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова.