Участие ученых и сотрудников ЛИИВТ в работе по обеспечению победы в Великой Отечественной войне и восстановлению разрушенного хозяйства речного транспорта Советского Союза

В тяжелейшие годы жизни города на Неве с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года многие ученые-преподаватели Ленинградского института инженеров водного транспорта практическими делами, выполняли производственные и образовательные задачи применительно к условиям военного времени, проводили научные исследования, результаты которых оказывали реальную помощь в период военных действий, так и в послевоенный период.
Находясь в эвакуации в Москве, Горьком, Белом Яре и других городах страны, ученые и сотрудники ЛИИВТ наряду с выполнением основной задачи — подготовки кадров для речного транспорта, трудились для фронта, выполняя заказы военных организаций и задания оборонного значения. По мере освобождения наших территорий они занимались восстановлением и монтажом установок и оборудования, группа ученых-портовиков помогала восстанавливать разрушенные войной речные и морские порты страны Советского Союза.

Посмотреть в глаза и глаз не отвести,
Уставать, шагать,и снова уставать,
Память, дай мне воли до конца тебя нести,
Память, дай мне силы ничего не забывать.

Роберт Рождественский.

Арнольд Леонид Владимирович

АРНОЛЬД ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ
(1904 — 1970)

Арнольд Леонидович Владимирович

доктор наук, профессор, заведующий кафедрой паровых котлов, затем кафедрой теплотехники и термодинамики, декан судомеханического факультета (СМФ).

Л.В. Арнольд всю блокаду и войну находился в Ленинграде, работал над проблемой перевода котельных установок города на местные сорта топлива.
В составе комиссии Горкома КПСС принимал участие в работе по выявлению местных топливных ресурсов, разрабатывал мероприятия по расчету и экономии топлива в Ленинграде.

[свернуть]
Калинович Борис Юлианович

КАЛИНОВИЧ БОРИС ЮЛИАНОВИЧ
(1887 — 1949)

Калинович Борис Юлианович
доктор наук, профессор, заведующий кафедрой водных путей и гидротехнических сооружений; в период Великой Отечественной войны — постоянный консультант АСО (ЭПРОН) КБФ, в/ч 81321-А.

В период блокады Ленинграда и в последующие военные годы Калинович Б.Ю. выполнил ряд научных исследований, крайне необходимых отрасли и стране в период военного времени, такие как: «Воздействие боевых взрывных источников на инженерные сооружения», «0сновы динамических расчетов инженерных сооружений при воздействии боевых взрывных источников», «Воздействие подводного взрыва на плавающий корабль и инженерные сооружения», «Влияние грунтовых условий на точность артиллерийской стрельбы», «Несколько вопросов по зимнему судоремонту», «Научное пособие по определению величины силы присоса грунта при судоподъеме и принципы общей оценки морских гидросооружений в отношении их сопротивляемости действию боевых взрывных источников энергии» и др.
Всего за период 1941-1945 г. им было написано 27 работ.
По указанным и многим другим вопросам Калинович Б.Ю. систематически консультировал работников сектора Гидросооружений и механизации ЦНИИМФ, выполнявших исследования по военным заказам.

[свернуть]
Козьмин Пантелеймон Степанович

КОЗЬМИН ПАНТЕЛЕЙМОН СТЕПАНОВИЧ
(1887 — 1946)

Козьмин Пантелеймон Степанович
доктор наук, профессор, заведующий кафедрой подъемно-транспортных машин, декан факультета механизации, в период Великой Отечественной войны – заместитель директора ЛИИВТ.

П.С. Козьмин всю блокаду находился в Ленинграде. За этот период он написал монографию по машинам непрерывного транспорта, систематически консультировал работников сектора гидросооружений и механизации ЦНИИМФ, выполнявших исследования, необходимые для фронта.
Весной 1942 г. Козьмин П.С. организовал секцию подъемно-транспортных машин в Ленинградском доме ученых. В 1942 г. секция провела несколько заседаний.
В 1944 — 45 гг. П.С. Козьмин неоднократно выезжал в Москву в Наркомат морского флота, где давал квалифицированные консультации по вопросам монтажно-восстановительных работ разрушенного хозяйства портов.
П.С. Козьмин — автор первого учебника и трехтомной монографии «Машины непрерывного транспорта», выдержавшей несколько изданий.
За плодотворный труд в период Великой Отечественной войны П.С. Козьмин был награжден орденом Красной Звезды.

[свернуть]
Городенский Николай Борисович

ГОРОДЕНСКИИ НИКОЛАЙ БОРИСОВИЧ
выпускник ЛИИВТ 1933 года, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заведующий сектором судоходных сооружений кафедры гидротехнических сооружений и конструкций ЛИВТ; в период Великой Отечественной войны — заместитель начальника Западного района водопроводной сети и начальник 2-го участка этого района г. Ленинграда, член КПСС.

В тяжелейших условиях блокады города Н.Б.Городенский работал заместителем начальника Западного района водопроводной сети Ленинграда, принимал активное участие в восстановлении сильно поврежденной в первую блокадную зиму водопроводной сети города и последующей ее эксплуатации. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также почетной грамотой Ленгорисполкома.
Н.Б. Городенский проработал в ЛИИВТ более 30 лет.

[свернуть]
Лопырев Николай Кириллович

ЛОПЫРЕВ НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ
(1913 — 1984)

Городенский Николай Борисович
выпускник ЛИИВТ, доктор наук, профессор, проректор ЛИВТ по научной работе, заведующий кафедрой судостроения и судоремонта; в период Великой Отечественной войны — главный механик и главный инженер Ленинградского судоремонтного завода «Юный водник», член КПСС.

В период Великой Отечественной войны Н.К. Лопырев работал главным механиком и главным инженером завода «Юный водник». По заданию фронта и командования военно-морского флота на заводе выполнялись ответственные заказы военного времени по переоборудованию речных пассажирских судов в военные и вспомогательные корабли военно-морского флота.
Под руководством Н.К. Лопырева осуществлялся ремонт флота СЗРП, пострадавшего от обстрелов врага при эвакуации детей и больных ленинградцев на «Большую землю» и при рейсах в осажденный Ленинград с продовольствием.
Н.К. Лопырев проявлял большую заботу о здоровье рабочих и служащих завода, лично организовывал эвакуацию в зимнее и весеннее время по «Ледовой дороге жизни»» ослабевших рабочих и студентов ЛИИВТ, находившихся на судоремонтной практике.
Н.К. Лопырев был награжден медалями: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом Знак почета.

[свернуть]
Маккавеев Владимир Митрофанович

МАККАВЕЕВ ВЛАДИМИР МИТРОФАНОВИЧ
(1896 — 1970)

Маккавеев Владимир Митрофанович
выпускник Петроградского института инженеров путей сообщения, профессор, доктор наук, заведующий кафедрой гидравлики ЛИИВТ (1938-1943 гг.), ОЛГИИВТ (1942-1944 гг.) и ЛИИВТ (1944-1966 гг.), в период Великой Отечественной войны — председатель Правления ЛОНИТОВТ.

В.М. Маккавеев принимал активное участие в оборонных и спасательных работах в осажденном Ленинграде, организовывал работы по линии ЛОНИТОВТ и ЛОСНИТО, направленные на помощь фронту и оборону города.
В.М. Маккавеевым опубликовано более 70 научных работ, многие из которых были выполнены в трудное военное время.
За разностороннюю самоотверженную работу в трудное военное время В.М. Маккавеев был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Тамберг Донат Эмильевич

ТАМБЕРГ ДОНАТ ЭМИЛЬЕВИЧ
кандидат технических наук, старший научный сотрудник, начальник сектора кафедры архитектуры и проектирования корабля; в период Великой Отечественной войны — контрольный мастер военного завода.

В период Великой Отечественной войны Д.Э. Тамберг, работая в ЦНИИ им. А.Н. Крылова, принимал активное участие в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу. По заданию командования военно-морского флота Д.Э. Тамберг вместе с группой инженеров-кораблестроителей занимался сложными расчетами деревянных кессонов для ремонта миноносцев. Эта работа оказала большую помощь фронту, так как использование деревянных кессонов способствовало сокращению ремонтного цикла военных кораблей.
В июле 1942 года Д.Э. Тамберг, как опытный инженер, был командирован в г. Тюмень для работы на военном заводе, выполнявшем ответственное задание Наркомата Обороны СССР. На этом заводе Д.Э. Тамберг работал контрольным мастером корпусного цеха, а затем старшим контрольным мастером достроечно-монтажного цеха по строительству и приемке торпедных катеров.
Д.Э. Тамберг был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Д.Э. Тамберг с 1946 г. по 1980 г. работал в ЛИВТ.

[свернуть]
Арефьев Борис Павлович

АРЕФЬЕВ БОРИС ПАВЛОВИЧ
(1910 – 1997)

Арефьев Борис Павлович
выпускник ЛИИВТ 1935 года, секретарь парткома
ЛИИВТ, директор ЦНИИВФ, ректор ЛИИВТ, профессор кафедры
СЭУ и ТЭФ ЛИВТ, член КПСС.

Б.П. Арефьев с первых месяцев Великой Отечественной войны принимал непосредственное участие в оборонных работах Ленинграда.
В июле 1941 года Б.П. Арефьев был назначен начальником эшелона по эвакуации лабораторного оборудования, ученых и сотрудников ЦНИИРФ и студентов ЛИИВТ из Ленинграда. Эвакуация осуществлялась на двух баржах по Неве, Ладожскому каналу и Свири на Волгу, в Ульяновск.
Обладая большими организаторскими способностями, добротой, находчивостью и объективной требовательностью, Б.П. Арефьев успешно осуществил отправку эвакуационного эшелона и благополучное прибытие его на «Большую землю» в назначенное место. Для продолжения очень нужной для отрасли, страны и фронта работы в военное время из блокадного города была вывезенагруппа профессорско-преподавательского состава и их семей численностью 842 человека.
В период эвакуации под непосредственным руководством Б.П. Арефьева за сентябрь месяц 1941 года научные работники совместно с рабочими переоборудовали Криушинские мастерские в базу по вооружению волжского буксирного флота и превращению их в военные тральщики. Там же устанавливали на крупные буксирные пароходы зенитные пушки и пулеметы.
В декабре1941 года Б.П. Арефьев возглавлял Государственную экзаменационную комиссию НКРФ РСФСР по выпуску инженеров-судомехаников.
Б.П. Арефьев, используя результаты научных исследовании учётных ЦНИИРФ, в 1941 и 1942 годах руководил группой специалистов, занимавшихся переоборудованием силовых установок дизельного буксирного флота речного транспорта с целью перевода работы дизелей с жидкого (дизельного) топлива на твердое (антрацит и чурку). Тем самым высвобождалось большое количество жидкого топлива для нужд фронта, т.к. дизельный буксирный флот составлял более 20% всего буксирного флота НКРФ. Указанные работы по переоборудованию силовых установок речного буксирного флота осуществлялись на заводах в Москве, Горьком, Куйбышеве, Саратове, Балакове, Казани, Перми, Новосибирске и других городах. На этих и некоторых других заводах на твердые сорта топлива были переведены все электростанции и береговые котельные.
Б.П. Арефьев в эвакуации, как директор ЦНИИРФ, руководил работой ученых по переоборудованию судоремонтных заводов и мастерских для выполнения военных заказов. Производилась отливка и обработка осколочных мин М-82, совершенствовались процессы сварки и сборки стабилизаторов авиабомб и мин, изготавливались оболочки авиабомб и ракет.
Б.П. Арефьев был награжден орденом Знак Почета и памятными медалями Великой Отечественной войны.
В группу специалистов судомеханического факультета по переоборудованию речных буксирных судов и береговых котельных входили: Брыков Степан Куприянович (1912-1969), кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой ССУ, член КПСС; Хандов Зосим Александрович (1907-1975), доктор наук, профессор, заведующий кафедрой ДВС, член КПСС; Генин Арон Борисович, кандидат наук, старший научный сотрудник, член КПСС.
Во внедрение результатов работы ЦНИИРФ по сварке и сборке стабилизаторов авиабомб и мин много труда и сил вложил Иевлев Петр Михайлович (1902-1965), член КПСС, кандидат наук, старший научный сотрудник ЦНИИРФ, доцент кафедры сварки ЛИИВТ. Петр Михайлович возглавлял бригаду научных работников и рабочих Велико — Устюгского и Лимендского судоремонтных заводов.
Об этих и других работах ученых-ленинградцев, эвакуировавшихся на «Большую Землю» в период Великой Отечественной войны, Б.П. Арефьев написал в двух статьях: «Труд ученых ЦНИИРФ в Великой Отечественной войне» (Журнал «Речной транспорт» № 5 за 1975 год); «Вклад ученых ЛИИВТ в технический прогресс на речном транспорте». (Журнал «Речной транспорт» № 6 за 1970 год).

[свернуть]
Баланин Василий Васильевич

БАЛАНИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1915 – 2004)

Баланин Василий Васильевич
кандидат технических наук, профессор, ректор ЛИВТ, заведующий кафедрой ГТСиК, член КПСС; в годы Великой Отечественной войны — руководитель сектора и заместитель начальника технического отдела Военно-восстановительного управления НКРФ СССР.

В.В. Баланин в июле 1941 года, будучи аспирантом, вместе с другими преподавателями и сотрудниками ЛИИВТ проводил подготовку к началу занятий в новом учебном году, а в августе 1941 года в связи с сокращением аспирантуры ЛИИВТ, поступил работать старшим инженером в ЦНИИМФ, где принимал участие в разработке скоростного строительства причалов на Каспийском море для приема военных грузов, поступавших в нашу страну через порты Ирана. С сентября по декабрь 1941 года работал заместителем начальника участка 1-го сектора укрепрайона Ленинграда по строительству оборонительных сооружений, участвовал в строительстве фронтового аэродрома в районе политехнического института Ленинграда.
В.В. Баланин, будучи призванным на флот, был откомандирован в распоряжение Центрального военно-восстановительного управления (ЦВВУ) Наркомречфлота СССР, где работал в начале старшего инженером Нижне-Волжского ВВУ по восстановлению портово-пристанского хозяйства Сталинграда (включая разминирование причального фронта города в 1943 году).
В дальнейшем В.В. Баланин работал начальником сектора гидротехнических сооружений, заместителем начальника технического отдела ЦВВУ. Вместе с другими специалистами он проводил разведку путевого хозяйства и гидротехнических сооружений, поврежденных во вре-мя военных действий, обосновывал технические решения по временному восстановлению сооружений для возобновления судоходства в бассейнах рек Дона, Днепра, Припяти.
В.В. Баланин участвовал в разработке проекта восстановления Запорожского гидроузла (в части судоходных сооружений).
Для обеспечения проведения специфических работ по временному восстановлению водных путей и гидротехнических сооружений В.В. Баланиным были разработаны и изданы в соавторстве технические указания: «Путевые восстановительные работы на реках в свободном состоянии» и «Восстановление гидротехнических сооружений на внутренних водных путях2.
В.В. Баланин был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Басин Абрам Моисеевич

БАСИН АБРАМ МОИСЕЕВИЧ
(1909 — 1978)

Басин Абрам Моисеевич
доктор наук, профессор, заведующий кафедрой теории корабля ЛИВТ, начальник Отдела флота ЦНИИРФ, член КПСС.

А.М. Басин в эвакуации (г. Белый Яр) в 1941-1943 годах руководил группой гидромехаников в составе: старшего инженера В.Н. Шушкина, старшего инженера В.П. Кузнецова, младшего научного сотрудника С. Я. Машкова, инженера З.В. Богдановой и техника А.Н. Светелиной (Кузнецовой). Эта группа выполняла научные исследования по повышению эффективности речных судов посредством совершенствования их обводов и движительно-рулевого комплекса.
Летом 1942 г. на Волге А.М. Басин и С.Я. Машков занимались экспериментальной работой по выявлению наиболее эффективного способа использования пассажирских пароходов для буксировки барж. Эта важная работа выполнялась с риском для жизни ученых. Проводя опытные эксплуатационные буксировки барж под бортом парохода на плесе ниже Саратова, товарищи попадали под обстрел и бомбежки с фашистских самолетов. В этой работе принимал участие В.П. Кузнецов, рекомендовавший ряд приспособлений по усилению прочности конструкции корпуса парохода.
В конце 1943 года и начале 1944 группа гидромехаников и корпусников с участием А.М. Басина оказала существенную помощь ЦТКБ при разработке плана послевоенного судостроения в отрасли. Эту работу возглавляли В.Н. Шушкин и М.Н. Брежнев. В связи с возможным близким победным окончанием войны с фашистской Германией должны были освободиться широко развернутые производственные мощности танкового моторостроения. Наркомречфлоту было предложено определить перспективу возможного использования танковых двигателей (после их модификации) в новом речном судостроении. Этот материал был использован для доклада НКФР Госплану СССР «О программе послевоенного судостроения и определения потребности танковых двигателей для транспортного речного флота».
В годы войны были выполнены и опубликованы работы: «Движение плота под действием буксирного троса». (ЦНИИРФ, 1942); «Выбор выгодных элементов гребных колес при модернизации движительной установки буксирного судна». «ЦНИИРФ, 1942); «Об одном новом приближенном методе расчета ламинарного пограничного слоя». (Доклады АН СССР, 1943); «Устойчивость на курсе и управляемость несамоходного судна». «ЦНИИРФ, 1944); «Выбор выгодных обводов несамоходных судов». (ЦНИИРФ, 1944); «К теории идеального кавитирующего движителя». (ДАН СССР, 1945) и др.
А.М. Басин был награжден медалью «3а доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Бирюков Юрий Петрович

БИРЮКОВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ
(1892 — 1957)

Бирюков Юрий Петрович
профессор, заведующий кафедрой технологии металлов ЛИИВТ,
декан СМФ (1935 — 1940 гг.).

Ю.П. Бирюков в эвакуации наряду с большим объемом работ по подготовке специалистов-инженеров судомеханического профиля в ОЛГИИВТ руководил научными исследованиями, направленными на обеспечение наших войск оружием высокого качества.
Ю.П. Бирюков занимался модификацией сплавов, созданием способов получения высококачественного чугуна, переводом промышленных печей на дрова и торф, разработкой сплавов-заменителей.
В военный период Ю.П. Бирюковым был выполнен ряд специальных заданий, за которые он был награжден двумя почетными грамотами НКРФ СССР, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Бланк Соломон Павлович

БЛАНК СОЛОМОН ПАВЛОВИЧ
(1899 – 1987)

Бланк Соломон Павлович
кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики водного транспорта, профессор-консультант кафедры, член КПСС; в годы Великой Отечественной войны – старший научный сотрудник ЦНИИРФ.

С.П. Бланк в период эвакуации в с. Белый Яр в 1942-1943 гг. в составе бригады научных сотрудников ЦНИИРФ принимал активное участие в комплексном исследовании по транспортному освоению малых рек Сибири для вывоза хлеба из глубинных районов страны и доставке топлива в промышленные города. В результате проведенных исследований была показана высокая эффективность освоения малых рек Сибири, обоснованы объемы и состав грузопотоков, оптимальные типы судов и составов.
Несколько позже С.П. Бланк участвовал в аналогичном комплексном исследовании по освоению реки Большой Иргиз в Европейской части СССР. Выводы и рекомендации указанных исследований имели научную ценность, были реализованы на практике и изданы. В издательстве «Речной транспорт» монографии «Опыт технико-экономического обоснования габаритов судового хода на внутренних водных путях» и «Технико-экономические схемы транспортного освоения рек Чумыш и Б. Иргиз».
В 1943 году в Москве, куда ученые ЦНИИРФа были переведены из Белого Яра, под руководством С.П. Бланка было выполнено комплексное исследование по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта Днепровского бассейна.
С.П. Бланк в 1944 году принимал непосредственное участие в составлении первого послевоенного пятилетнего плана развития речного транспорта страны. В годы войны С.П. Бланком совместно с другими научными работниками была разработана «Методика экономического обоснования рациональных габаритов судового хода на внутренних водных путях».
С.П. Бланк был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Бобков Николай Владимирович

БОБКОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(1890 — 1964)

Бобков Николай Владимирович
директор ЛИИВТ (1930-1937 и 1944-1959 гг.), декан факультета ВПиП ЛИВТ (1959-1960 гг.), доцент кафедры портов и гидротехнических сооружений ЛИВТ (1959-1964 гг.), член КПСС; в период Великой Отечественной войны — начальник Московско-Окского бассейнового управления пути НКРФ.

Н.В. Бобков был первым директором ЛИИВТ. Под его руководством был создан институт, который за 7 лет дал водному транспорту около 1500 инженеров различных специальностей.
Великая Отечественная война в жизни Н.В. Бобкова была второй войной. Первой была гражданская, в которой доброволец Красной Армии Н.В. Бобков сражался, будучи военкомом Южного и Юго-Западного фронтов.
Большой практический опыт Н.В. Бобков приобрел, работая заместителем начальника Управления водных путей Волжского и Донско — Кубанского бассейнов, а позднее — заместителем начальника Центрального управления водных путей НКРФ.
В период ВОВ по распоряжению НКРФ Н.В. Бобков был назначен начальником Псковского бассейнового Управления пути, где работал над выполнением заказов оборонного значения по реконструкции и восстановлению разрушенного войной хозяйства речного транспорта.
После реэвакуации ЛИИВТ из Горького Н.В. Бобков с 1944 по 1959 год работал директором ЛИИВТ, решая задачи в том числе и восстановления здания института, сильно пострадавшего от артобстрелов и пожаров в период блокады города, отдавая все свои силы, знания и богатый опыт делуподготовки высококвалифицированных инженеров для речного транспорта.
Н.В. Бобков был награжден орденом Знак Почета (1943 г.), медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1944 г.).

[свернуть]
Горелейченко Виктор Капитанович

ГОРЕЛЕЙЧЕНКО ВИКТОР КАПИТОНОВИЧ
(1879 — 1959)

Горелейченко Виктор Капитанович
первый советский управляющий заводом «Электросила», помощник академика Г.О. Графтио по реализации плана ГОЭЛРО, профессор кафедры электротехники ЛИИВТ; в период Великой Отечественной войны — декан механического факультета ОЛГИИВТ, после войны – заведующий кафедрой электротехники ЛИИВТ.

В.К. Горелейченко, как и ряд других преподавателей ЛИИВТ, вначале Великой Отечественной войны был эвакуирован сначала в Белый Яр, а затем в Горький, где был образован объединенный институт ОЛГИИВТ. В объединенном институте В.К. Горелейченко исполнял обязанности профессора кафедры электротехники и был избран деканом меха-нического факультета; в 1944 году он был переведен в ЛИИВТ заведующим кафедрой электротехники.
В тяжелые военные годы профессор В.К. Горелейченко постоянно заботился об улучшении качества обучения студентов, накопленный им богатый практический опыт и широкие научные знания нашли отражение изданных конспектах лекций по электрооборудованию подъемно- транспортных механизмов, по синхронным машинам и коллекторным двигателям. Эти и другие работы послужили в дальнейшем основой известного учебника «Электрооборудование судов и предприятий речного флота», написанного проф. В.К. Горелейченко в соавторстве.
В.К. Горелейченко был награжден медалью «За доблестный труд Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Гуревич Илья Михайлович

ГУРЕВИЧ ИЛЬЯ МИХАЙЛОВИЧ
(1911 – 1999)

Гуревич Илья Михайлович
выпускник СМФ ЛИИВТ 1938 года, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии судостроения и судоремонта ЛИВТ, член КПСС; в период Великой Отечественной войны — директор Невского судостроительно-судоремонтного завода СЗРП.

И.М. Гуревич в 1939 году был назначен директором Шлиссельбургого СРЗ (в последствии переименованного в Невский СРЗ), где и застала его Великая Отечественная война.
С самого начала Великой Отечественной войны Шлиссельбургский завод стал основной базой Ладожской военной флотилии, где кроме озерных буксирных судов СЗРП, переоборудованных в военные корабли, ремонтировались канонерские лодки, минные заградители и сторожевые корабли.
После того, как фашистские войска прорвали нашу оборону и заняли село Ивановское, заводу пришлось эвакуироваться на Северную Двину в село Кузино Северного ЦУРФ.
С октября 1941 года в эвакуации Шлиссельбургский завод выпускал мины М-82. Военная продукция выпускалась заводом до середины 1944 г.
В начале 1943 года после прорыва блокады Ленинграда для оказания помощи фронту на заводе было собрано 107 тыс. рублей на строительство боевого самолета. В ответ на этот дар рабочих на завод поступила благодарственная телеграмма И.В. Сталина: ТЕЛЕГРАММА Шлиссельбургскому (Невскому ССРЗ) СРЗ «Великий Устюг» (Кузино). Директору завода, тов. Гуревичу, Секретарю партбюро тов. Прокопьевой, Председателю завкома тов. Зайцеву, Секретарю комитета ВЛКСМ тов. Осиевой. Прошу передать рабочим, инженерно-техническим работникам, служащим судоремонтного завода Наркомречфлота, собравшим 107 000 рублей на строительство самолета, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
И.М. Гуревич в трудных военных условиях руководил реэвакуацией и восстановлением завода в освобожденном Шлиссельбурге (Петрокрепости).
За успешный выпуск боеприпасов для фронта директор завода И.М. Гуревич в 1944 г. был награжден орденом Красной Звезды.

[свернуть]
Долголенко Анатолий Александрович

ДОЛГОЛЕНКО АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1904 – 1988)

Долголенко Анатолий Александрович
доктор технических наук, заведующий кафедрой подъемно-транспортных машин ЛИИВТ; в период Великой Отечественной войны — декан двух факультетов ОЛГИИВТ.

А.А. Долголенко в период Великой Отечественной войны, будучи в эвакуации в городе Горьком, участвовал в работах, необходимых для фронта. А.А. Долголенко занимался переоборудованием речных барж для ускоренной разгрузки перевозимых по Волге грузов. В содружестве с Горьковским речным портом им проводились работы по установке ленточных транспортеров и транспортеров системы Амосова на речные баржи. Это позволило ускорить обработку флота в портах и более маневренно использовать перегрузочные средства.
А.А. Долголенко, выполняя обязанности декана двух факультетов ОЛГИИВТ, участвовал в разборе завалов разрушенных зданий после бомбежек, очистке города от снега, в разгрузке речных барж и заготовке дров для отопления института.
А.А. Долголенко был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Дормидонтов Николай Константинович

ДОРМИДОНТОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
(1891-1975)

Дормидонтов Николай Константинович
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой архитектуры и проектирования корабля ЛИВТ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член КПСС.

Работая в городе Горьком в Объединенном Ленинградском и Горьковском институте водного транспорта, Н.К. Дормидонтов выполнил важную научную работу по склеиванию деревянных конструкций судов битумом. Эта работа была применена при строительстве сторожевых катеров (морских охотников).
За успешное внедрение результатов работы на практике Н.К. Дормидонтов был награжден Наркомречфлотом ценным подарком. Плодотворная учебная, научная, воспитательная и общественная деятельность Н.К. Дормидонтова отмечена Правительством медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Заморуев Владимир Михайлович

ЗАМОРУЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
(1905 — 1983)

Заморуев Владимир Михайлович
доктор технических наук, профессор заведующий кафедрой технологии металлов ЛИИВТ, член КПСС; в период Великой Отечественной войны – заместитель начальника цеха Кировского завода.

Перед началом Великой Отечественной войны В.М. Заморуев работал на Кировском заводе в должности заместителя начальника ЦЗЛ. В 1941 г. им была защищена кандидатская диссертация.
В блокадную зиму 1941 — 1942 гг. В.М. Заморуев работал над вопросами производства высококачественной стали для военной техники. Находясь на казарменном положении, в этот период он жил непосредственно в одной из лабораторий ЦЗЛ.
В 1942 г. В.М. Заморуев с группой сотрудников Кировского завода был откомандирован на Уралмашзавод, где работал до 1945 г. старшим инженером, а затем начальником исследовательского бюро. С 1949 года В.М. Заморуев работал в ЛИВТ.
В.М. Заморуев был награжден орденом Знак Почета, медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Ирхин Александр Петрович

ИРХИН АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ
(1908 – 1990)

Ирхин Александр Петрович
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой организации перевозок (в дальнейшем кафедрой управления судоходством), декан ИЭФЛИИВТ, член КПСС; в период Великой Отечественной войны — начальник центрального отдела перевозок Наркомречфлота СССР.

А.П. Ирхиным были впервые разработаны с учетом требований военного времени Правила и График движения флота. В 1944 году Александр Петрович выпустил «Пособие по применению графика движения судов и технического плана работы Флота». Внедрение разработанных методов технического планирования работы флота и портов способствовало сокращению сроков доставки грузов для фронта и тыла и лучшему использованию речного флота, приводящих к снижению транспортных издержек. В годы войны А.П. Ирхин проводил большую работу по линии НТО ВТ, будучи председателем ревизионной комиссии.
За успешное выполнение заданий советского правительства и командования Красной Армии А.П. Ирхин был награжден орденом Красной Звезды (1943 г.), медалями: «За оборону Москвы» (1944 г.) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Казанцев Анатолий Михайлович

КАЗАНЦЕВ АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
(1914 – 1990)

Казанцев Анатолий Михайлович
выпускник эксплуатационного факультета ЛИИВТ 1938 г., член КПСС, аспирант ЦНИИРФ, декан ИЭФ, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой организа-ции труда, профессор консультант ЛИВТ.

В первые месяцы Великой Отечественной войны А.М. Казанцев принимал участие в упаковке и погрузке оборудования научных лабораторий института при эвакуации из Ленинграда в с. Белый Яр на Волге.
В период эвакуации в с. Белый Яр в 1941-1942 гг. А.М. Казанцев в составе межведомственной группы научных сотрудников работал над созданием, опытной сплоткой и буксировкой безтакелажных плотов, что обеспечивало существенную экономию металла.
А.М. Казанцев в 1942-1943 гг. совместно с научными сотрудниками ЦНИИРФ участвовал в проведении изысканий по транспортному освоению малых рек Сибири; позже разрабатывал предложения по восстановлению речного транспорта в Днепровском бассейне.
А.М. Казанцев был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Колмогоров Родион Ионович

КОЛМОГОРОВ РОДИОН ИОНОВИЧ
доцент кафедры водных путей, кандидат технических наук, доцент кафедрыводных путей и портов ЛИВТ,
член КПСС; в период Великой Отечественной войны – начальник службы управления речных путей Иртышского бассейна.

В годы Великой Отечественной войны Р.И. Колмогоров руководил и непосредственно занимался обслуживанием обстановки путевого хозяйства Иртышского бассейна, протяженностью около 3 тыс. километров, выполняя важные задания военного времени. По Северному морскому пути с востока на запад шли караваны со стратегическим оборудованием и материалами. Эти караваны подвергались нападению немецких подводных лодок. Особенно часто нападения совершались в районе северной оконечности острова Белого.
По заданию военно-морского командования для предотвращения возможности нападения немецких подводных лодок на наши караваны работниками Иртышского Бассейнового управления пути была установлена специальная судоходная обстановка на южном побережье острова Белого, и караваны пошли более безопасным новым маршрутом через пролив Малыгина.
Под руководством Р.И. Колмогорова выполнялись и другие важные задания оборонного значения. В том числе обеспечение судоходных путей для транспортировки древесины для оружейных заводов; вывозка по реке Таре из прилегающих сельских районов запасов зерна и масла; доставка огромного количества нерудных строительных материалов для потребностей авиационной промышленности, созданной в Омске; доставка каолина на шаландах для изготовления огнеупоров на металлургических заводах.
За выполнение важнейших заданий в военное время Р.И. Колмогоров был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Крашенинников Всеволод Георгиевич

КРАШЕНИННИКОВ ВСЕВОЛОД ГЕОРГИЕВИЧ
(1907 — 1983)
кандидат географических наук, доцент кафедры экономики и планирования водного транспорта, декан ИЭФ ЛИИВТ; в период Великой Отечественной войны — начальник отдела транспортного флота Ленского пароходства НКРФ.

В.Г. Крашенинников в 1930 г. окончил Ленинградский политехнический институт. В период с 1935 по 1941 г. он работал в ЛИИВТ старшим преподавателем и деканом ИЭФ.
Великая Отечественная война застала В.Г. Крашенинникова в г. Якутске, куда он был направлен по распоряжению НКРФ в учетно-финансовый отдел транзитного флота Ленского речного пароходства.
Обладая обширными теоретическими знаниями и богатым опытом, В.Г. Крашенинников внедрял новые формы финансирования судов, вызванные военным временем, что способствовало ускорению доставки грузов фронту и промышленным предприятиям, перебазировавшимся в Восточную Сибирь.
В этот же период В.Г.Крашенинников преподавал в речном техникуме, Якутском пединституте и работал над кандидатской диссертацией, которую защитил в 1946 году, получив ученую степень кандидата географических наук.
В период Великой Отечественной войны В.Г. Крашенинниковым была написана статья «Новый порядок финансирования судов транспортного флота», которая была опубликована в 1942 г. в газете «Ленский водник».
После реэвакуации ЛИИВТ в г. Ленинград В.Г. Крашенинников работал доцентом кафедры экономики и планирования водного транспорта и деканом ИЭФ, передавая свои знания и опыт молодому поколению, обеспечивая качественную подготовку инженеров-экономистов для водного транспорта.
За выполнение ответственной научно-педагогической и практической работы в период Великой Отечественной войны В.Г. Крашенинников был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а позднее медалью «За трудовую доблесть».

[свернуть]
Ляхницкий Валериан Евгеньевич

ЛЯХНИЦКИЙ ВАЛЕРИАН ЕВГЕНЬЕВИЧ
(1885 — 1960)

Крашенинников Всеволод Георгиевич
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой портов, действительный член Академии архитектуры и строительства, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член КПСС.

В.Е. Ляхницкий, будучи в эвакуации в городе Горьком, в ОЛГИИВТ выполнил ряд научных работ, оказавших большую помощь народному хозяйству в тяжелые военные и послевоенные годы. Разработал и внедрил в практику «Условия работы портов в военное время», «Устойчивость работы портов и восстановление портовых сооружений» и др.
В.Е. Ляхницкий был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1943 г.) и Знак Почета (1944 г.), медалью «За доблестный трудв Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Машков Сергей Яковлевич

МАШКОВ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ
(1906 — 1979)
научный сотрудник ЦНИИРФ, проректор ЛИИВТ по АХЧ, член КПСС.

С.Я. Машковв в период Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации на Волге в составе группы специалистов ЦНИИРФ, занимался переоборудованием Алексеевских судоремонтных мастерских в базу по перевооружению волжского буксирного флота в военные тральщики. Под руководством С.Я. Машкова на крупные буксирные пароходыустанавливались пушки и пулеметы. Летом 1942 года Сергей Яковлевич на Волге участвовал в эксперименталь-ных работах по выявлению наиболее эффективного способа использования пассажирских пароходов для буксировки барж.
С.Я. Машков был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Самойлович Платон Александрович

САМОЙЛОВИЧ ПЛАТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ
кандидат технических наук, доцент кафедры подъемно-транспортных машин ЛИВТ;
в период Великой Отечественной войне — главный инженер и зам. начальника монтажно-восстановительных Управлений ММФ СССР.

П.А. Самойлович в начале войны находился в Ленинграде и трудился на заводе Подъемно-транспортного оборудования им. Кирова, который выполнял военные заказы. С сентября 1941 по март 1942 года П.А. Самойлович работал на этом заводе токарем и изготавливал детали мин.
С марта 1942 года до конца войны Ц.А. Самойлович в должности главного инженера и заместителя начальника монтажно-восстановительного управления (Черноморско-Азовского и Балтийского) Министерства морского флота занимался монтажом кранового оборудования Архангельского и Мурманского портов, восстанавливал Мариупольский, Ростовский и Одесский порты, а также порты Балтикив том числе Калининградский, Ленинградский и др.
За эту работу П.А. Самойлович был награжден орденом Знак Почета и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной двойне 1941- 345 гг.».

[свернуть]
Семанов Николай Афанасьевич

СЕМАНОВ НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ
(1897 – 1991)

Семанов Николай Афанасьевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой гидротехнических сооружений, профессор-консультант кафедры гидротехнических сооружений ЛИВТ (с 1973 года).

Великая Отечественная война стала в жизни Н.А.Семанова второй войной. Первой была гражданская: с декабря 1918 по февраль 1921 года он прошел путь от рядового бойца до командира отдельной саперной роты.
В годы Великой Отечественной войны Н.А.Семанов, будучи в эвакуации в городе Горьком, наряду с учебной работой в ОЛГИИВТ, выполнил ряд работ, направленных на выполнение заказов оборонного значения, реконструирование и восстановление разрушенного войной хозяйства речного транспорта.
Н.А.Семанов по заданию Горисполкома города Горького руководил проектом строительства запасного наплавного понтонного моста на р. Оке на случай выхода из строя основного моста. Проект был разработан, понтонный мост был построен и успешно сдан в эксплуатацию. В работе принимали участие Алексей Иванович Чекренев, член КПСС, доктор технических наук, профессор, проректор ЛИИВТ и пять студентов старших курсов факультета ВПиП.
Решением областного и городского исполкома города Горького всем участникам этой важной работы была вынесена благодарность.

В 1942-1943 гг. Н.А. Семанов участвовал в реконструкции Горьковской районной тепловой электростанции (ГОГРЭС) в связи с возросшей потребностью в электроэнергии в военное время.

В 1944 году Н.А. Семанов по заданию Наркомречфлота в составе комиссии специалистов речного транспорта обследовал сооружения Мариинской системы, разрушенные в период военных действий. При его участии были разработаны мероприятия по восстановлениюэтой водной системы.

Н.А. Семанов был награжден медалью «3а доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Сиротский Виктор Филиппович

СИРОТСКИЙ ВИКТОР ФИЛИППОВИЧ

Сиротский Виктор Филиппович
доктор технических наук, проректор по научной работе ЛИИВТ, заведующий кафедрой ПТМ, профессор-консультант этой кафедры, член КПСС.

В период Великой Отечественной войны В.Ф. Сиротский принимал участие в проектировании и строительстве оборонных объектов на северном Урале.
В послевоенный период 1945 — 1947 гг., работая в ЦНИИМФ, он совместно с доктором технических наук А.А. Долголенко участвовал в освоении и модернизации импортного оборудования, полученного по ленд-лизу и по репорациям.
За выполнение заданий военного времени В.Ф. Сиротский был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Скоморовский Ростислав Всеволодович

СКОМОРОВСКИЙ РОСТИСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ
(1910 — 1978)
кандидат технических наук, доцент кафедры подъемно-транспортных машин ЛИИВТ; во время Великой Отечественной войны – заместитель начальника монтажно-восстановительного управления ММФ СССР.

Р.В. Скоморовский во время блокады до начала 1943 года жил и работал на заводах Ленинграда. С 1943 года он в должности заместителя начальника Балтийского монтажно-восстановительного Управления НКМФ работал по монтажу кранового оборудования в Архангельском и Мурманском портах.
В 1945 году Р.В. Скоморовский был командирован в Германию, а затем на Дальний Восток в организации, занимавшиеся отгрузкой трофейного оборудования.
За выполнение важных заданий вовремя Великой Отечественной войны Р.В. Скоморовский был награжден орденом Знак Почета.

[свернуть]
Соколов Марк Александрович

СОКОЛОВ МАРК АЛЕКСАНДРОВИЧ

Соколов Марк Александрович
кандидат технических наук, доцент кафедры ТЭАРП ЛИИВТ; в годы Великой Отечественной войны — руководитель группы и начальник Ленморниипроекта, член КПСС.

М.А. Соколов в 1941-1943 гг., работал в Архангельском морском порту руководителем проектной группы Ленморниипроекта. По проектам этой группы велась реконструкция причалов Архангельского морского порта для приема караванов с военными грузами.
М.А. Соколов в 1944 — 1948 гг., будучи начальником Ленморниипроекта, руководил проектными работами по восстановлению разрушенных морских портов. По проекту Ленморниипроекта того периода восстанавливался и Ленинградский морской торговый порт.
За выполнение важных заданий во время Великой Отечественной войны М.А. Соколов был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 45 гг.».

[свернуть]
Соколова (Рыбальская) Марина Михайловна

СОКОЛОВА (РЫБАЛЬСКАЯ) МАРИНА МИХАИЛОВНА
выпускница заочного отделения ИЭФ ЛИИВТ, кандидат наук, заведующая лабораторией управления пассажирских перевозок кафедры управления судоходством ЛИВТ, заведующая отделом разработки АСУ ВЦ ПСЗБ; в период Великой Отечественной войны — диспетчер пристани Камышин на Волге и пристани Соколки на Каме.

М.М. Соколова (Рыбальская) во время эвакуации, будучи студенткой 4-го курса эксплуатационного факультета, была направлена в Нижне-Волжское речное пароходство, где работала диспетчером пристани Камышин в период подхода немецких войск к Сталинграду. Через пристань Камышин с железной дороги направлялось все вооружение Красной Армии, героически защищавшей Сталинград. Это был основной и единственный путь доставки вооружения с августа 1942 г. вплоть до разгрома фашистских войск в Сталинграде.
В 1944-1943 гг. М.М. Соколова, работая диспетчером пристани Соколки, а затем начальником технической группы Вятского речного пароходства, осуществляла внедрение технического плана работы флота и портов на Каме, способствуя сокращению сроков доставки грузов, необходимых фронту и промышленным предприятиям.
За выполнение заданий военного времени М.М. Соколова была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне.1941-1945 гг.» и значком «Отличник соцсоревнования Наркомречфлота».

[свернуть]
Стриж Константин Александрович

СТРИЖ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1887 — 1946)

Стриж Константин Александрович
выпускник Военно-морского инженерного училища в г. Кронштадте (1910 г.), профессор; во время Великой Отечественной войны — начальник отдела судоверфи, профессор ОЛГИИВТ; после войны – заведующий кафедрой судовых паровых установок ЛИИВТ.

В особо тяжелый начальный период Великой Отечественной войны Стриж К.А. возглавлял судомеханический факультет ЛИИВТ, заведовал кафедрой судовых паровых установок.
В 1942 году Стриж К.А. был эвакуирован из блокадногоЛенинграда и направлен на судоверфь Красноярского края, где до 1944 года работал начальником проектно-технического тела, выполняя ответственные заказы военного времени.
В конце войны (1944 — 45 гг.) Стриж К.А. работал профессором в объединенном институте ОЛГИИВТ в городе Горьком. После победы над фашистской Германией Стриж К.А. возглавил кафедру паро-теплосиловых установок ЛИИВТ.
Профессор Стриж К.А. обладал широчайшими познаниями в области судовых силовых установок, богатой эрудицией в различных областях знаний и ярким педагогическим талантом. В 1941 году вышел в свет сборник Стрижа К.А. «Судовые вспомогательные механизмы». Всего им было написано 7 учебников по судовым паровым машинам и вспомогательным механизмам.

[свернуть]
Холодецкий Роман Антонович

ХОЛОДЕЦКИЙ РОМАН АНТОНОВИЧ
(1885 — 1961)

Холодецкий Роман Антонович
профессор, заведующий кафедрой высшей математики ЛИИВТ; в период Великой Отечественной войны – заведующий кафедрой высшей математики ОЛГИИВТ.

В начале Великой Отечественной войны Р.А. Холодецкий вместе с другими сотрудниками и студентами ЛИИВТ был эвакуирован сначала в с. Белый Яр, а затем в Горький, где с 1941 по 1944 год возглавлял кафедру высшей математики объединенного института ОЛГИИВТ.
Р.А. Холодецкий был талантливым педагогом, в процессе преподавания умело использовал методы высшей математики при решении актуальных технических проблем. В период Великой Отечественной войны профессор Р.А. Холодецкий успешно применял свои знания при решении задач военно-морской тактики, артиллерийской стрельбы из корабельных орудий по невидимой цели и других актуальных прикладных вопросов.
За выполнение важных научно-исследовательских работ в 1942 году Народным комиссариатом ВМФ Р.А. Холодецкому была объявлена благодарность; в 1943 году за плодотворную педагогическую и научную работу Наркоматом Речного флота он был награжден орденом Красной Звезды, а в 1945 году — орденом Красного Знамени от командования ВМФ СССР. Р.А. Холодецкий был награжден медалями «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Чекренев Алексей Иванович

ЧЕКРЕНЕВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
(1901 — 1982)

Чекренев Алексей Иванович
выпускник факультета водных сообщений Института инженеров путей сообщения, член КПСС, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой дноуглубления и выправления, проректор ЛИИВТ по учебной работе, в период Великой Отечественной войны – заместитель директора объединенного института ОЛГИИВТ в г. Горьком.

Свою многогранную учебную, научную и общественную деятельность Чекренев А.И. начал в ЛИИВТ в 1931 году. В 1938 году он создал кафедру дноуглубления и выправления, которую возглавлял до 1974 года. В период с 1953 по 1962 год Чекренев А.И. занимал должность проректора института по учебной работе.
Чекренев А.И. известен в нашей стране и за рубежом как крупный специалист по водным путям и водным изысканиям, его многочисленные, глубокие научные труды и учебные пособия не потеряли своего значения и в настоящее время, в частности, учебник «Водные пути».
За работу в период Великой Отечественной войны Чекренев А.И. был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Шушкин Владимир Николаевич

ШУШКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
кандидат технических наук, старший научный сотрудник ЦНИИРФ, доцент кафедры теории корабля ЛИИВТ.

В.Г. Шушкин в эвакуации (с. Белый Яр) в 1941-1943 гг. работал в группе гидромехаников, руководимой А.М. Басиным, выполнявших научные исследования по совершенствованию обводов корпусов и движительно-рулевых комплексов речных судов.
В 1941 году под руководством В.Н. Шушкина проводились исследования и проектирование водометных движителей, внедрение которых приобрело особо важное значение в связи с проблемой транспортного освоения малых рек и ирригационных каналов.
В 1942 году им был разработан технический проект водометного буксира, по которому в 1943 году в г. Чарджоу был построен и сдан в эксплуатацию малогабаритный мелкосидящий буксир. На ирригационном канале Шават в Хиве судно буксировало досчанники-каюки с хлопком и пшеницей, заменяя многочисленные команды рабочих, тянувших их прежде на бичеве. По этому проекту затем были построены на Моссудоверфи еще пять буксиров и доставлены по железной дороге в Чарджоу и далее на канал Шават.
В 1943-1944 гг. В.Н. Шушкин возглавлял группу ученых, занимавшихся по распоряжению Наркомречфлота совместно с проектировщиками ЦТКБ определением возможного использования в новом речном судостроении высвобождавшихся танковых двигателей (после их модификации). Были произведены расчеты ходовых и тяговых характеристик для большого числа вариантов буксирных, грузовых и пассажирских судов с танковыми двигателями в качестве главных судовых машин. Этот материал был использован в докладе НКВФ Госплану СССР «О программе послевоенного судостроения и определения потребности танковых двигателей для транспортного речного флота».
В.Н. Шушкин был награжден орденом Знак Почета и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Яропольский Иван Васильевич

ЯРОПОЛЬСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
(1894 — 1975)

Яропольский Иван Васильевич
Заместитель директора ЦНИИРФ по научной работе; профессор, заведующий кафедрой строительного производства ЛИИВТ, член КПСС.

И.В. Яропольский, имея глубокие знания по механике грунтов и строительным работам, в период Великой Отечественной войны провел исследование по устойчивости высоких откосов в условиях военного времени. В этой работе были даны рекомендации по повышению устойчивости откосов при взрывных нагрузках.
И.В. Яропольский был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

[свернуть]
Дукельский Александр Иосифович

ДУКЕЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ИОСИФОВИЧ
(1900 — 1980)

Дукельский Александр Иосифович
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой подъемно-транспортных машин ЛИВТ.

После освобождения Одессы А.И. Дукельский приступил к педагогической работе в высшем учебном заведении города. В этот же период А.И.Дукельский проводил консультационную работу по вопросам восстановления Одесского морского порта. В 1943 г. в журнале «Морской флот» № 7 им была опубликована статья «Выбор оптимальных скоростей и грузоподъемностей крановых установок».
А.И. Дукельский был награжден медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.».

[свернуть]